08 сентября 2021 г. |
Дело N А56-112163/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от администрации Волховского муниципального района Ленинградской области Кравцова С.Ю. (доверенность от 26.10.2020), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Сапрыкиной К.А. (доверенность от 12.01.2021),
рассмотрев 06.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Волховского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 по делу N А56-112163/2020,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Волховского муниципального района Ленинградской области, адрес: 187403, Ленинградская обл., г. Волхов, Кировский пр., д. 32, ОГРН 064702000010, ИНН 4702009227 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС), о признании недействительными решения от 27.10.2020 N Р/05/01-12 и предписания от 27.10.2020 N П/05/01-07 по делу N 047/01/15-19/2019.
Решением суда первой инстанции от 18.03.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.05.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить состоявшиеся судебные акты, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на отсутствие в материалах дела доказательств того, что земельные участки под кладбищами переданы в пользование муниципального унитарного предприятия "Ритуал" (далее - Предприятие, МУП "Ритуал"); спорные переданные полномочия являются организационными, относящимися к текущей хозяйственной деятельности Предприятия по управлению кладбищем; возможные незаконные действия МУП "Ритуал" не свидетельствуют о незаконности действий самой Администрации.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Управления против доводов жалобы возразила.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением Администрации от 09.02.2016 N 280 Предприятие наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, с целью организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения Волховского муниципального района Ленинградской области.
25.12.2015 Администрацией принято постановление N 2936 "Об утверждении порядков деятельности специализированной службы и муниципальных общественных кладбищ на территории муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области" (далее - Постановление N 2936).
В УФАС 06.06.2019 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" на действия МУП "Ритуал", содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В адрес Администрации поступило предупреждение Управления от 06.09.2019 N Пд105/9 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2019 по делу N А56-109578/2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020, Администрации отказано в признании указанного предупреждения недействительным.
Управлением подготовлен аналитический отчет по результатам изучения состояния конкуренции на рынке.
Решением от 27.10.2020 N Р/05/01-12 по делу N 047/01/15-19/2019 УФАС признало в действиях Администрации нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), выразившееся в наделении МУП "Ритуал" функциями и правами, относящимися к полномочиям органов местного самоуправления.
Кроме того, Администрации 27.10.2020 выдано предписание N П/05/01-07 в срок до 15.12.2020 прекратить нарушение части 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ путем:
- либо вынесения надлежащего распорядительного акта о внесении изменений в пункты 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 5.1, 5.2, 5.6, 5.10, 5.14 Приложения N 2 к Постановлению N 2936, исключающего возможность одностороннего влияния специализированной службой на доступ хозяйствующих субъектов к оказанию услуг, выполнению работ, предусмотренных действующим законодательством, в сфере организации похоронного дела и оказания ритуальных услуг, с учетом решения УФАС от 27.10.2020 N Р/05/01-12;
- либо вынесения надлежащего распорядительного акта об исключении из Приложения N 2 к Постановлению N 2936 пунктов 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 5.1, 5.2, 5.6, 5.10, 5.14;
- либо отмены Постановления N 2936.
Не согласившись с названными решением и предписанием УФАС, Администрация обратилась в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) погребение определяется как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ в гарантированный перечень услуг по погребению входит: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
В силу части 1 статьи 29 Закона N 8-ФЗ к полномочиям органа местного самоуправления отнесено создание специализированных служб по вопросам похоронного дела, на которые возлагаются обязанности по осуществлению погребения умерших.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация ритуальных услуг.
Судами установлено, что Администрацией издано Постановление N 2936, Предприятию как специализированной службе переданы полномочия по организации похоронного дела и погребению.
Частью 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Как следует из материалов дела, в действиях Администрации установлены нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
К функциям Предприятия Приложением N 2 к Постановлению N 2936, в том числе, отнесены:
- пункты 2.2, 2.3: определение места захоронения с учетом возможности исполнения волеизъявления;
- пункты 2.5, 2.6: оформление и выдача согласования осуществления иным лицом на осуществление захоронения;
- пункты 5.1, 5.2: согласование всех работ на общественном кладбище, связанных с установкой надмогильных сооружений и оград;
- пункт 5.6: осмотр памятника, материалов и инструментов, необходимых на выполнение работ;
- пункт 5.10: обязательная регистрация установки памятников и иных надгробных сооружений;
- пункт 5.14: согласование демонтажа старых надмогильных сооружений.
Таким образом, суды посчитали, что на муниципальных кладбищах, переданных в ведение МУП "Ритуал", Предприятие осуществляет указанные функции, носящие контрольно-распорядительный характер. Действительно, Законом N 8-ФЗ предусматривается возможность для органов местного самоуправления создать специализированную службу. Вместе с тем, данный Закон прямо возлагает на такую службу только обязанность по погребению умерших, в то время как вышеназванные пункты Постановления N 2963 расширяют круг полномочий такой организации, фактически предоставляя ей контрольно-распорядительные функции, рынок по оказанию которых является конкурентным.
Законом N 8-ФЗ установлено, что лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.
Следовательно, хозяйствующие субъекты, не обладающие статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, также вправе оказывать услуги по погребению.
В этой связи закрепленные Приложением N 2 к Постановлению N 2936 функции по своей сути являются элементами организации работы кладбища, то есть контрольно-распорядительной функцией, выполнение которой в силу статьи 18 Закона N 8-ФЗ относится к компетенции органов местного самоуправления.
По мнению судов двух инстанций, Управление обоснованно посчитало, что предоставление МУП "Ритуал" права осуществлять контрольно-распорядительные полномочия в отношении мест захоронений и передача ему в пользование земель кладбищ обеспечивает Предприятию преимущественные условия деятельности и создает реальную угрозу ограничения конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг (в том числе по причине того, что деятельность иных хозяйствующих субъектов на территории кладбищ ставится в зависимость от волеизъявления лица, состоящего с ними в конкурентных отношениях).
С учетом изложенного является обоснованным вывод судов нижестоящих инстанций о нарушении Администрацией части 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Подход судов соответствует Апелляционному определению Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.07.2018 N 9-АПГ18-9.
Самостоятельных оснований для признания недействительным оспоренного предписания заявителем не приведено и судами не установлено.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности и достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 по делу N А56-112163/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Волховского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Законом N 8-ФЗ установлено, что лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.
Следовательно, хозяйствующие субъекты, не обладающие статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, также вправе оказывать услуги по погребению.
В этой связи закрепленные Приложением N 2 к Постановлению N 2936 функции по своей сути являются элементами организации работы кладбища, то есть контрольно-распорядительной функцией, выполнение которой в силу статьи 18 Закона N 8-ФЗ относится к компетенции органов местного самоуправления.
По мнению судов двух инстанций, Управление обоснованно посчитало, что предоставление МУП "Ритуал" права осуществлять контрольно-распорядительные полномочия в отношении мест захоронений и передача ему в пользование земель кладбищ обеспечивает Предприятию преимущественные условия деятельности и создает реальную угрозу ограничения конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг (в том числе по причине того, что деятельность иных хозяйствующих субъектов на территории кладбищ ставится в зависимость от волеизъявления лица, состоящего с ними в конкурентных отношениях).
С учетом изложенного является обоснованным вывод судов нижестоящих инстанций о нарушении Администрацией части 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Подход судов соответствует Апелляционному определению Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.07.2018 N 9-АПГ18-9."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 сентября 2021 г. N Ф07-11413/21 по делу N А56-112163/2020