06 сентября 2021 г. |
Дело N А52-3595/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области Николаева А.В. (доверенность от 07.10.2020 N 22-30/08421),
рассмотрев 06.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2021 по делу N А52-3595/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Виолан", адрес: 182113, Псковская обл., г. Великие Луки, ул. К. Либкнехта, д. 13А, оф. 1006, ОГРН 1126025001904, ИНН 6025039603 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области, адрес: 182105, Псковская обл., г. Великие Луки, ул. Тимирязева, д. 2, ОГРН 1046000111992, ИНН 6025001423 (далее - Инспекция), о признании незаконными сообщений Инспекции об отказе от 10.06.2020 N 1161287 и от 02.07.2020 N 1572561 и о возложении на Инспекцию обязанности рассмотреть вопрос о предоставлении Обществу субсидий за апрель и май 2020 года.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 18.12.2020 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2021 решение Арбитражного суда Псковской области от 18.12.2020 отменено, признаны незаконными сообщения Инспекции от 10.06.2020 N 1161287 и от 02.07.2020 N 1572561 об отказе в предоставлении субсидии за апрель и май 2020 года, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 и на Инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, путем совершения предусмотренных Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, действий в 10-дневный срок с момента вступления настоящего постановления в законную силу.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на нарушение судом норм материального права, просит обжалуемый судебный акт отменить и отказать Обществу в удовлетворении требований.
Податель жалобы указывает, что суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что поскольку вид деятельности Общества согласно данным ЕГРЮЛ, заявленный как основной по состоянию на 01.03.2020, не поименован среди наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой короновирусной инфекции, то условия включения в реестр на предоставление субсидий, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 (далее - Постановление N 576), не выполнены, что исключает возможность получения Обществом субсидии. Как указывает Инспекция, для определения получателя субсидий используется исключительно тот основной код ОКВЭД, который определен и заявлен непосредственно субъектом экономической деятельности и внесен в установленном порядке в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что основным видом экономической деятельности Общества на 01.03.2020 по сведениям ЕГРЮЛ являлась "аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом" (код ОКВЭД 68.20).
Помимо основной деятельности, Обществом в ЕГРЮЛ были заявлены также виды экономической деятельности, которые отражены в уставе Общества, в том числе "деятельность парков отдыха и развлечений и пляжей, включая прокат оборудования", "прокат инвентаря и оборудования для досуга и отдыха", "иная деятельность, не запрещенная действующим законодательством".
Общество, полагая, что фактически соответствует всем условиям для получения субсидии, предусмотренной Постановлением N 576, обратилось 13.05.2020 в Инспекцию с заявлением о предоставлении данной субсидии за апрель 2020 и 30.06.2020 - с заявлением о предоставлении субсидии за май 2020.
Однако Обществом было получено сообщение Инспекции от 10.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии за апрель 2020 и сообщение от 02.07.2020 об отказе в предоставлении субсидии за май 2020 по причине того, что отрасль, в которой ведется деятельность Общества (получателя субсидии), не относится к отраслям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Полагая, что сообщения Инспекции от 10.06.2020 N 1161287 и от 02.07.2020 N 1572561 об отказе в предоставлении субсидий являются неправомерными и нарушают права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований, указав, что вид деятельности Общества не поименован в перечне пострадавших отраслей, в связи с чем у Общества отсутствует право на получение субсидий.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, требования Общества удовлетворил, указав, что Общество фактически осуществляло деятельность, которая дает право на получение субсидий и отказы Инспекции в предоставлении субсидии носят формальный характер.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила N 576).
Правила N 576 устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Пункт 1 Правил N 576 устанавливает, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Согласно пункту 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются: направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2; включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил; получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц; у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3000 руб.; количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 и в указанный перечень включена экономическая деятельность в области спорта, отдыха и развлечений (код ОКВЭД 2- 93).
Из материалов дела следует, что Общество, обращаясь за субсидиями, ссылалось на фактическое ведение только одного вида деятельности - в области отдыха и развлечений с кодом ОКВЭД - 93.29.9 ("деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки"), в подтверждение чего представило краткосрочные договора аренды помещения от 01.01.2019 N 2565-К и от 01.12.2019 N 2480-К, согласно которым Общество арендует помещение в здании торгово-развлекательного центра (пунктами 3.1.1 договоров определено разрешенное использование арендуемого Обществом помещения - деятельность детской развлекательной зоны). В арендуемом помещении Общество осуществляет деятельность в области отдыха и развлечений посредством организации Детского развлекательного центра "РИО" (далее - ДРЦ "РИО"), состоящего из игровых автоматов, многоярусного лабиринта с игровой площадкой.
Также Обществом представлены штатные расписания от 09.01.2020 и от 01.03.2020, в которых предусмотрены штатные единицы генерального директора, а также двух операторов-кассиров игрового зала и двух операторов игрового зала (вакансии), представлены трудовые договоры от 01.07.2016, от 01.07.2019, заключенные Обществом с операторами-кассирами игрового зала ДРЦ "РИО".
Согласно справкам-подтверждениям основного вида экономической деятельности от 15.04.2019 и от 16.02.2020 Общество отражало основной вид экономической деятельности с кодом ОКВЭД 93.2 (деятельность в области отдыха и развлечений).
Тот же код ОКВЭД был указан Обществом в представленном в налоговый орган расчете по страховым взносам за 1 квартал 2020 года.
Из материалов дела следует, что на основании заявления Общества о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, запись об изменении основного кода ОКВЭД в ЕГРЮЛ в отношении Общества на 93.29 "деятельность зрелищно-развлекательная прочая" действительно произведена только 29.06.2020, то есть после 01.03.2020.
Вместе с тем, как верно отметил суд апелляционной инстанции, по состоянию на 01.03.2020 код ОКВЭД 93.29.9 ("деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки") был включен Обществом в ЕГРЮЛ в качестве дополнительного вида его деятельности.
Суд апелляционной инстанции также принял во внимание, что фактически представленными Обществом документами подтверждается осуществление Обществом на 01.03.2020 деятельности, соответствующей группировке ОКВЭД 93.29.
При этом, фактическое осуществление Обществом по состоянию на 01.03.2020 деятельности, соответствующей группировке ОКВЭД 93.29, Инспекцией документально не опровергнуто и достоверных доказательств фактического ведения Обществом иного вида деятельности в материалы дела не представлено.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, ссылка Инспекции на указание Обществом в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2019 год кода ОКВЭД 68.20 не опровергает представленные Обществом доказательства фактического ведения деятельности, соответствующего иному коду, равно как и тот факт, что согласно выписке по операциям по счету Общества в банке поступление денежных средств отражено как "торговая выручка", также не свидетельствуют о ведении Обществом деятельности по коду ОКВЭД 68.20.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что учитывая, что право на получение субсидии предоставлено лицам, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, указанным в пункте 1 Правил N 576, и Общество фактически осуществляло такую деятельность, отказ Инспекции в предоставлении субсидий является неправомерным, поскольку носит формальный характер, что противоречит целям и задачам государственной поддержи субъектов малого и среднего бизнеса, пострадавших в связи с введением ограничительных мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой инфекции COVID-19.
Само по себе указание во втором абзаце пункта 1 Правил N 576 на то, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРИП по состоянию на 01.03.2020, не отменяет обязанность налогового органа осуществлять проверку заявления на предмет выполнения условий для включения в реестр, указанных в пункте 3 Правил N 576.
При таких обстоятельствах, следует признать, что требования Общества удовлетворены правомерно.
Доводы Инспекции, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда и сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом апелляционной инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2021 по делу N А52-3595/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.