07 сентября 2021 г. |
Дело N А56-93270/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Кустова А.А. и Серовой В.К.,
при участии от акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" Салиховой А.И. по доверенности от 23.12.2020 N 253-12/2020, от муниципального предприятия "Северное ремонтно-эксплуатационное предприятие" Юкковского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области Злыднева И.О. по доверенности от 03.11.2020,
рассмотрев 31.08.2021 кассационную жалобу муниципального предприятия "Северное ремонтно-эксплуатационное предприятие" Юкковского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по делу N А56-93270/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области", адрес: 188808, Ленинградская область, город Выборг, улица Кривоносова, дом 13, помещение 28, ОГРН 1084704002360, ИНН 4704077078 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к муниципальному предприятию "Северное ремонтно-эксплуатационное предприятие" Юкковского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области, адрес: 188653, Ленинградская область, Всеволожский район, деревня Лупполово, дом 3, офис 9, ОГРН 1034700564238, ИНН 4703064012 (далее - Предприятие), о взыскании 716 053 руб. 93 коп. задолженности по договору на оказание услуг с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 01.10.2019 N 228Ж/18 (далее - Договор) за период с 01.10.2019 по 31.01.2020 и 33 639 руб. 47 коп. неустойки за период с 11.11.2019 по 03.04.2020.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Предприятие, считая, что обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, суды не полностью выяснили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель кассационной жалобы указывает следующее: на общих собраниях собственников спорных многоквартирных домов (далее - МКД) приняты решения о прямом способе расчетов и заключении прямых договоров с региональным оператором по обращению с ТКО с 01.10.2019, что подтверждено протоколами общих собраний, направленными Обществу по его юридическому адресу с сопроводительным письмом от 30.09.2019 курьерской службой, по электронной почте, врученные нарочно; при таких обстоятельствах фактическими заказчиками и пользователями услуг, оказываемых Обществом, являются собственники помещений МКД; в связи с принятием собственников помещений МКД решений о переходе на прямые договоры Предприятие утратило полномочия для заключения с региональным оператором Договора и не могло нести обязанности потребителя услуг; фактически правоотношения по Договору не сложились; с 01.10.2019 и по настоящее время Предприятие не включает в состав платы за содержание жилых помещений стоимость услуг по вывозу и утилизации ТКО; суд первой инстанции необоснованно отказал в принятии встречного иска; протоколы общих собраний собственников помещений МКД и реестры собственников МКД вместе с сопроводительным письмом от 30.09.2019 направлены Обществу по юридическому адресу курьерской службой; 02.12.2019 и 17.12.2019 в ответ на исходящий номер 2499УК-10/19 от 17.10.2019 Предприятие повторно отправило Обществу по электронной почте письмо с перечнем МКД, перешедших на прямые договоры, протоколы общих собраний собственников и реестры собственников МКД с уведомлением о том, что не является стороной Договора, однако Общество данное письмо оставило без удовлетворения; письмом от 11.02.2020 N 08 Предприятие нарочно вручило Обществу сопроводительное письмо с перечнем МКД, перешедших на прямые договоры, протоколы общих собраний собственников и реестры собственников МКД с уведомлением о том, что не является стороной Договора; с 01.10.2019 фактическими заказчиками и пользователями услуг, оказываемых Обществом, являются собственники помещений МКД, Предприятием условия Договора не исполнялись, поэтому Договор прекратил свое действие с 02.10.2019; принятые собственниками помещений в МКД решения в установленном порядке не отменены, не изменены и не признаны недействительными.
До судебного заседания в кассационный суд от Общества поступил отзыв на кассационную жалобу с возражениями против ее удовлетворения.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ленинградской области. Начало деятельности регионального оператора во Всеволожском муниципальном районе Ленинградской области установлено не позднее 01.10.2019
Предприятие осуществляет управление МКД во Всеволожском муниципальном районе Ленинградской области.
Общество 25.09.2019 направило Предприятию проект Договора, однако Предприятие подписанный экземпляр Договора Обществу не вернуло.
По условиям Договора Общество (региональный оператор) обязалось принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в Договоре, обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Предприятие (потребитель) обязалось оплачивать оказанные услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В пункте 15 Договора указано на произведение учета объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
В претензии от 28.08.2020 N 1982УК-08/20 Общество просило Предприятие погасить 716 053 руб. 93 коп. задолженности за оказанную услугу по обращению с ТКО.
В связи с оставлением претензии без удовлетворения Общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности и неустойки.
Суд первой инстанции, установив факт и правомерность заключения Договора на условиях типового договора, указав на исполнение Обществом своих обязательств регионального оператора и неисполнение Предприятием обязательств по оплате, удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Региональный оператор по обращению с ТКО - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157этого Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с ТКО, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 этого Кодекса.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
На основании подпункта "ж" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), обращение с ТКО, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах является одним из видов коммунальных услуг.
Следовательно, Предприятие, которое является управляющей компанией МКД, как исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязано заключить договоры с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Доводы Предприятия на наличие протоколов общих собраний собственников помещений спорных МКД, направление их Обществу курьерской службой и по электронной почте отклоняются кассационным судом.
Апелляционный суд в обжалуемом постановлении дал надлежащую оценку указанным документам и доводам Предприятия и отклонил их.
При этом кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих сделанные апелляционным судом выводы.
Нарочным способом протоколы общих собраний собственников помещений МКД вручены Обществу 11.02.2020, однако февраль 2020 года не входит в спорный период по настоящему спору, так как иск по настоящему делу заявлен о взыскании задолженности за период с 01.10.2019 по 31.01.2020.
Как следует из материалов дела и подтверждается представленными сторонами документами, решение собственников о переходе на прямые расчеты с Обществом фактически реализовано только с февраля 2020 года.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги; заключать с региональным оператором по обращению с ТКО договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, за исключением случаев, указанных в пункте 148(11) Правил N 354.
Согласно пункту 8(4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В силу пункта 8(12) Правил N 1156 в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) этих Правил.
Как установили суды, предложение о заключении Договора Общество направило Предприятию по почте, однако подписанный экземпляр Договора Предприятие не возвратило.
В связи с непредставлением Предприятием подписанного экземпляра Договора суды пришли к обоснованному выводу о заключении Договора в силу пункта 8(12) Правил N 1156.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В обоснование факта оказания услуг Общество представило в материалы дела акты выполненных работ.
В соответствии с пунктом 16 Договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по Договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по Договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2-х незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3-х рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по Договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 20 Договора).
Доказательств неисполнения Обществом обязательств по Договору Предприятие не представило.
Поскольку добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается, а Предприятие в порядке, установленном пунктами 16 и 20 Договора, не заявляло о нарушениях в работе регионального оператора, у судов не имелось оснований полагать, что Общество не исполняло обязательства по Договору.
В связи с тем, что направленный Предприятию проект Договора признан судами заключенным ввиду публичного характера сделки, а доказательств самостоятельного вывоза и утилизации ТКО Предприятием, равно как и заключения договора с иной специализированной организацией, не представлено, факт оказания услуг по вывозу ТКО подтвержден представленными в дело документами, суды обеих инстанций пришли к выводу о возникновении у Предприятия обязанности по оплате стоимости оказанных услуг в заявленном размере.
Так как в материалы дела не представлено доказательств ненадлежащего оказания Обществом обязательств по Договору и оплаты Предприятием оказанных Обществом услуг, суды обоснованно удовлетворили иск в части взыскания задолженности.
В соответствии со статьями 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой; неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 22 Договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Суды признали представленный Обществом расчет верным и удовлетворили иск в части взыскания неустойки.
Довод подателя кассационной жалобы об отказе в принятии встречного иска отклоняется, так как этот довод рассмотрен в рамках рассмотрения отдельно поданной кассационной жалобы.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Судами правильно применены нормы материального права, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по делу N А56-93270/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального предприятия "Северное ремонтно-эксплуатационное предприятие" Юкковского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
...
В соответствии со статьями 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой; неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 сентября 2021 г. N Ф07-10479/21 по делу N А56-93270/2020
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10479/2021
07.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8798/2021
15.04.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10021/2021
15.04.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10018/2021
11.02.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-93270/20