10 августа 2021 г. |
Дело N А13-8260/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лесопильный и деревообрабатывающий комбинат N 2" Обрядиной О.В. (доверенность от 30.07.2021),
рассмотрев 04.08.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесопильный и деревообрабатывающий комбинат N 2" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.12.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2021 по делу N А13-8260/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лесопильный и деревообрабатывающий комбинат N 2", адрес: 162900, Вологодская обл., г. Вытегра, Ленинградский тракт, д.26, ОГРН 35080073354, ИНН 3508007354 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области к Федеральному агентству лесного хозяйства, адрес: 113184, Москва, Пятницкая ул., д. 59/19, ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840 (далее - Рослесхоз) и Департаменту лесного комплекса Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 27, ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968 (далее - Департамент) с требованиями о признании незаконным бездействие ответчиков, выраженных в непринятии мер, направленных на устранение недостоверности сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) о наличии статуса особозащитных участков (далее - ОЗУ) "исключенные из РГП" в границах лесного участка, предоставленного истцу на праве аренды и возложении на ответчиков обязанности по устранению допущенных нарушений путем принятия мер, направленных на устранение недостоверности сведений ГЛР, для чего: возложить на Рослесхоз обязанность упразднить статус ОЗУ "исключенные из РГП", присвоенного отдельным выделам лесного участка общей площадью 10845,8 га, переданного Обществу по договору аренды от 15.06.2009 N 02-02- 16/843-2009, а на Департамент - обязанность внести изменения в ГЛР в части исключения сведений о статусе ОЗУ "исключенные из РГП", присвоенного отдельным выделам лесного участка общей площадью 10 845,8 га, переданного Обществу по договору аренды от 15.06.2009 N 02-02-16/843- 2009 (с учетом уточнения иска, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением суда от 30.12.2020 (с учетом определения суда об исправлении опечатки от 03.02.2021), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.05.2021, в удовлетворении иска Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество просит указанные судебные акты отменить и удовлетворить иск. Как на обоснование необходимости внесения испрашиваемых изменений, направленных на устранение недостоверности сведений ГЛР, Общество указывает на то, что ответчики не представили достоверную и исчерпывающую информацию когда и на каком основании в ГЛР (до его введения - в данных государственного лесного учета) появилась информация о присвоении части арендуемых истцом лесных участков статуса ОЗУ "исключенные из РГП", при этом такой статус ни действующим законодательством, ни законодательством, действовавшим на момент лесоустройства Вытегорского лесничества в 1994 и 1999 г.г. не был предусмотрен.
Общество настаивает, что, не имея формальных полномочий на прямое внесение изменений в ГЛР, Рослесхоз располагает достаточным объемом прав, которые в совокупности с его обязанностью обеспечить надлежащее ведение ГЛР органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 7 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации; далее - ЛК РФ), позволяют принять меры реагирования на заявление Общества, т.е. исправить ошибку и внести соответствующие изменения. Податель жалобы также обращает внимание на то, что со своей стороны Департамент не выполнил мероприятия, направленные на актуализацию данных лесоустройства в Вытегорском лесничестве, что установлено решением Вытегорского районного суда от 25.11.2019 по делу N 2а-450/2019.
От Департамента поступил отзыв на жалобу, в котором его податель не согласился с доводами жалобы и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Представители Рослесхоза и Департамента, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Общество (арендатор) и Департамент (арендодатель) заключили договор аренды лесного участка от 15.06.2009 N 02-02-16/843-2009.
Согласно пунктам 1, 2, 4 договора арендодатель предоставляет арендатору во временное пользование лесной участок площадью 41 039,5 га, расположенный по адресу: Вологодская область, Вытегорский муниципальный район, Вытегорский районный отдел - государственное лесничество: Педажезерское участковое лесничество, кварталы N 113, 114, 129, 130, 139, 140 (целевое назначение - эксплуатационные леса), кварталы N 2, 3, 6, 7, 12, 13, 22, 28, 29, 43, 44, 61, 62, 77, 78, 95 (целевое назначение - защитные леса); Водлицкое участковое лесничество, кварталы N 1 ч, 3 ч, 4, 5, 6, 7 ч, 8 ч, 9, 10, 12, 13, 14 ч, 17 ч, 18, 20 ч, 22 ч, 23, 24, 25, 28 ч, 29, 42, 43, 51, 53, 58, 61, 62, 63, 64 (целевое назначение -эксплуатационные леса); кварталы N 1 ч, 2, 3 ч, 7 ч, 8 ч, 10 ч, 14 ч, 17 ч, 20 ч, 21, 22 ч, 27, 28 ч (целевое назначение - защитные леса); Куржекское участковое лесничество, кварталы N 1, 5, 6, 13, 27, 28, 29, 42, 43, 44, 59 (целевое назначение - защитные леса); Верховское участковое лесничество, кварталы N 82, 83, 84, 85, 86, 92, 93, 100, 105, 106, 107, 108, 109, 110 (целевое назначение - защитные леса); Мегорское участковое лесничество, кварталы N 18, 29, 30, 39, 40, 41, 49, 50, 60, 66, 73, 77, 78, 82, 83, 88, 89 (целевое назначение - защитные леса); Вытегорское участковое лесничество (СПК "Зори"), кварталы N 81, 82, 87, 88, 89, 91, I 218, 223, 224 (целевое назначение - эксплуатационные леса); (СПК "Онего") кварталы N 25, 26, 27, 29 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Андомское участковое лесничество (к-з им. "Новый путь"), кварталы N 2, 10, 17 (целевое назначение - эксплуатационные леса); (ООО "Андома") кварталы N 51, 57, 81, 88, 101, 113, 131 ч (кроме выделов 1, 2, 16) (целевое назначение - эксплуатационные леса); Ковжинское участковое лесничество (ООО "Восток"), кварталы N 70, 79, 80, 89, 99, 100, 103, 120 (целевое назначение - эксплуатационные леса), в целях реализации инвестиционного проекта "Организация производства по выпуску сухих пиломатериалов на ООО "ЛДК N 22" в г. Вытегра" с осуществлением заготовки древесины в объемах согласно приложению 3.
Поскольку отдельным выделам арендуемого лесного участка, площадью 10 845,8 га присвоен статус особо защитных участков (ОЗУ) "исключенные из РГП", а расчетная лесосека по указанному договору аренды определена с учетом осуществления заготовки, в том числе на указанных выделах, Общество обратилось к Департаменту и Рослесхозу с требованиями о снятии статуса ОЗУ в отношении спорных частей лесного участка.
Департамент и Рослесхоз отказали Обществу в удовлетворении его требования.
Означенные отказы послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие в рассматриваемом случае правовых и фактических оснований для удовлетворения иска.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ), требованиям искового производства.
Согласно статье 1 ЛК РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются в том числе, на следующих принципах: сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшение качества лесов; использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Частью 2 статьи 12 ЛК РФ предусмотрено, что освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Согласно части 6 статьи 102 ЛК РФ отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Полномочия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации возложены на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Таким органом является Рослесхоз в соответствии с пунктом 5.20 (3) Положения о нем, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 (далее - Положение N 736).
В силу пункта 5.4.4 Положения N 736 Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет полномочия по принятию решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 ЛК РФ), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса.
Согласно статье 68.2 ЛК РФ, по результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, которое осуществляется в целях, предусмотренных статьей 12 ЛК РФ, органы государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 ЛК РФ, принимают решения об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, защитным лесам, резервным лесам, о выделении особо защитных участков лесов, а также об установлении или изменении границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов.
Проектирование ОЗУ осуществляется в пределах лесничества на основании анализа состояния и использования лесов, перспектив их освоения, развития особо охраняемых природных территорий с учетом документов территориального планирования, с подготовкой текстового и графического описания местоположения границ земель, на которых они располагаются, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Суды установили, что проведение указанных работ входит в содержание лесоустройства и относится к полномочиям Рослесхоза.
В соответствии с пунктами 21, 22 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" (далее - Лесоустроительная инструкция) ОЗУ проектируются в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов.
Выделение ОЗУ осуществляется на основании материалов лесоустройства, специальных обследований (таксационные описания, планшеты, планы лесонасаждений, а также другие материалы, полученные при лесоустройстве, охотоустройстве, геоботанических или иных специальных обследованиях), данных государственного лесного реестра.
Проектируемые при лесоустройстве особо защитные участки лесов выделяются в отдельные лесные кварталы или лесотаксационные выделы. На картографические материалы наносятся их границы, определяются площади, приводится количественная, качественная характеристики земель и лесных насаждений. По результатам проектирования составляется ведомость проектируемых особо защитных участков лесов.
Как установлено судами на территории Вытегорского лесничества лесоустройство проводилось в 1994 и 1999 годах; лесоустройство проведено в полном объеме, в том числе выделены ОЗУ леса в соответствии с требованиями основных положений по выделению ОЗУ, постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.1996 N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах", постановления губернатора Вологодской области от 30.11.1998 N 908 "Об утверждении параметров особо защитных участков леса на территории области и режиме лесопользования в них".
Статус спорных участков определен протоколами первых лесоустроительных совещаний Андомского лесхоза, Вытегорского межхозяйственного лесхоза и Вытегорского лесхоза. В означенных протоколах отражено, что при лесоустройстве необходимо исключить из расчета главного пользования особо защитные участки, а также участки низкоплотных (0,3-0,4) спелых и перестойных лесных насаждений и защитной, лесохозяйственной и запретных хозчастях, мобфонд и участки спелого и перестойного леса, где запас на 1 га составляет 40 куб. и менее.
Следовательно, информация об ОЗУ "исключенные из РГП" была учтена при ведении учета лесного фонда и в дальнейшем включена в ГЛР.
Рослесхоз в отзыве на жалобу также поясняет, что спорная площадь участков исключена из расчета лесопользования и в площадь лесного участка на котором расположены предназначенные для рубки лесные насаждения (лесосеки) не входит, о чем Общество было осведомлено при заключении договора (т.е. наличие ОЗУ не влияет на величину арендной платы).
Суды со ссылкой на ЛК РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ и то, что параметры ОЗУ утверждались до 31.12.2004 органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предложениям территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством, а с 01.01.2005 и до 01.01.2007 - территориальными органами управления лесным хозяйством на основании материалов лесоустройства, пришли к обоснованному выводы, что до момента внесения соответствующих изменений в данные государственного лесного реестра по прежнему сохраняется статус ОЗУ, указанных в материалах лесоустройства, проведенного до 01.01.2007.
Констатируя вышеназванные обстоятельства, с учетом положений статей 81-84, 91 ЛК РФ, Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 N 496 об утверждении Перечня, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение (далее - Перечень N 496), суды обоснованно отказали Обществу во внесении изменений в государственный лесной реестр.
Так, судами учтено, что в силу пункта 2.1 Перечня N 496 документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в ГЛР и ее изменения, являются следующие акты:
- о внесении документированной информации в государственный лесной реестр;
- об изменении документированной информации государственного лесного реестра;
- несоответствия данных ГЛР натурному обследованию.
Основанием для несения документированной информации в перечисленные выше акты является первичная документация по установленному перечню, в том числе решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений (данным органом является Рослесхоз) о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ, а также лесоустроительная документация (пункт 2.2 Перечня N 496).
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области ведения ГЛР установлен определенный перечень документов, которые являются основаниями для внесения изменений сведений в указанном реестре в части особо защитных участков лесов.
Между тем, материалами дела подтверждается, что изменения относительно статуса спорных лесных участков после 1999 года в материалы лесоустройства не вносились, на момент обращения Общества с заявлением в Рослесхоз отсутствовало решение о снятии с интересующих истца лесных участков статуса особо охраняемых.
Как следствие, определенная для испрашиваемого исключения процедура не соблюдена, поскольку в силу пункта 2.1 Перечня N 496, отсутствуют законные основания для рассмотрения Рослесхозом вопроса о возможном исключении испрашиваемых лесных участков из категории ОЗУ лесов.
В данном случае для испрашиваемого Обществом результата значимым вопросом является надлежащее выполнение Департаментом мероприятий, направленных на актуализацию данных лесоустройства в Вытегорском лесничестве (ввиду давности проведения лесоустроительных работ и актуализации данных государственного лесного реестра), поскольку решением Вытегорского районного суда от 25.11.2019 по делу N 2а-450/2019 на Департамент возложена обязанность в течении трех лет со дня вступления в законную силу решения суда провести лесоустройство на землях лесного фонда в границах Вытегорского лесничества. Однако, исходя из сформированного Обществом предмета спора означенное обстоятельство не подлежит исследованию в настоящем деле.
В силу изложенного, суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.12.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2021 по делу N А13-8260/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесопильный и деревообрабатывающий комбинат N 2" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Констатируя вышеназванные обстоятельства, с учетом положений статей 81-84, 91 ЛК РФ, Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 N 496 об утверждении Перечня, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение (далее - Перечень N 496), суды обоснованно отказали Обществу во внесении изменений в государственный лесной реестр.
Так, судами учтено, что в силу пункта 2.1 Перечня N 496 документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в ГЛР и ее изменения, являются следующие акты:
...
Основанием для несения документированной информации в перечисленные выше акты является первичная документация по установленному перечню, в том числе решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений (данным органом является Рослесхоз) о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ, а также лесоустроительная документация (пункт 2.2 Перечня N 496).
...
Как следствие, определенная для испрашиваемого исключения процедура не соблюдена, поскольку в силу пункта 2.1 Перечня N 496, отсутствуют законные основания для рассмотрения Рослесхозом вопроса о возможном исключении испрашиваемых лесных участков из категории ОЗУ лесов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 августа 2021 г. N Ф07-11023/21 по делу N А13-8260/2020