г. Санкт-Петербург |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А56-112163/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: Кравцов С.Ю. по доверенности от 26.10.2020 г.
от заинтересованного лица: Сапрыкина К.А. по доверенности от 12.01.2021 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11408/2021) Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2021 по делу N А56-112163/2020 (судья Сундеева М.В.), принятое
по заявлению Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области
к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Ленинградской области
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Администрация Волховского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление) от 27.10.2020 N Р/05/01-12 и предписания от 27.10.2020 N П/05/01-07 по делу N 047/01/15-19/2019.
Решением суда от 18.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Администрация направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что вывод суда о том, что Администрация передала МУП "Ритуал" общественные кладбища в пользование не соответствует действительности, так как доказательств того, что земельные участки под кладбищами переданы в пользование МУП "Ритуал" (договор хозяйственного ведения или оперативного управления, либо договор аренды, договор безвозмездного пользования и т.п.) суду представлено не было. Ссылается на то, что возможные незаконные действия МУП "Ритуал" МО город Волхов, о которых идет ссылка в Решении Ленинградского УФАС и в решении суда, не свидетельствуют о незаконности действий самой Администрации.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Управления просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 25.12.2015 года администрацией Волховского муниципального района было вынесено постановление N 2936 "Об утверждении порядков деятельности специализированной службы и муниципальных общественных кладбищ на территории МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области (далее по тексту Постановление Администрации N 2936).
06.06.2019 года в УФАС по Ленинградской области поступила жалоба ООО "РитуалСервис" на действия МУП "Ритуал", содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства.
19.09.2019 года вх.N 8482 в адрес администрации Волховского муниципального района поступило предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 06.09.2019 N Пд105/9 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
27.10.2020 УФАС по Ленинградской области было рассмотрено дело N 047/01/15-19/2019 в отношении Администрации по признакам нарушения части статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в наделении муниципального унитарного предприятия "Ритуал" функциями, относящимися к функциям органов местного самоуправления. Решением от 27.10.2020 г. N р/05/01-12 УФАС признало в действиях Администрации нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в наделении МУП "Ритуал" функциями и правами, относящимися к полномочиям органов местного самоуправления.
27.10.2020 г. Администрации выдано предписание N П/05/01-07 в срок до 15 декабря 2020 г. прекратить нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем:
- либо внесения надлежащего распорядительного акта о внесении изменений в пункты 2.2., 2.3., 2.5., 2.6., 5.1., 5.2., 5.6., 5.10, 5.14 Приложения N 2 к Постановлению от 25.12.2015 г. N 2936 "Об утверждении порядков деятельности специализированной службы и муниципальных общественных кладбищ на территории МО город Волхов", исключающего возможность одностороннего влияния специализированной слжубой на доступ хозяйствующих субъектов к оказанию услуг, выполнению работ, предусмотренных действующим законодательством, в сфере организации похоронного дела и оказания ритуальных услуг, с учетом решения Ленинградского УФАС России от 27.10.2020 N Р/05/01- 12;
- либо вынесения надлежащего распорядительного акта об исключении их Приложения N 2 к Постановлению от 25.12.2015 г. N 2936 "Об утверждении порядков деятельности специализированной службы и муниципальных общественных кладбищ на территории МО город Волхов" пунктов 2.2.,2.3.,2.5.,2.6.,5Л.,5.2.,5.6.,5.10.,5.14;
- либо отмены Постановления от 25.11.2015 г. N 2936 "Об утверждении порядков деятельности специализированной службы и муниципальных общественных кладбищ на территории МО город Волхов".
Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием УФАС, Администрация оспорила их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых решения и предписания, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ), погребение определяется как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ в гарантированный перечень услуг по погребению входит: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
В силу части 1 статьи 29 Закона N 8-ФЗ к полномочиям органа местного самоуправления отнесено создание специализированных служб по вопросам похоронного дела, на которые возлагаются обязанности по осуществления погребения умерших.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.
Из материалов дела следует, что Администрацией издано Постановление от 25.12.2015 N 2936 "Об утверждении порядков деятельности специапизированной службы и муниципальных общественных кладбищ на территории МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области" (далее - Постановление N 2936). Предприятию как специализированной службе переданы полномочия по организации похоронного дела и погребению.
Частью 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Как следует из материалов дела, в действиях Администрации установлены нарушения части 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
Так к функциям Предприятия Приложением N 2 к Постановлению N 2936, в том числе, отнесены:
пункт 2.2, 2.3 определение места захоронения с учетом возможности исполнения волеизъявления;
пункт 2.5, 2.6 оформление и выдача согласования осуществления иным лицом на осуществление захоронения;
пункт 5.1, 5.2 согласование всех работ на общественном кладбище, связанных с установкой надмогильных сооружений и оград;
пункт 5.6 осмотр памятника, материалов и инструментов, необходимых на выполнение работ;
пункт 5.10 обязательная регистрация установки памятников и иных надгробных сооружений;
пункт 5.14 согласование демонтажа старых надмогильных сооружений.
Таким образом, на переданных в ведение Предприятия муниципальных кладбищах МУП "Ритуал" осуществляет указанные функции, носящие контрольно-распорядительный характер.
Действительно, Законом о погребении предусматривается возможность для органов местного самоуправления создать специализированную службу. Вместе с тем, Закон прямо возлагает на такую службу только обязанность по погребению умерших, в то время как вышеназванные пункты Постановления N 2963 расширяют круг полномочий такой организации, предоставляя ей контрольно-распорядительные функции, рынок по оказанию которых является конкурентным.
Законом о погребении установлено, что лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.
Следовательно, хозяйствующие субъекты, не обладающие статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, также вправе оказывать услуги по погребению.
В этой связи, закрепленные Приложением N 2 к Постановлению N 2936 функции являются элементами организации работы кладбища, то есть контрольно-распорядительной функцией, выполнение которой в силу статьи 18 Закона о погребении относится к компетенции органов местного самоуправления.
Предоставление МУП "Ритуал" права осуществлять контрольно-распорядительные полномочия в отношении мест захоронений и передача ему в пользование земель кладбищ, обеспечивает предприятию преимущественные условия деятельности и создает реальную угрозу ограничения конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг (в том числе по причине того, что деятельность иных хозяйствующих субъектов на территории кладбищ ставится в зависимость от волеизъявления лица, состоящего с ними в конкурентных отношениях).
С учетом изложенного является обоснованным вывод суда первой инстанции о нарушении Администрацией части 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными оспариваемых решения и предписания УФАС судом правомерно отказано.
С учетом вышеизложенного оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 марта 2021 года по делу N А56-112163/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-112163/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области