07 сентября 2021 г. |
Дело N А05-589/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В.,
рассмотрев 01.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Северодвинск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021 по делу N А05-589/2021,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Северодвинск", адрес: 164501, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Плюснина, д. 7, ОГРН 1032901000703, ИНН 2902018137 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, адрес: 163069, г. Архангельск, Садовая ул., д. 5, корп. 1, ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228 (далее - Управление Росреестра), об обязании осуществить государственную регистрацию перехода к муниципальному образованию права собственности на нежилое здание расположенное по адресу: Архангельская обл., пос. Белое озеро, Станционная ул., д. 9.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16.03.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 16.03.2021 и постановление от 18.05.2021, удовлетворить заявленные требования.
Податель жалобы считает, что представил необходимые и достаточные доказательства, подтверждающие наличие правовых оснований для государственной регистрации перехода права собственности на здание к муниципальному образованию, и что отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о государственной регистрации права собственности открытого акционерного общества "Урзугалес" (далее - Общество) на этот объект, не препятствует осуществлению указанных регистрационных действий ввиду ликвидации Общества.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установили суды и следует из материалов дела, Администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности муниципального образования "Северодвинск" в отношении здания по адресу: Архангельская обл., г. Архангельск, пос. Белое озеро, Станционная ул., д. 9 (далее - Здание).
В качестве правоустанавливающего документа заявителем представлен договор купли-продажи части имущественного комплекса предприятия от 17.08.2002, заключенный Обществом (продавцом) и Администрацией (покупателем), в форме копии.
В пункте 1.1 названного договора в качестве объекта продажи указано имущество в составе основных средств в соответствии с приложением N 1, объекта незавершенного строительства согласно приложению N 3, нематериальных активов, неимущественных прав в соответствии с приложением N 2, дебиторской задолженности согласно приложению N 4.
В приложении N 1 к договору в числе основных средств отражено здание почты с инвентарным номером 4405.
25.02.2004 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности Общества в связи с завершением конкурсного производства.
Уведомлением от 13.05.2020 Управление Росреестра сообщило заявителю об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении Здания на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих государственной регистрации. В качестве таковых Управлением Росреестра было указано на несоблюдение заявителем требований пункта 1 части 3 статьи 21 Закона N 218-ФЗ ввиду представления правоустанавливающего документа в форме копии, на отсутствие в ЕГРН записей о правах Общества на заявленный к регистрации объект недвижимости и заявления Общества как стороны сделки на государственную регистрацию перехода права собственности на здание, а также на разночтения в адресе объекта, заявленного к регистрации с объектом, указанным в договоре от 17.08.2002.
Администрация, ссылаясь на то, что на основании договора купли-продажи от 17.08.2002 муниципальным образованием было приобретено Здание, указывая, что Общество, выступавшее продавцом по договору от 17.08.2002, ликвидировано, обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу об обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на Здание.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили наличия правовых оснований для удовлетворения заявленных Администрацией требований.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении таковой.
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
В данном случае Администрация в качестве правоустанавливающего документа для своих прав на Здание как на объект недвижимости представила договор купли-продажи от 17.08.2002 в виде копии, что не соответствует требованиям части 3 статьи 21 Закона N 218-ФЗ о необходимости представления для осуществления регистрации прав документа, выражающего содержание сделки, в случае его выполнения на бумажном носителе, в подлинном экземпляре.
По смыслу статей 218, 549 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) продавцом по договору купли-продажи может выступать лицо, обладающее правомочиями по передаче такого имущества в собственность иного лица.
Такими правомочиями наделен собственник имущества (статья 209 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных указанным Кодексом и иными законами.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их правообладателей.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 62 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при ликвидации продавца - юридического лица - покупатель, которому было передано владение недвижимым имуществом во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности; отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд; если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.
Как установили суды и не оспаривает Администрация, согласно сведениям ЕГРН Здание объектом зарегистрированных прав не является.
Правоустанавливающие документы в отношении прав Общества (как продавца по договору от 17.08.2002) на Здание заявителем не представлены. Доказательств, подтверждающих, что право собственности Общества на Здание является по смыслу статьи 69 Закона N 218-ФЗ ранее возникшим, в деле также не имеется.
Доказательства исполнения обязанности по оплате приобретаемого по договору купли-продажи от 17.08.2002 имущества Администрацией также не представлены.
Применительно к установленным при рассмотрении дела обстоятельствам и с учетом представленных Администрацией доказательств суды обоснованно посчитали, что заявителем не подтверждено возникновение у Общества как продавца по договору от 17.08.2002 права собственности на Здание и соответственно в данном случае отсутствие заявления продавца о государственной регистрации перехода права собственности на Здание является не единственным препятствием для совершения регистрационных действий.
При таком положении суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного Администрацией требования.
Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального и процессуального права применены правильно.
С учетом изложенного предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021 по делу N А05-589/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Северодвинск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.