18 августа 2021 г. |
Дело N А05-10574/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,
рассмотрев 17.08.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.01.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 по делу N А05-10574/2020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", адрес: 163020, Архангельская область, город Архангельск, улица Маяковского, дом 2, ОГРН 1112901011640, ИНН 2901220654 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуре, адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Садовая, дом 11, (далее - Прокуратура), к прокуратуре Архангельской области, адрес: 163002, Архангельская область, город Архангельск, проспект Новгородский, дом 15, ОГРН 1022900513063, ИНН 2901052689 (далее - Прокуратура), о признании недействительным пункта 2 представления от 31.08.2020 N 7-04-2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, адрес: 123995, город Москва, улица Большая Грузинская, дом 4/6, корпус, ОГРН 1027700221450, ИНН 7710256289; 1), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Гайдара, дом 24, ОГРН 1052901021689, ИНН 2901133673, Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 14, ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831 (далее - Служба), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды адрес: 123242, город Москва, переулок Нововаганьковский, дом 12, строение 2, ОГРН 1037739532192, ИНН 7703092752.
Решением суда первой инстанции от 29.01.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.04.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, в ходе проведенной Прокуратурой проверки поступившей информации о превышении пределов допустимой концентрации атмосферного воздуха бенз(а)пиреном на стационарных постах Учреждением установлено, что в справках об экстремально высоких и высоких уровнях загрязнения окружающей среды на территории Архангельской области за 2019-2020 годы, предоставленных Учреждением, зафиксированы случаи загрязнения атмосферного воздуха бенз(а)пиреном. Высокое загрязнение атмосферного воздуха бенз(а)пиреном выявляется в основном на посту N 4 (перекресток улиц Тимме и Воскресенской, а также на посту N 3. Загрязнение атмосферного воздуха бенз(а)пиреном также выявлено в 2015, 2016, 2017 и 2018 годах. Основным источником выбросов бенз(а)пирена в атмосферу являются ТЭЦ, промышленные предприятия, а также железнодорожный и автомобильный транспорт.
При этом в ходе проверки среди прочего установлено, что в нарушение пункта 3.6 ГОСТ 17.2.3.01-86 "Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов", введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 10.11.1986 N 3395 (далее - ГОСТ 17.2.3.01-86), Учреждение не проводит наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в периоды неблагоприятных метеорологических условий через каждые 3 часа.
По причине выявленного нарушения Прокуратурой Учреждению внесено представление от 31.08.2020 N 7-04-2018 об устранении нарушений закона, пунктом 2 которого на должностных лиц, ответственных за отбор проб атмосферного воздуха Учреждения, возложена обязанность проводить наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в строгом соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86.
Учреждение, не согласившись в указанной части представления Прокуратуры, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности вынесенного Прокуратурой представления, в удовлетворении заявления отказал.
Апелляционный суд поддержал решение суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 11 Закона N 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Пунктом 3 Положения о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2013 N 681, создание и обеспечение функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга осуществляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (подпункт "а").
В пункте 3 Положения о Северном межрегиональном территориальном управлении по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного приказом Росгидромета от 21.06.2002 N 144, указано, что основными задачами Учреждения, в том числе являются: организация работ по обеспечению потребностей органов государственной власти, Вооруженных Сил Российской Федерации, физических и юридических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, информации о загрязнении окружающей природной среды, в том числе экстренной информации (подпункт 1); организация мониторинга состояния окружающей природной среды, ее загрязнения (атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, радиационной обстановки на поверхности Земли, загрязнения окружающей природной среды, включая радиоактивное, комплексного фонового мониторинга и космического мониторинга состояния природных объектов, государственного мониторинга континентального шельфа) (подпункт 2); осуществление контроля за соблюдением требований по всем видам работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, выполняемых организациями независимо от их организационно-правовой формы (подпункт 3).
Наблюдения за загрязнениями атмосферного воздуха на государственной сети наблюдений проводятся в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86.
В силу пункта 2.2 ГОСТ 17.2.3.01-86 стационарные и маршрутные посты размещаются в местах, выбранных на основе предварительного исследования загрязнения воздушной среды города промышленными выбросами, выбросами автотранспорта, бытовыми и другими источниками и условий рассеивания. Эти посты размещаются в центральной части населенного пункта, жилых районах с различным типом застройки (в первую очередь наиболее загрязненных), зонах отдыха, на территориях, примыкающих к магистралям интенсивного движения транспорта.
Согласно пункту 3.6 ГОСТ 17.2.3.01-86 в период неблагоприятных метеорологических условий и значительного возрастания содержания загрязняющих веществ проводят наблюдения через каждые 3 часа.
В рассматриваемом случае судами двух инстанций установлено, что Учреждение осуществляет мониторинг состояния атмосферного воздуха, его загрязнения, а также оценку и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения, в связи с чем на его деятельность в полной мере распространяются требования ГОСТ 17.2.3.01-86.
Приняв во внимание, что Учреждение не проводит наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в периоды неблагоприятных метеорологических условий через каждые 3 часа, суды пришли к выводу о правомерности возложения на него Прокуратурой обязанности проводить наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в строгом соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, приняв во внимание изложенные обстоятельства, суды двух инстанций пришли к выводу о законности и обоснованности представления в оспариваемой части, в связи с чем отказали Учреждению в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.01.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 по делу N А05-10574/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.