Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 августа 2021 г. N Ф07-10315/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А05-10574/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 апреля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Болдыревой Е.Н. и Селивановой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д., при участии от прокуратуры Архангельской области Мошниковой З.Н. по доверенности от 16.10.2020 N 8-34-2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 января 2021 года по делу N А05-10574/2020,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ОГРН 1112901011640, ИНН 2901220654; адрес: 163020, Архангельская область, город Архангельск, улица Маяковского, дом 2; далее - учреждение, ФГБУ "Северное УГМС") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуре (адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Садовая, дом 11; далее - природоохранная прокуратура), к прокуратуре Архангельской области (ОГРН 1022900513063, ИНН 2901052689; адрес: 163002, Архангельская область, город Архангельск, проспект Новгородский, дом 15; далее - прокуратура области) о признании недействительным пункта 2 представления от 31.08.2020 N 7-04-2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ОГРН 1027700221450, ИНН 7710256289; адрес: 123995, Москва, улица Большая Грузинская, дом 4/6, корпус 1), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (ОГРН 1052901021689, ИНН 2901133673; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Гайдара, дом 24), Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 14; далее - служба по надзору), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ОГРН 1037739532192, ИНН 7703092752; адрес: 123242, Москва, переулок Нововаганьковский, дом 12, строение 2).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29 января 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ФГБУ "Северное УГМС" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Фактически доводы сводятся к возложению на него оспариваемым пунктом представления обязанностей, которые не относятся к его функциям и компетенции.
Служба по надзору в отзыве просит апелляционную жалобу учреждения удовлетворить и принять по делу новый судебный акт.
Прокуратура области поддерживает выводы суда первой инстанции и считает, что отсутствуют основания для отмены решения суда.
Иные лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Учреждение, природоохранная прокуратура и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя прокуратуры области, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой проверки поступившей информации о превышении пределов допустимой концентрации атмосферного воздуха бенз(а)пиреном на стационарных постах ФГБУ "Северное УГМС" установлено, что в справках об экстремально высоких и высоких уровнях загрязнения окружающей среды на территории Архангельской области за 2019-2020 годы, предоставленных учреждением, зафиксированы случаи загрязнения атмосферного воздуха бенз(а)пиреном. Высокое загрязнение атмосферного воздуха бенз(а)пиреном выявляется в основном на посту N 4 (перекресток улиц Тимме и Воскресенской, а также на посту N 3 (город Новодвинск). Загрязнение атмосферного воздуха бенз(а)пиреном также выявлено в 2015, 2016, 2017 и 2018 годах. Основным источником выбросов бенз(а)пирена в атмосферу являются ТЭЦ, промышленные предприятия, а также железнодорожный и автомобильный транспорт.
При этом в ходе проверки среди прочего установлено, что в нарушение пункта 3.6 ГОСТ 17.2.3.01-86 "Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов", введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 10.11.1986 N 3395 (далее - ТОСТ 17.2.3.01-86), ФГБУ "Северное УГМС" не проводит наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в периоды неблагоприятных метеорологических условий через каждые 3 часа.
В связи с этим природоохранная прокуратура пришла к выводу о том, что непроведение наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в периоды неблагоприятных метеорологических условий ведет к изменению установленной ГОСТ 17.2.3.01-86 методики проведения наблюдений, а, следовательно, к получению недостоверных данных в сложившихся условиях, искажающих реальное состояние окружающей среды.
По причине выявленного нарушения природоохранной прокуратурой учреждению внесено представление от 31.08.2020 N 7-04-2018 об устранении нарушений закона, пунктом 2 которого на должностных лиц, ответственных за отбор проб атмосферного воздуха ФГБУ "Северное УГМС", возложена обязанность проводить наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в строгом соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86.
Не согласившись с представлением природоохранной прокуратуры в указанной части, ФГБУ "Северное УГМС" оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 22 данного Закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу положений статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения о государственном экологическим мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2013 N 683, создание и обеспечение функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга осуществляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Согласно пункту 3 Положения о Северном межрегиональном территориальном управлении по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного приказом Росгидромета от 21.06.2002 N 144, основными задачами ФГБУ "Северное УГМС" среди прочего являются организация работ по обеспечению потребностей органов государственной власти, Вооруженных Сил Российской Федерации, физических и юридических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, информации о загрязнении окружающей природной среды, в том числе экстренной информации (подпункт 1); организация мониторинга состояния окружающей природной среды, ее загрязнения (атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, радиационной обстановки на поверхности Земли, загрязнения окружающей природной среды, включая радиоактивное, комплексного фонового мониторинга и космического мониторинга состояния природных объектов, государственного мониторинга континентального шельфа) (подпункт 2); осуществление контроля за соблюдением требований по всем видам работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, выполняемых организациями независимо от их организационно-правовой формы (подпункт 3).
Наблюдения за загрязнениями атмосферного воздуха на государственной сети наблюдений проводятся в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86, который, вопреки доводам жалобы, является государственным стандартом и обязателен для применения с учетом постановления Госстандарта России от 30.01.2004 N 4 "О национальных стандартах".
Довод подателя жалобы о том, что положения этого ГОСТ, в части проведения учащенных наблюдений за загрязнением воздуха в периоды неблагоприятных метеорологических условий распространяются только на деятельность локальных систем наблюдений, а не на государственную наблюдательную сеть, правомерно отклонен судом как основанный на неправильном толковании действующих норм, поскольку такого ограничения применения в законодательстве не содержится.
По смыслу ГОСТ 17.2.3.01-86, закрепляющего правила контроля (мониторинга) качества воздуха населенных пунктов, его требования в полной мере распространяются на деятельность ФГБУ "Северное УГМС", осуществляющего мониторинг в том числе атмосферного воздуха, его загрязнения, а также оценку и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.
В соответствии с пунктом 2.2 ГОСТ 17.2.3.01-86 стационарные и маршрутные посты размещаются в местах, выбранных на основе предварительного исследования загрязнения воздушной среды города промышленными выбросами, выбросами автотранспорта, бытовыми и другими источниками и условий рассеивания. Эти посты размещаются в центральной части населенного пункта, жилых районах с различным типом застройки (в первую очередь наиболее загрязненных), зонах отдыха, на территориях, примыкающих к магистралям интенсивного движения транспорта.
Как отмечалось ранее, сообразно с пунктом 3.6 ГОСТ 17.2.3.01-86 в период неблагоприятных метеорологических условий и значительного возрастания содержания загрязняющих веществ проводят наблюдения через каждые 3 часа.
В силу пункта 5.3 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.05.2001, размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха согласовываются в установленном порядке. При этом система контроля и наблюдения в обязательном порядке должна соответствовать требованиям ГОСТа Правила контроля качества атмосферного воздуха населенных мест" (пункт 5.2). Согласно пункту 3.11 упомянутого ГОСТа перечень веществ для контроля устанавливается местными органами санитарно-эпидемиологической службы.
Поскольку ФГБУ "Северное УГМС" наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в периоды неблагоприятных метеорологических условий, через каждые 3 часа не проводит, что им по существу не отрицается, то природоохранная прокуратура в пункте 2 представления от 31.08.2020 N 7-04-2018 правомерно указала ФГБУ "Северное УГМС" на обязанность проводить наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в строгом соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены Арбитражным судом Архангельской области при рассмотрении настоящего спора и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим приведенные подателем жалобы аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
В связи с этим оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 января 2021 года по делу N А05-10574/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10574/2020
Истец: ФГБУ "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Ответчик: Архангельская межрайонная природоохранная прокуратура, Прокуратура Архангельской области
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Северное межрегиональное Управление Росприроднадзора, Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управление Роспотребнадзора по Архангельской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды