Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 августа 2021 г. N Ф07-11023/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
04 мая 2021 г. |
Дело N А13-8260/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 04 мая 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лесопильный и деревообрабатывающий комбинат N 2" представителей Обрядиной О.В. по доверенности от 31.07.2020, Пестерева И.В. по доверенности от 10.03.2021, от Департамента лесного комплекса Вологодской области представителя Некипеловой И.А. по доверенности от 24.12.2020 N 580,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференций апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесопильный и деревообрабатывающий комбинат N 2" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 декабря 2020 года по делу N А13-8260/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лесопильный и деревообрабатывающий комбинат N 2" (адрес: 162900, Вологодская область, Вытегорский район, город Вытегра, Ленинградский тракт, дом 26; ИНН 3508007354, ОГРН 1073533000936; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области к Федеральному агентству лесного хозяйства (адрес: 113184, Москва, улица Пятницкая, дом 59/19; ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298; далее - Рослесхоз), Департаменту лесного комплекса Вологодской области (адрес: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 27; ИНН 3525151968, ОГРН 1053500056136; далее - Департамент) с требованиями: признать незаконными бездействия ответчиков, выраженные в непринятии мер, направленных на устранение недостоверности сведений в государственный лесной реестр (далее - ГЛР) о наличии статуса особозащитных участков (далее - ОЗУ) "исключенные из РГП" в границах лесного участка, предоставленного истцу на праве аренды и возложить на ответчиков обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия мер, направленных на устранение недостоверности сведений ГЛР, а именно: возложить на Рослесхоз обязанность упразднить статус ОЗУ "исключенные из РГП", присвоенного отдельным выделам лесного участка общей площадью 10845,8 га, переданного Обществу по договору аренды от 15.06.2009 N 02-02-16/843-2009; возложить на Департамент обязанность внести изменения в ГЛР в части исключения сведений о статусе ОЗУ "исключенные из РГП", присвоенного отдельным выделам лесного участка общей площадью 10 845,8 га, переданного Обществу по договору аренды от 15.06.2009 N 02-02-16/843-2009 (с учетом уточнения иска, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением суда от 30.12.2020 (с учетом определения суда от 03.02.2021 об исправлении опечатки) в иске отказано.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе и дополнении к ней, просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Представленные в обоснование своей позиции Рослесхозом документы не подтверждают факт выделения в 1994 и 1999 годах ОЗУ леса "исключенные из РГП", подтверждают данные в части выделения защитных лесов, выделение лесов первой группы и ОЗУ лесов является двумя самостоятельными режимами правовой защиты лесов в перечнях ОЗУ отсутствует такой вид как "исключенные из РГП". Учитывая, что выделение указанных ОЗУ на территории Вытегорского лесничества не подтверждено, основания для внесения указанных сведений, в ГЛР отсутствуют. Суд неправильно применил статьи 4.2.2-4.2.4 приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение", статью 13 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", судебную практику. Не имея формальных полномочий на прямое внесение изменений в ГЛР, Рослесхоз располагает достаточным объемом прав, которые в совокупности с его обязанностью обеспечить надлежащее ведение ГЛР органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 7 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ)), позволяют ему принять меры реагирования на заявление о недостоверности сведений в ГЛР. Департамент получил сведения о недостоверности сведений в ГЛР в 2019 году (письмо от 25.04.2019 N ПС-1480), Рослесхоз - весной 2020 года (письмо Департамента от 27.04.2020 N 03-2922/2020). Поскольку согласно проекту освоения лесов на 2009-2018 годы в ведомость площадей, не включенных в эксплуатационный фон, не вошла такая категория ОЗУ как "исключенные из РГП" (приложение 5), на момент заключения договора аренды лесного участка в 2009 году и разработки проекта освоения лесов отсутствовала необходимость проведения мероприятий по исключению ОЗУ ввиду отсутствия спорной категории ОЗУ. Общество исходило из факта нарушения его прав и законных интересов, ссылаясь в на то, что расчетная лесосека по договору аренды лесного участка определена с учетом осуществления заготовки в том числе на выделах, которым присвоен статус ОЗУ. Намерений Общества изменить (увеличить) объем заготавливаемой древесины, предусмотренный договором и проектом освоения лесов путем снятия статуса ОЗУ с части выделов лесного участка не имеется. Учитывая, что выделение ОЗУ возможно в защитных, эксплуатационных и резервных лесах (пункт 21 приказа Минприроды России от 29.03.2018 N 122), Общество исходило из того, что, имея право осуществлять заготовку в эксплуатационных лесах, а также в защитных лесах (выборочные рубки), не имеет возможности реализовать указанное право ввиду наличия статуса ОЗУ "исключенные из РГП", присвоенного части выделам лесного участка. Упразднение спорного статуса ОЗУ с указанных Обществом выделов, позволит Обществу реализовать свое право на осуществление деятельности по заготовке древесины в пределах предоставленного в аренду лесного участка и не превышая расчетную лесосеку, установленную договором аренды лесного участка. Ни протоколы первых лесоустроительных совещаний, ни нормативные акты, на основании которых выделены земельные участки, ни Проект освоения лесов на 2009-2018 годы не содержат информации о наличии ОЗУ "исключенные из РГП". Суд не учел материалы лесоустройства Вытегорского лесничества 1994 года, 1999 года. Заключение федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" подтверждаете доводы Общества. Департамент не выполнил мероприятия, направленные на актуализацию данных лесоустройства. Арендатор земельного участка не имеет соответствующей обязанности и компетенции по проектированию земельного участка.
Определением от 05.02.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 11.03.2021. Определением от 12.03.2021 (резолютивная часть от 11.03.2021) рассмотрение жалобы отложено на 06.04.2021 в связи с необходимостью представления в суд дополнительных документов. В связи с отпуском судьи Романовой А.В. на основании статьи 18 АПК РФ произведена ее замена в составе суда на судью Шадрину А.Н., о чем имеется соответствующее определение, объявлено в судебном заседании, на что указано в протоколе судебного заседания. Рассмотрение жалобы начато сначала. Определением от 06.04.2021 рассмотрение жалобы отложено на 29.04.2021 по ходатайствам сторон. В связи с отпуском судьи Ралько О.Б. на основании статьи 18 АПК РФ произведена ее замена в составе суда на судью Чередину Н.В., о чем имеется соответствующее определение, объявлено в судебном заседании, на что указано в протоколе судебного заседания. Рассмотрение жалобы начато сначала.
Представители Общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней, просили ее удовлетворить.
Представитель Департамента в судебном заседании апелляционной инстанции возразил против изложенных в ней доводов и требований, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей Общества, Департамента, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, дополнении к ней, отзывах на них, письменные доказательства, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество (арендатор) и Департамент (арендодатель) заключили договор аренды лесного участка от 15.06.2009 N 02-02-16/843-2009.
Согласно пунктам 1, 2, 4 договора арендодатель предоставляет арендатору во временное пользование лесной участок площадью 41 039,5 га, расположенный по адресу: Вологодская область, Вытегорский муниципальный район, Вытегорский районный отдел - государственное лесничество: Педажезерское участковое лесничество, кварталы N 113, 114, 129, 130, 139, 140 (целевое назначение - эксплуатационные леса), кварталы N 2, 3, 6, 7, 12, 13, 22, 28, 29, 43, 44, 61, 62, 77, 78, 95 (целевое назначение - защитные леса); Водлицкое участковое лесничество, кварталы N 1 ч, 3 ч, 4, 5, 6, 7 ч, 8 ч, 9, 10, 12, 13, 14 ч, 17 ч, 18, 20 ч, 22 ч, 23, 24, 25, 28 ч, 29, 42, 43, 51, 53, 58, 61, 62, 63, 64 (целевое назначение -эксплуатационные леса); кварталы N 1 ч, 2, 3 ч, 7 ч, 8 ч, 10 ч, 14 ч, 17 ч, 20 ч, 21, 22 ч, 27, 28 ч (целевое назначение - защитные леса); Куржекское участковое лесничество, кварталы N 1, 5, 6, 13, 27, 28, 29, 42, 43, 44, 59 (целевое назначение - защитные леса); Верховское участковое лесничество, кварталы N 82, 83, 84, 85, 86, 92, 93, 100, 105, 106, 107, 108, 109, 110 (целевое назначение - защитные леса); Мегорское участковое лесничество, кварталы N 18, 29, 30, 39, 40, 41, 49, 50, 60, 66, 73, 77, 78, 82, 83, 88, 89 (целевое назначение - защитные леса); Вытегорское участковое лесничество (СПК "Зори"), кварталы N 81, 82, 87, 88, 89, 91, I 218, 223, 224 (целевое назначение - эксплуатационные леса); (СПК "Онего") кварталы N 25, 26, 27, 29 (целевое назначение - эксплуатационные леса); Андомское участковое лесничество (к-з им. "Новый путь"), кварталы N 2, 10, 17 (целевое назначение - эксплуатационные леса); (ООО "Андома") кварталы N 51, 57, 81, 88, 101, 113, 131 ч (кроме выделов 1, 2, 16) (целевое назначение - эксплуатационные леса); Ковжинское участковое лесничество (ООО "Восток"), кварталы N 70, 79, 80, 89, 99, 100, 103, 120 (целевое назначение - эксплуатационные леса), в целях реализации инвестиционного проекта "Организация производства по выпуску сухих пиломатериалов на ООО "ЛДК N2" в г. Вытегра" с осуществлением заготовки древесины в объемах согласно приложению 3.
Поскольку отдельным выделам арендуемого лесного участка, площадью 10 845,8 га присвоен статус особо защитных участков (ОЗУ) "исключенные из РГП", а расчетная лесосека по указанному договору аренды лесного определена с учетом осуществления заготовки, в том числе на указанных выделах, Общество обратилось к Департаменту и Рослесхозу с требованиями о снятии статуса ОЗУ в отношении данных частей лесного участка.
Департамент и Рослесхоз отказали Обществу в удовлетворении его требования.
Данные отказы Департамента и Агентства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными по праву, отказал в иске.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со статьей 88 ЛК РФ проект освоения лесов составляется лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку на момент заключения договора и разработки проекта освоения лесов Общество знало о фактических качественных и количественных характеристиках лесного участка, действуя разумно и добросовестно, при заключении договора имело возможность провести работы по лесоустройству в целях таксации лесов и учесть соответствующие качественные и количественные характеристики лесного участка при разработке проекта освоения лесов, довод о недостаточности расчетной лесосеки не может свидетельствовать о фактической невозможности вырубки древесины в объеме, предусмотренном договором, поскольку ввиду давности проведения лесоустроительных работ изменился возраст и соответственно объем древесины. Такие обстоятельства могут быть установлены в результате проведения лесоустроительных работ и актуализации данных государственного лесного реестра.
При этом суд первой инстанции правомерно указал, что довод Общества о нарушении содержащимися в ГРЛ сведений об ОЗУ прав и законных интересов Общества является безосновательным.
Полномочия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации возложены на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Таким органом является Рослесхоз в соответствии с пунктом 5.20(3) Положения о нем, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 (далее - Положение N 736).
В силу пункта 5.4.4 Положения N 736 Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет полномочия по принятию решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 ЛК РФ), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса.
В соответствии с пунктами 21, 22 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" (далее - Лесоустроительная инструкция) ОЗУ проектируются в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов.
Выделение ОЗУ осуществляется на основании материалов лесоустройства, специальных обследований (таксационные описания, планшеты, планы лесонасаждений, а также другие материалы, полученные при лесоустройстве, охотоустройстве, геоботанических или иных специальных обследованиях), данных государственного лесного реестра.
Проектируемые при лесоустройстве особо защитные участки лесов выделяются в отдельные лесные кварталы или лесотаксационные выделы. На картографические материалы наносятся их границы, определяются площади, приводится количественная качественная характеристики земель и лесных насаждений. По результатам проектирования составляется ведомость проектируемых особо защитных участков лесов.
Согласно статье 68.2 ЛК РФ, по результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, которое осуществляется в целях, предусмотренных статьей 12 ЛК РФ, органы государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 ЛК РФ, принимают решения об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, защитным лесам, резервным лесам, о выделении особо защитных участков лесов, а также об установлении или изменении границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов.
Проектирование ОЗУ осуществляется в пределах лесничества на основании анализа состояния и использования лесов, перспектив их освоения, развития особо охраняемых природных территорий с учетом документов территориального планирования, с подготовкой текстового и графического описания местоположения границ земель, на которых они располагаются, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Суд первой инстанции установил, что проведение указанных работ входит в содержание лесоустройства и относится к полномочиям Рослесхоза.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку согласно ЛК РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ параметры ОЗУ утверждались до 31.12.2004 органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предложениям территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством, а с 01.01.2005 и до 01.01.2007 - территориальными органами управления лесным хозяйством на основании материалов лесоустройства, до момента внесения соответствующих изменений в данные ГЛР сохраняется статус ОЗУ, указанных в материалах лесоустройства, проведенного до 01.01.2007.
Из материалов дела видно, что на территории Вытегорского лесничества лесоустройство проводилось в 1994 и 1999 годах.
Лесоустройство проведено в полном объеме, в том числе выделены особо защитные участки леса в соответствии с требованиями основных положений по выделению ОЗУ, постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.1996 N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах", постановления губернатора Вологодской области от 30.11.1998 N 908 "Об утверждении параметров особо защитных участков леса на территории области и режиме лесопользования в них" пункты 30 и 31 протокола первого лесоустроительного совещания) и материалы по результатам его проведения были приняты.
В соответствии со статьей 91 ЛК РФ, ГЛР представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
В ГЛР содержится документированная информация об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий.
Ведение ГЛР, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 83 ЛК РФ ведение ГЛР в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, относится к полномочиям Российской Федерации в области лесных отношений, переданным органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 2.1 статьи 91 ЛК РФ внесение документированной информации в ГЛР, ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 N 496 утверждены Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" (далее - Перечень N 496).
Пунктами 2.1, 2.2 Перечня N 496 предусмотрено, что документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в ГЛР и ее изменения, являются следующие акты: о внесении документированной информации в государственный лесной реестр; об изменении документированной информации государственного лесного реестра; несоответствия данных ГЛР натурному обследованию. Основанием для несения документированной информации в перечисленные выше акты является первичная документация по установленному перечню, в том числе решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации области лесных отношений (данным органом является Рослесхоз) о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ, а также лесоустроительная документация.
Как указал в отзыве на жалобу Рослесхоз, на момент обращения о приведении данных ГЛР в соответствии с действующим законодательством отсутствовало решение о снятии с интересующих истца лесных участков статуса ОЗУ лесов. В данное время не имелось соответствующих изменений в материалах лесоустройства. Истцом не представлено документов и сведений, свидетельствующих о наличии установленных законом оснований для исключения испрашиваемых лесных участков из категории ОЗУ лесов.
Ссылка подателя жалобы на пункты 30-31 протокола не принимается во внимание, поскольку истец содержание данных пунктов толкует в своем понимании. Вместе с тем, содержание данных пунктов протокола не свидетельствует о несоответствии установленной категории лесов в тот период времени и данным, содержащимся в реестре и проектах организации и ведения лесного хозяйства и освоения лесов.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что, поскольку законодательством Российской Федерации в области ведения ГЛР установлен конкретизированный перечень документов, которые являются основаниями для внесения изменений сведений в указанном реестре в части особо защитных участков лесов, в данном случае Общество не представило надлежащих документов, свидетельствующих о наличии установленных законодательством оснований для исключения испрашиваемых лесных участков из категории особо защитных участков леса.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось, в иске отказано правомерно.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 декабря 2020 года по делу N А13-8260/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесопильный и деревообрабатывающий комбинат N 2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-8260/2020
Истец: ООО "Лесопильный и деревообрабатывающий комбинат N 2"
Ответчик: Департамент строительства Вологодской области, Федеральное агентство лесного хозяйства
Третье лицо: Дапартамент лесного комплекса Вологодской области