09 сентября 2021 г. |
Дело N А56-105326/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Бобарыкиной О.А., Серовой В.К.,
при участии от акционерного общества "Авиакомпания "Россия" Чо Л.В. (доверенность от 30.12.2020),
рассмотрев 09.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Воздушные ворота Северной столицы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по делу N А56-105326/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Авиакомпания "Россия", адрес: 196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 18/4, ОГРН 1117847025284, ИНН 7810814522 (далее - Авиакомпания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Воздушные ворота Северной столицы", адрес: 196140, Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д. 41, лит. ЗИ, ОГРН 1067746535944, ИНН 7703590927 (далее - Общество), о взыскании 39 747 руб. 16 коп. неосновательного обогащения, возникшего в результате неверного исчисления ставки сбора за сверхнормативную стоянку воздушных судов (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 30.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.06.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 30.03.2021 и постановление от 22.06.2021, принять новый судебный акт.
Как полагает податель жалобы, ответчиком при расчете сбора правомерно учтено, что к стоянке спорного воздушного судна применяются тарифы (сборы) и порядок оплаты, предусмотренные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 N 241, а не условиями Договора базирования. Авиакомпания не пыталась внести изменения в текст соглашения о предоставлении аэропортовых услуг от 01.08.2016 N 757/16 в части изменения ставок и порядка расчетов, также как и не инициировала подписание каких-либо двусторонних документов об изменении ставок и порядка расчетов.
В отзыве на кассационную жалобу Авиакомпания просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Обществом и Авиакомпанией заключено генеральное соглашение о предоставлении аэропортовых услуг от 01.08.2016 N 757/16 (далее - Соглашение), а также договор на предоставление услуги по обеспечению базирования воздушных судов от 22.04.2014 N 239/14 и стандартное соглашение о наземном обслуживании от 22.07.2016 N 723/16.
В соответствии с указанными документами Общество оказывает Авиакомпании аэропортовое, наземное обслуживание, в том числе места стоянки воздушных судов (далее - ВС) и услуги по обеспечению базирования ВС на территории аэропорта "Пулково".
В соответствии с предметом Соглашения Общество оказывает Авиакомпании услуги в аэропорту "Пулково", в числе которых, согласно разделу "А" статьи 2 "Обеспечение взлета-посадки" пункта А.7 "Предоставление места стоянки ВС на аэродроме в течение 3-х часов после посадки", и раздела Г "Предоставление места стоянки ВС на аэродроме более 3-х часов после посадки" (сверхнормативная стоянка).
В соответствии с условиями Соглашения при осуществлении расчетов обслуживающая компания (далее - ОК) применяет тарифы с учетом услуг, самостоятельно оказываемых перевозчиком в соответствии с прейскурантами ОК (пункт 6.1 Соглашения).
Согласно представленным Авиакомпанией в материалы дела актам сдачи-приемки оказанных услуг по рейсам и данным прейскурантов от 27.10.2016 N 324-00.00.00.00-2016, от 22.12.2017 N 422-00.00.00.00-2018, от 29.12.2018 N 491-00.00.00.00-2019, от 22.11.2019 N 557-00.00.00.00-20119 размер ставки сбора за взлет- посадку составляет 358 руб. 89 коп./тонна максимальной взлетной массы (далее - МВМ) с учетом применения сторонами тарифа сбора за взлет-посадку, не включающего предоставление экипажу воздушного судна информации по аэродромам вылета, назначения, запасным и районам полетной информации (районам ОВД), через которые пролегает маршрут полета; прием у экипажа воздушного судна представителя эксплуатанта плана полета и передачу его по каналам связи органу ЕС ОрВД.
Таким образом, исходя из ставок сбора взлет-посадка составляет 358 руб. 89 коп./тонна максимальной взлетной массы.
В обоснование заявленных требований Авиакомпания ссылается на то, что сторонами согласован и применялся размер сбора за взлет-посадку в размере 358 руб. 89 коп./тонна, что подтверждается актами, счетами Общества.
В то же время, при расчете стоимости сбора за стоянку Общество применяло для расчета тарифы в большем размере, чем следовало - исходя из расчета 361.30 руб. / тонна.
Ссылаясь на неверное исчисление Обществом ставки сбора за сверхнормативную стоянку воздушных судов, которое привело к возникновению на стороне ответчика неосновательного обогащения, Авиакомпания обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 1.14 приказа Минтранса России от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (далее - Приказ N 241) в случае, если потребитель самостоятельно или через уполномоченную организацию и в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет отдельные операции, включенные в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов, то организация ГА, предоставляющая все операции, включенные в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание, взимающая предусмотренный настоящими Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации аэронавигационный, аэропортовый сбор или тариф за наземное обслуживание (далее - базовый сбор (тариф) дополнительно к базовому сбору (тарифу), утверждает сбор (тариф), включающий только предоставляемые потребителю операции.
В пунктах 8, 9 приложения N 2 к Приказу N 241 указано на то, что организации ГА вправе взимать плату при обслуживании воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации с применением понижающих коэффициентов. При этом применение понижающего коэффициента осуществляется на единообразных условиях для всех потребителей. Взимание и применение не зарегистрированных и/или не опубликованных в установленном порядке сборов, тарифов за наземное обслуживание, понижающих коэффициентов, предусмотренных пунктами 2 и 8 настоящего приложения, цен на материально-технические ресурсы, не допускается.
Ставка сбора за взлет-посадку с учетом понижающего коэффициента в размере 358 руб. 89 коп./тонна (когда часть услуг, входящих в состав сбора за взлет-посадку не оказывается обслуживающей компанией/ производится самостоятельное осуществление потребителем отдельных операций, включенных в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов), также является официальным зарегистрированным и опубликованным сбором.
При этом, ставка сбора в размере 361 руб. 30 коп./тонна МВМ является предельным максимальным значением ставки, что зафиксировано в приложении N 9 к приказу ФСТ России от 19.12.2013 N 242-т/8 "Об утверждении тарифов (сборов) на услуги в аэропорту Пулково", оказываемые Обществом.
Услуги аэропортов согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" утвержден Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, куда входит, в том числе обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов.
ФСТ России по результатам анализа экономических показателей деятельности аэропортов и структуры затрат по услугам в аэропорту устанавливает по регулируемым услугам в аэропорту предельные тарифы.
При этом обслуживающая компания, оказывающая такие услуги, имеет право устанавливать тарифы на оказываемые услуги, не превышающие значений тарифов, установленных для нее ФСТ России.
Кроме того, судами отмечено, что согласно пункту 56 приказа ФСТ России от 31.10.2014 N 238-т/2 "Об утверждении Методических указаний по вопросу государственного регулирования сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах" предельные максимальные ставки сборов по услуге обеспечение стоянки воздушных судов, устанавливаемые на одни сутки стоянки в процентах от сбора за взлет-посадку, определяются в процентах после выполнения вышеизложенных расчетов в полном объеме, путем их деления на соответствующую ставку сбора за взлет-посадку и умножения на 100%. Предельные максимальные ставки сборов по услуге обеспечение стоянки воздушных судов, устанавливаемые на один час стоянки в процентах от сбора за взлет-посадку, определяются в процентах после выполнения вышеизложенных расчетов в полном объеме, путем их деления на соответствующую ставку сбора за взлет-посадку, умножения на 100% и деления на 24 ч./сутки.
Ответчиком установлено несколько тарифов за взлет-посадку, с учетом объемов оказываемых услуг, входящих в тариф, один из которых применялся в расчетах с истцом.
Суды проанализировав положения приведенных нормативных актов, сделали вывод о том, что Приказе N 241 отсутствует указание, что для расчета ставки сбора за стоянку должна применяться предельная максимальная ставка сбора за взлет-посадку. Равно как из его текста не следует, что сбор за стоянку должен взиматься по предельно максимальной ставке.
В соответствии с пунктом 3.3.2 Приказа N 241 ставка сбора устанавливается на один час стоянки в размере 5 процентов от сбора за взлет-посадку. Сбор определяется на основе установленной ставки и времени сверхнормативной стоянки воздушного судна (пункт 3.3.3). Сбор за взлет-посадку предусмотрен пунктом 3.1 Перечня и правил формирования тарифов и сборов. Согласно пункту 3.1.3 Перечня и правил формирования тарифов и сборов Сбор (за взлет-посадку) определяется на основе установленной ставки и максимальной взлетной массы гражданского воздушного судна, указанной в руководстве по летной эксплуатации воздушного судна, с учетом коэффициентов, применяемых по группам воздушных судов.
Кассационная инстанция считает правильным вывод судов о том, что поскольку установленная ставка сбора за взлет-посадку, применяемая при расчетах с Авиакомпанией, составляет 358 руб. 89 коп., то исчисление ставки сбора за стоянку должно производиться не от максимального предельно допустимого значения, а от фактически установленного и применяемого.
В этой связи суды указали, что в соответствии с пунктом 6.1 соглашения о предоставлении аэропортовых услуг N 757/16, заключенного между истцом и ответчиком, при осуществлении расчетов обслуживающая компания (ответчик) применяет тарифы с учетом услуг, самостоятельно оказываемых перевозчиком (истцом) в соответствии с прейскурантами обслуживающей компании.
Исходя из буквального толкования условий договора, а также с учетом ответов на претензии, в которых ответчик указывал на невключение воздушного судна в договор базирования и ссылался на расчет стоимости стоянки согласно прейскуранту, расчет должен был производиться исходя из прейскуранта с учетом установленных тарифов, применяемых при самостоятельном осуществлении части операций, входящих в состав аэропортовых сборов, самим перевозчиком, то есть из расчета сбора за взлет-посадки 358 руб. 89 коп./тонна, указанного в актах сдачи-приемки по договорам об аэропортовом и наземном обслуживании.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о неправильной оценке судами имеющихся в деле доказательств.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по делу N А56-105326/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Воздушные ворота Северной столицы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.