11 августа 2021 г. |
Дело N А21-2865/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 09.08.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Янтарьэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 по делу N А21-2865/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Янтарьэнергосбыт", адрес: 236005, Калининград, ул. Дарвина, д. 10, ОГРН 1083925011422, ИНН 3908600865 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство), о признании недействительным предписания от 14.02.2020 N ЖК-2/270/ЖСА/300-о по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинградского района", адрес: 236008, Калининград, ул. Тургенева, д. 14, ОГРН 1093925000795, ИНН 3906204305 (далее - ООО "УКЛР").
Решением суда первой инстанции от 24.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.02.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание не может быть исполнено Обществом, поскольку оно не является исполнителем коммунальной услуги электроснабжения для спорного многоквартирного дома, в том числе для квартиры N 1; коммунальная услуга "электроэнергия" поставляется в указанную квартиру управляющей компанией (ООО "УКЛР"), являющейся исполнителем коммунальной услуги, которой и должно быть выдано рассматриваемое предписание.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
В отзывах Министерство и ООО "УКЛР" возразили против доводов жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 13.02.2020 по 14.02.2020 на основании приказа от 12.02.2020 N ЖК-600/пр Министерством проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества с целью рассмотрения обращений от 28.01.2020 вх. N 300-о собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Калининград, Московский пр., д. 68 (далее - МКД) по вопросу начисления платы за электроэнергию на индивидуальное потребление квартиры N 1 за период с мая 2018 по июль 2019 года.
ООО "УКЛР" осуществляет управление МКД на основании лицензии и договора управления от 30.09.2011.
Между Обществом (гарантирующим поставщиком) и ООО "УКЛР" (исполнителем) заключен договор на поставку электроэнергии от 01.01.2017 N 199700520 (далее - Договор), в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязался в течение срока действия договора осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечивать передачу электрической энергии (мощности) и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом поставки электрической энергии, исполнителю для целей содержания общего имущества в многоквартирном доме и (или) оказания собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения.
Согласно пункту 3.1.2 Договора исполнитель обязан ежемесячно передавать гарантирующему поставщику показания коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета электроэнергии, и (или) иной информации, используемой для определения количества (объема) электроэнергии, принятой исполнителем.
Согласно пункту 3.2.6 Договора исполнитель имеет право заявлять гарантирующему поставщику об ошибках, обнаруженных в расчетах за поданную электроэнергию, а также в платежных документах и счетах-фактурах, полученных в рамках выполнения обязательств по настоящему договору.
Пунктом 6.7 Договора предусмотрено, что платежные документы выписываются гарантирующим поставщиком на основании данных расчетных приборов учета; исполнитель получает платежные документы на оплату электрической энергии в структурном подразделении гарантирующего поставщика.
Из актов Общества от 16.05.2018, 02.12.2018, 20.12.2018, 12.07.2019 следует, что за период с 16.05.2018 до 12.07.2019 собственником квартиры N 1 в МКД незаконно, самовольно подключена электроэнергия, потреблено 2663 кВт.ч (актом от 16.05.2018 N 665-18/2 зафиксированы показания 003479 кВт.ч, актом от 12.07.2019 N 3840-19/2 - 006142 кВт.ч).
При этом согласно представленным Обществом расшифровкам начислений электроэнергии по спорному МКД в мае 2018 года по квартире N 1 зафиксированы показания 3479 кВт.ч и произведено начисление за 126 кВт.ч, однако за период с мая 2018 года по июль 2019 года по квартире N 1 зафиксированы конечные показания 3479 кВт.ч и начислений не произведено.
Министерство посчитало, что выявление указанного несанкционированного подключения квартиры N 1 и неначисление платы нарушает права других собственников, поскольку при начислении платы за электроэнергию на содержание общего имущества в МКД данный потребленный объем электроэнергии не был вычтен из показаний общедомового прибора учета электроэнергии и был распределен между остальными собственниками.
На основании изложенного Министерство пришло к выводу о том, что обязанность исполнителя коммунальных услуг, установленная пунктами 61, 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Обществом не исполнена.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 14.02.2020 N ЖК-1/600/ЖСА/300-о, на основании которого Министерством вынесено предписание от 14.02.2020 N ЖК-2/270/ЖСА/300-о, которым Обществу предписано до 30.03.2020 устранить нарушение пунктов 61, 62 Правил N 354 и произвести начисление платы за электроэнергию собственнику квартиры N 1 МКД за период несанкционированного подключения с мая 2018 года по июль 2019 года в соответствии с действующим законодательством, предоставить в Министерство копии заверенных платежных документов, свидетельствующих об осуществлении начисления.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя, в частности, плату за электрическую энергию (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Согласно пункту 62 Правил N 354 при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами.
На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Проверку факта несанкционированного подключения потребителя в нежилом помещении осуществляют исполнитель в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в случае если ресурсопотребляющее оборудование такого потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям, и организация, уполномоченная на совершение указанных действий законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, в случае если такое подключение осуществлено к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в многоквартирный дом и потребление коммунального ресурса в таком нежилом помещении не фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета.
Как следует из материалов дела, в письме Общества от 11.09.2019 исх. N Г2Т4ТЗ указано, что для расчетов за электрическую энергию, потребленную в спорном жилом помещении (квартире N 1), открыт лицевой счет N 99463082, в связи с чем Министерству представлена выписка из данного лицевого счета, расшифровка начислений по жилым помещениям по указанному адресу, ведомость начислений по управляющей организации.
Помимо указанного суды двух инстанций на основе непосредственного исследования и оценки представленных в дело доказательств указали, что выставление собственникам квитанций за электроэнергию именно Обществом дополнительно подтверждается поступившей в Министерство жалобой жителей МКД.
Факт оплаты собственниками потребленной в индивидуальных жилых помещениях электроэнергии непосредственно Обществу признан заявителем в письме от 25.07.2019 исх. N 17521, в котором прямо указано, что в рамках Договора управляющая организация приобретает у гарантирующего поставщика электрическую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества МКД, а объем электроэнергии, потребленный в индивидуальных жилых помещениях, граждане-потребители оплачивают самостоятельно непосредственно Обществу.
Кроме того, протоколом общего собрания собственников помещений МКД от 26.11.2018 также подтверждается сохранение заключенных собственниками прямых договоров поставки электроэнергии с ресурсоснабжающей организацией.
В материалы дела не представлены доказательства того, что ООО "УКЛР" участвует в расчетах (а именно в начислении платы) с потребителями в отношении оплаты электроэнергии, потребленной в жилых помещениях, то есть на индивидуальное потребление.
Позиция нижестоящих судов по настоящему делу соответствует выводам судов в ранее рассмотренном деле N А21-16749/2019.
ООО "УКЛР" в отзыве на кассационную жалобу указало, что оспоренное предписание фактически исполнено Обществом.
Таким образом, оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества (не возлагает на него дополнительных обязанностей помимо установленных законом), в связи с чем суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований. Вопреки мнению подателя жалобы получение и оценка судами доказательств произведены с учетом требований статей 9, 65-71, 200 АПК РФ.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 по делу N А21-2865/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Янтарьэнергосбыт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 61 Правил N 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
...
Согласно пункту 62 Правил N 354 при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 августа 2021 г. N Ф07-6387/21 по делу N А21-2865/2020