04 августа 2021 г. |
Дело N А05-5210/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Лущаева С.В., Маркина С.Ф.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ягры" Смоляржа В.С. (доверенность от 11.08.2020), от Мурманской таможни Корельского А.В. (доверенность от 12.07.2021 N 05-19/10923),
рассмотрев 03.08.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ягры" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.12.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2021 по делу N А05-5210/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Ягры", адрес: 163045, г. Архангельск, Талажское шоссе, д. 45, ОГРН 1022900532555, ИНН 2901069731 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решения Архангельской таможни, адрес: 163045, Архангельск, наб. Северной Двины, д. 138, ОГРН 1022900540871, ИНН 2901065254, от 27.03.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10207050/170817/0002051, уведомления от 08.05.2020 N 10203000/У2020/0000022 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, об обязании Архангельской таможни принять заявленную Обществом таможенную стоимость в отношении морского рыболовного судна "Викинг".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Дью Дилидженс", адрес: 107113, Москва, ул. Сокольнический Вал, д. 52, ОГРН 1127746624631, ИНН 7718897580.
В соответствии с пунктом 1 статьи 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением от 18.08.2020 Арбитражный суд Архангельской области назначил по делу судебную экспертизу с целью определения рыночной стоимости судна "Викинг", в связи с чем приостановил производство по настоящему делу до получения заключения экспертизы. Определением суда первой инстанции от 13.10.2020 производство по делу возобновлено.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 28.10.2020 в порядке статьи 48 АПК РФ произведена замена Архангельской таможни на её правопреемника - Мурманскую таможню, адрес: 183010, г. Мурманск, ул. Горького, д. 15, ОГРН 1025100864095, ИНН 5192160036 (далее - Таможня).
Решением суда первой инстанции от 28.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.04.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 28.12.2020 и постановление от 06.04.2021, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
По мнению подателя кассационной жалобы, суд, удовлетворив ходатайство о назначении экспертизы, признал противоречие между имеющимися в материалах дела экспертными заключениями, однако в результате счел обоснованным заключение не судебной, а таможенной экспертизы стоимости судна "Викинг"; поскольку после проведения судебной экспертизы имевшиеся противоречия не были устранены, суд первой инстанции мог назначить повторную или дополнительную экспертизу, чего не сделал, более того, отказал в удовлетворении ходатайства Таможни о проведении повторной судебной экспертизы; суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, не устранил допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушений, немотивированно отклонил ходатайство Общества о проведении дополнительной экспертизы.
Как указывает Общество, суды не дали надлежащей оценки его доводу о существенных дефектах заключения таможенной экспертизы от 07.11.2019 N 2913/19, неверно оценили условия договора бербоут-чартера; указанная в таком договоре стоимость судна использовалась для определения размера его страховки; выкуп Обществом судна "Викинг" по окончании исполнения договора бербоут-чартера не свидетельствует о том, что уплаченные по такому договору за 6 лет бербоутные платежи являлись частью стоимости судна; стоимость ремонта судна не влияет на его первоначальную стоимость; поскольку в 2004 году стоимость судна составила примерно 19 500 000 руб., его стоимость в 2017 году не могла увеличиться в 3,5 раза.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня, считая решение от 28.12.2020 и постановление от 06.04.2020 законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В возражениях на отзыв Таможни Общество указывает на несостоятельность ее доводов и просит удовлетворить кассационную жалобу.
Определением суда кассационной инстанции от 27.07.2021 судебное разбирательство в порядке, предусмотренном статьей 158 АПК РФ, отложено на 03.08.2021.
Рассмотрение кассационной жалобы продолжено 03.08.2021 тем же составом суда.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Таможни возражал против ее удовлетворения.
ООО "Дью Дилидженс", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (фрахтователь) и Astrodome Shipping Co. Ltd (Кипр; судовладелец) 08.05.1998 заключили на срок три года договор бербоут-чартера (стандартный бербоутный чартер Балтийского и Международного морского совета, кодовое название "Бэрикон 89"), по условиям которого фрахтователь взял в аренду с правом выкупа судно "Викинг" 1976 года постройки, регистрационный номер судна, присвоенный ему Международной морской организацией - 7511527.
Astrodome Shipping Co. Ltd и Общество в договоре от 15.03.2004 подтвердили, что фрахтователь надлежаще выполнил обязательства, предусмотренные частями I, II договора бербоут-чартера от 08.05.1998, в том числе 16.03.2004 уплатил последние 672 000 долларов США бербоутных платежей, что стало основанием для передачи судна "Викинг" фрахтователю в собственность по акту приема-передачи от 30.03.2004.
Судно "Викинг" 14.08.2017 прибыло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в морской порт Мурманск.
ООО "Дью Дилидженс" (таможенный представитель Общества) задекларировало ввезенное на территорию ЕАЭС судно "Викинг" по ДТ N 10207050/170817/0002051; 17.08.2017 судно выпущено таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Одновременно с ДТ Общество подало декларацию таможенной стоимости (ДТС), в которой таможенная стоимость судна "Викинг" (5 062 693 руб. 33 коп.) определена 6-м (резервным) методом на основе метода 1 - по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со статьей 10 действовавшего на момент ввоза судна Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение).
Для определения таможенной стоимости судна Общество использовало отчет об оценке от 17.08.2017 N 84/03-17, выполненный некоммерческой организацией "Частное экспертное учреждение "Научно-исследовательская лаборатория судебной и независимой экспертизы", согласно которому стоимость судна составила 4 902 000 руб.
При этом таможенная стоимость судна сложилась из указанной в отчете от 17.08.2017 стоимости и 160 693 руб. 33 коп. транспортных расходов на его перевозку.
Таможня, усмотрев признаки недостоверного декларирования стоимости судна "Викинг", 17.08.2017 вынесла решение о ее корректировке по 6-му (резервному) методу на основе гибкого применения метода 3 - по стоимости сделки с однородными товарами.
Для корректировки стоимости судна была использована стоимость морского рыболовного судна "Бриз" (прежнее название "Dover"), указанная при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в ДТ N 10707070/060614/0000416. В соответствии с решением Таможни от 17.08.2017 скорректированная таможенная стоимость судна "Викинг" составила 5 197 559 руб.
После выпуска судна и проведения в отношении Общества камеральной таможенной проверки по вопросу достоверности сведений о таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10207050/170817/0002051, Таможня пришла к выводам о неверной корректировке таможенной стоимости судна "Викинг", зафиксированной в решении от 17.08.2017, и невозможности использования для определения таможенной стоимости указанного судна ценовой информации о таможенной стоимости судна "Бриз".
В ходе проведения камеральной таможенной проверки Таможня 23.09.2019 приняла решение N 10203000/230919/ПВ/000002 о назначении таможенной экспертизы для определения рыночной стоимости судна "Викинг", проведение которой поручила эксперту ООО "Респект" Паршеву Вячеславу Алексеевичу.
Согласно заключению эксперта от 07.11.2019 N 2913/19 по состоянию на 17.08.2017 рыночная стоимость судна "Викинг" на мировом рынке, максимально приближенная к цене продаже из Королевства Норвегия (при условии, что страной происхождения (производства) является Республика Польша), составила 67 562 000 руб.
При проведении Таможней камеральной проверки Общество привлекло эксперта-оценщика ООО "ФинТраст", согласно заключению которого от 23.03.2020 N 21 рыночная стоимость судна "Викинг" по состоянию на 17.08.2017 составила 5 355 000 руб.
По результатам проведенной камеральной таможенной проверки Таможня 03.03.2020 составила акт N 10203000/210/030320/А000021, а 27.03.2020 вынесла решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10207050/170817/0002051, в соответствии с которым таможенная стоимость судна "Викинг" составила 67 741 618 руб. 57 коп.
(67 562 000 руб. - стоимость судна, указанная в заключении эксперта Паршева В.А., 160 693 руб. 33 коп. - транспортные расходы, 18 925 руб. 24 коп. - расходы на страхование судна).
На основании решения от 27.03.2020 Таможня доначислила Обществу 11 257 930 руб. 72 коп. таможенных платежей (с учетом ранее уплаченных 935 560 руб. 62 коп.) и направила Обществу уведомление от 08.05.2020 N 10203000/У2020/0000022 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов.
Общество, не согласившись с решением и уведомлением Таможни, оспорило их в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, пришла к следующим выводам.
Согласно статье 64 действовавшего на момент декларирования судна "Викинг" Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
На момент ввоза судна и его декларирования по ДТ N 10207050/170817/0002051 таможенная стоимость товаров, ввозившихся на территорию Таможенного союза, определялась в соответствии с Соглашением.
Основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения (пункт 1 статьи 2 Соглашения).
В силу пункта 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения. Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, вступившего в действие с 01.01.2018.
Согласно пункту 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Аналогичные положения приведены в части 10 статьи 38 ТК ЕАЭС.
Статья 10 Соглашения предусматривала применение 6-го (резервного) метода определения таможенной стоимости товаров.
Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения (пункт 1 статьи 10 Соглашения).
В силу пункта 2 статьи 10 Соглашения методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с указанной статьей, являются теми же, что и предусмотренные в статьях 4, 6 - 9 Соглашения, однако, при определении таможенной стоимости в соответствии с данной статьей допускается гибкость при их применении.
Согласно пункту 4 статьи 10 Соглашения таможенная стоимость товаров в соответствии с данной статьей не должна определяться на основе:
1) цены на товары на внутреннем рынке Таможенного союза,
2) системы, предусматривающей принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей;
3) цены на товары на внутреннем рынке страны вывоза;
4) иных расходов, нежели расходы, включенные в расчетную стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии со статьей 9 Соглашения;
5) цены товаров, поставляемых из страны их вывоза в третьи страны;
6) минимальной таможенной стоимости;
7) произвольной или фиктивной стоимости.
Как усматривается из решения о корректировке стоимости судна "Викинг" от 17.08.2017, Таможня использовала 6-й (резервный) метод определения таможенной стоимости товара при гибком применении метода 3 - по стоимости сделки с однородными товарами с учетом ценовой информации о стоимости судна "Бриз", задекларированного по ДТ N 10707070/060614/0000416.
В ходе камеральной таможенной проверки Таможня пришла к выводу об отсутствии при принятия решения от 17.08.2017 оснований для корректировки таможенной стоимости судна "Викинг" резервным методом при гибком применении метода по стоимости сделки с однородными товарами, поскольку было нарушено условие, предусмотренное абзацем третьим пункта 2 статьи 10 Соглашения, судно "Бриз" было ввезено на таможенную территорию Таможенного союза за три года до ввоза Обществом судна "Викинг".
Рыночную стоимость судна "Викинг" (67 562 000 руб.) Таможня определила с использованием резервного метода определения таможенной стоимости товара (статья 45 ТК ЕАЭС) на основании таможенного экспертного заключения от 07.11.2019 N 2913/19.
В ходе таможенной проверки Общество представило заключение эксперта-оценщика от 23.03.2020 N 21, согласно которому рыночная стоимость судна "Викинг" на момент его ввоза на таможенную территорию ЕАЭС составляла 5 355 000 руб.
Ввиду представления в материалы дела противоречащих друг другу заключений о стоимости судна "Викинг" суд первой инстанции назначил судебную экспертизу с целью определения стоимости указанного судна.
Согласно заключению эксперта ООО "Проф-Оценка" Аншукова Дмитрия Владимировича от 09.10.2020 N 1671-20рс рыночная стоимость судна по состоянию на 17.08.2017 составила 8 890 000 руб.
Суды двух инстанций констатировали, что отчет об оценке от 17.08.2017 N 84/03-17 не может быть использован для определения таможенной стоимости судна "Викинг", поскольку цена в нем определена на основе цен на внутреннем рынке ЕАЭС на товары как произведенные на таможенной территории ЕАЭС, так и произведенные на территории Государства Япония, Федеративной Республики Германия. Оценщик использовал данные о судах-аналогах, не соответствующих объекту оценки по году постройки, техническим параметрам (в том числе габаритам, мощности двигателя), не учел различия в классах судов в зависимости от года выпуска, ограничения региона плавания (ледовый класс).
Суды отклонили заключение об оценке рыночной стоимости судна "Викинг" от 23.03.2020 N 21, выполненное экспертом-оценщиком ООО "ФинТраст", поскольку цена судна определена на основе цен на внутреннем рынке ЕАЭС на аналогичные товары, как произведенные на таможенной территории ЕАЭС, так и произведенные в Государстве Япония, Королевстве Норвегия, Украине, экспертом не учтены различия в классах судов в зависимости от региона плавания (ледовый класс).
Суды также признали, что для определения таможенной стоимости судна "Викинг" не может быть использовано заключение эксперта ООО "Проф-Оценка" Аншукова Д.В. от 09.10.2020 N 1671-20рс (судебная экспертиза), поскольку рыночная стоимость судна определена на основе стоимости судов-аналогов, построенных только на таможенной территории ЕАЭС (Российской Федерации), при оценке не учтены различия в классах судов в зависимости от региона плавания (ледовый класс).
Заключение таможенного эксперта ООО "Респект" Паршева В.А. от 07.11.2019 N 2913/19, согласно которому стоимость судна "Викинг" составила 67 562 000 руб., суды двух инстанций признали надлежащим доказательством, подтверждающим таможенную стоимость судна.
В обоснование своего вывода суды указали, что заключение от 07.11.2019 N 2913/19 является мотивированным, непротиворечивым, полным, основано на имеющихся в деле доказательствах, сомнений в его обоснованности не вызывает. Доказательства, свидетельствующие о пристрастности эксперта, отсутствуют. В ходе подготовки экспертного заключения эксперт провел оценку судна сравнительным методом и привел основания о неприменении затратного метода.
Однако вывод судов о том, что надлежащим является только заключение от 07.11.2019 N 2913/19, нельзя признать в достаточной степени обоснованным.
Суды указали, что заключение эксперта Паршева В.А. не содержит противоречий и неясностей, отсутствуют доказательства пристрастности эксперта. Однако в отношении остальных представленных в материалы дела заключений и отчета об оценке суды не указали на наличие противоречий и неясностей, обстоятельств, свидетельствующих о пристрастности экспертов.
Суды отметили, что Паршев В.А. определил стоимость судна сравнительным методом, привел обоснование невозможности использования затратного метода.
Из материалов дела видно, что во всех заключениях и отчете об оценке стоимость судна "Викинг" определена сравнительным методом.
В заключении 23.03.2020 N 21 эксперт ООО "ФинТраст" привел обоснование неприменения затратного и доходного методов к оценке стоимости судна "Викинг", в отчете об оценке 17.08.2017 N 84/03-17 эксперт признал возможность применения для определения стоимости судна затратного метода, в то время как другими экспертами данный подход не использовался.
Кроме того, как обоснованно указало в кассационной жалобе Общество, после проведения по делу судебной экспертизы противоречия между имеющимися в материалах дела доказательствами не были устранены.
Так, согласно представленному Обществом при ввозе судна на территорию ЕАЭС отчету об оценке от 17.08.2017 N 84/03-17 стоимость судна на 15.08.2017 составила 4 902 000 руб.; согласно заключению эксперта ООО "Респект" от 07.11.2019 N 2913/19, составленному в ходе камеральной таможенной проверки, стоимость судна составила 67 562 000 руб.; согласно заключению эксперта ООО "ФинТраст" от 23.03.2020 N 21, представленному Обществом Таможне с возражениями на акт таможенной проверки, стоимость судна по состоянию на 17.08.2017 составила 5 355 000 руб.; согласно заключению судебной экспертизы (эксперт Аншуков Д.В.) стоимость судна по состоянию на 17.08.2017 составила 8 890 000 руб.
При этом при назначении судебной экспертизы суд первой инстанции в определении от 18.08.2020 указал, что выводы экспертов в имеющихся в материалах дела отчете об оценке от 17.08.2017 N 84/03-17 и экспертном заключении от 07.11.2019 N 2913/19 противоречат друг другу.
Однако заключение назначенной судом экспертизы было отвергнуто, а принято во внимание заключение таможенного эксперта, противоречащее имеющимся в материалах дела документам.
В соответствии с частью 1 статьи 87 АПК РФ при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту.
В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов (часть 2 статьи 87 АПК РФ).
Заявленное Таможней в суде первой инстанции ходатайство о проведении повторной экспертизы было отклонено.
Вопрос о проведении дополнительной экспертизы судом первой инстанции не рассматривался.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции для дачи пояснений был вызван эксперт Аншуков Д.В.; в соответствии с протоколом судебного заседания от 24.12.2020 судом были заслушаны пояснения эксперта, однако в судебном акте оценка данных пояснений не приведена.
Таким образом, суд первой инстанции не создал необходимых условий для выяснения и установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
В обоснование вывода о том, что стоимость судна составила 67 562 000 руб., суды сослались на следующие обстоятельства.
В соответствии с договором бербоут-чартера ежемесячный платеж по нему составлял 130 000 долларов США. Согласно пункту 45 договора стоимость судна составляла 4 680 000 долларов США (что соответствует сумме 36 ежемесячных арендных платежей). В соответствии с пунктом 27 договора бербоут-чартера судно было застраховано на 4 900 000 долларов США.
В 2004 году Общество приняло судно "Викинг" к бухгалтерскому учету, определив его стоимость в 19 482 489 руб. 60 коп., что соответствовало сумме последних бербоутных платежей по договору - 672 000 долларов США.
Стоимость ремонта судна в 2014 году в норвежском порту Киркинес составила 11 479 871 руб. 68 коп.
В страховом полисе от 01.03.2017 N F009 с периодом страхования 12 месяцев начиная с 16.04.2017, оформленном при перевозке судна, указана его стоимость - 3 000 000 долларов США, что эквивалентно 178 956 300 руб.
Суды сочли, что данные обстоятельства также подтверждают правильность таможенной стоимости судна "Викинг", указанной в заключении от 07.11.2019 N 2913/19 таможенным экспертом.
Между тем довод Общества о том, что указанная в пункте 45 договора бербоут-чартера стоимость судна не являлась таковой по состоянию на 17.08.2017, а также ссылка Общества на договор от 15.03.2004, в соответствии с которым стоимость судна на момент его передачи Обществу составляла 672 000 долларов США, не получили надлежащей оценки судов двух инстанций.
Не оценены доводы Общества о неувеличении в результате проведенных ремонтных работ стоимости судна "Викинг" как объекта основных средств, о том, что на момент покупки судна срок его эксплуатации составил 27 лет, а его остаточная стоимость по состоянию на 01.05.2014 - 0 руб.
Страховой полис от 01.03.2017 N F009, на который сослались суды, в материалах дела отсутствует.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 170 АПК РФ в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле (аналогичное требование к постановлению апелляционного суда приведено в пункте 12 части 2 статьи 271 АПК РФ).
Судебный акт является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела обстоятельства установлены на основании исследования и оценки доказательств, которые стороны представили в подтверждение доводов и возражений во исполнение обязанности, возложенной на каждого из них статьей 65 АПК РФ.
Результат оценки доказательств в силу статьи 71 АПК РФ излагается в судебном акте, в котором проводятся сведения о доказательствах, послуживших основой для выводов суда об обстоятельствах дела, доводы в пользу принятого решения.
Принятые по настоящему делу решение и постановление нельзя признать соответствующими указанным требованиям процессуального права.
Поскольку суды вопреки требованиям статьи 71 АПК РФ не установили и не исследовали в полном объеме обстоятельства, относящиеся к предмету доказывания по настоящему спору, не дали надлежащей правовой оценки представленным доказательствам и всем доводам сторон, не приняли мер к полному и всестороннему исследованию доказательств в совокупности и взаимосвязи в целях исключения внутренних противоречий и расхождений между ними, выводы судов сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, судебные акты по данному делу подлежат отмене в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ.
Как указано в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", выявление судом кассационной инстанции несоответствия содержащихся в судебных актах выводов суда первой или апелляционной инстанции об обстоятельствах дела доказательствам, на которых основаны такие выводы, несогласие с мотивами, по которым суды отвергли те или иные доказательства (пункт 2 части 4 статьи 170, пункт 12 части 2 статьи 271 АПК РФ), являются основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции и (или) постановления суда апелляционной инстанции полностью или в части.
В этом случае дело направляется на новое рассмотрение на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, так как суд кассационной инстанции не вправе самостоятельно устранять нарушения, связанные с применением норм процессуального законодательства об исследовании и оценке доказательств по делу.
Так как для принятия законного и обоснованного решения требуются установление обстоятельств, исследование и оценка доказательств, принятые судами по данному делу решение и постановление подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
При новом рассмотрении судам следует учесть изложенное, установить имеющие существенное значение для разрешения спора фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств, приведенных доводов в их взаимной связи, дать этим доказательствам и доводам правовую оценку, устранив имеющиеся между ними противоречия, установить возможность проведения повторной или дополнительной экспертизы по делу, вызвать в судебное заседание экспертов для дачи пояснений.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.12.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2021 по делу N А05-5210/2020 отменить.
Дело N А05-5210/2020 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения. Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, вступившего в действие с 01.01.2018.
Согласно пункту 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Аналогичные положения приведены в части 10 статьи 38 ТК ЕАЭС.
...
Рыночную стоимость судна "Викинг" (67 562 000 руб.) Таможня определила с использованием резервного метода определения таможенной стоимости товара (статья 45 ТК ЕАЭС) на основании таможенного экспертного заключения от 07.11.2019 N 2913/19."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 августа 2021 г. N Ф07-9178/21 по делу N А05-5210/2020
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16462/2024
10.09.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4542/2024
18.01.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-21484/2023
07.11.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7800/2023
02.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-23320/2022
16.11.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2953/2022
28.02.2022 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-5210/20
04.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9178/2021
06.04.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-999/2021
28.12.2020 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-5210/20