г. Санкт-Петербург |
|
22 июня 2021 г. |
Дело N А56-105326/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен,
от ответчика: представитель Филлипова Е.Н., на основании доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Воздушные ворота северной столицы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2021 по делу N А56-105326/2020, принятое по иску:
истец: акционерное общество "Авиакомпания "Россия" (адрес: Россия, 196210, Санкт-Петербург, улица Пилотов, 18/4, ОГРН: 1117847025284, Дата присвоения ОГРН: 28.01.2011, ИНН: 7810814522)
ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Воздушные ворота Северной столицы" (адрес: Россия, 196140, Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 41, литера ЗИ, ОГРН: 1067746535944, Дата присвоения ОГРН: 26.04.2006, ИНН: 7703590927)
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Авиакомпания "Россия" (далее - истец, Авиакомпания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью "Воздушные ворота Северной столицы" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 39 747 руб. 16 коп. неосновательного обогащения.
Решением от 30.03.2021 суд удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с указанным решением, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, считая решение незаконным и необоснованным, принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с нарушением норм материального права.
В судебном заседании Общество поддержало доводы апелляционной жалобы, Авиакомпания не явилась, направила отзыв, просила в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в отзыве, заявила о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Обществом и Авиакомпанией 01.08.2016 заключено генеральное соглашение о предоставлении аэропортовых услуг N 757/16 (далее - соглашение).
В соответствии с предметом соглашения Общество оказывает Авиакомпании услуги в аэропорту Пулково, в числе которых, согласно разделу А статьи 2 "Обеспечение взлета-посадки" пункта А.7 "Предоставление места стоянки ВС на аэродроме в течение 3-х часов после посадки", и раздела Г "Предоставление места стоянки ВС на аэродроме более 3-х часов после посадки" (сверхнормативная стоянка).
В соответствии со статьей 64 ВК РФ оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Правила формирования сборов установлены приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (вместе с "Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации", "Правилами взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (далее - Перечень и правила N 241).
Порядок расчета и применения сбора за стоянку установлен пунктами 3.3.1 - 3.3.4 и пунктами 5, 6 приложения N 2 Перечня и Правил N 241.
В соответствии с подпунктом 3.3.1 пункта 3.3 "Сбор за стоянку" сбор устанавливается за предоставление места стоянки воздушному судну на аэродроме более трех часов после посадки для пассажирских и шести часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и/или выгрузке) в аэропорту посадки.
Согласно пункту 3.3.2 ставка сбора устанавливается на один час стоянки в размере 5% от сбора за взлет-посадку.
Сбор определяется на основе установленной ставки и времени сверхнормативной стоянки воздушного судна. Время стоянки определяется как разность между временем посадки и вылета воздушного судна, уменьшенная на 15 минут.
В соответствии с условиями генерального соглашения о предоставлении аэропортовых услуг N 757/16 при осуществлении расчетов обслуживающая компания (ОК) применяет тарифы с учетом услуг, самостоятельно оказываемых перевозчиком в соответствии с прейскурантами ОК (пункт 6.1 соглашения);
Согласно представленным истцом в материалы дела актам сдачи-приемки оказанных услуг по рейсам и данным прейскурантов N 324-00.00.00.00-2016 от 27.10.2016; N 422-00.00.00.00-2018 от 22.12.2017; N 491-00.00.00.00-2019 от 29.12.2018; N 557-00.00.00.00-20119 от 22.11.2019 размер ставки сбора за взлет-посадку составляет 358 руб. 89 коп./тонна МВМ (максимальной взлетной массы) с учетом применения сторонами тарифа сбора за взлет-посадку, не включающего предоставление экипажу воздушного судна информации по аэродромам вылета, назначения, запасным и районам полетной информации (районам ОВД), через которые пролегает маршрут полета; прием у экипажа воздушного судна представителя эксплуатанта плана полета и передачу его по каналам связи органу ЕС ОрВД.
Таким образом, исходя из ставок сбора взлет-посадка составляет 358 руб. 89 коп./тонна максимальной взлетной массы.
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к верному выводу о том, что поскольку при исчислении размера сбора за стоянку ответчиком была применена ставка сбора за взлет-посадку без учета ставки, подлежащей применению в правоотношениях сторон, получение ответчиком сборов за стоянку исходя из неверного расчета ставки сбора за взлет-посадку, нельзя назвать правомерным.
Также суд пришел к верному выводу о том, что с учетом даты обращения истца с иском в суд, а также установленных соглашением и фактически исполненных истцом сроков исполнения обязательств по оплате, отказ истца от части требования по счетам до начала перерыва течения срока исковой давности правомерен.
При указанных обстоятельствах требования истца о взыскании неосновательного обогащения в виде разницы между фактически полученной ответчиком оплатой за оказанные услуги и размером оплаты, подлежавшим начислению, суд удовлетворил обоснованно.
Доводы жалобы апелляционным судом отклоняются.
Ответчик указывает, что в соответствии с приказом Минтранса N 241 и пунктом 1.1.1 прейскуранта Общества размер ставки сбора за взлет-посадку установлен в размере 361 руб. 30 коп. без НДС за 1 тонну максимальной взлетной массы воздушного судна, а также, что в соответствии с пунктом 3.3.2 приказа Минтранса N 241 от 17.07.2012 N 241 ставка сбора устанавливается в размере 5% от сбора за взлет-посадку. Таким сбором является величина зарегистрированного в установленном порядке ответчиком сбора за взлет-посадку. Указание в законе на порядок оплаты сбора за стоянку исходя из уменьшенного сбора за взлет-посадку (за вычетом услуг) отсутствует.
Однако, в соответствии с пунктом 1.14 приказа Минтранса России от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" в случае, если потребитель самостоятельно или через уполномоченную организацию и в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет отдельные операции, включенные в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов, то организация ГА, предоставляющая все операции, включенные в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание, взимающая предусмотренный настоящими Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации аэронавигационный, аэропортовый сбор или тариф за наземное обслуживание (далее - базовый сбор (тариф) дополнительно к базовому сбору (тарифу), утверждает сбор (тариф), включающий только предоставляемые потребителю операции.
В пунктах 8, 9 приложения N 2 к приказу Минтранса РФ N 241 "Правила взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" указано на то, что организации ГА1 вправе взимать плату при обслуживании воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации с применением понижающих коэффициентов. При этом применение понижающего коэффициента осуществляется на единообразных условиях для всех потребителей. Взимание и применение не зарегистрированных и/или не опубликованных в установленном порядке сборов, тарифов за наземное обслуживание, понижающих коэффициентов, предусмотренных пунктами 2 и 8 настоящего приложения, цен на материально-технические ресурсы, не допускается.
Ставка сбора за взлет-посадку с учетом понижающего коэффициента в размере 358 руб. 89 коп./тонна (когда часть услуг, входящих в состав сбора за взлет-посадку не оказывается обслуживающей компанией/ производится самостоятельное осуществление потребителем отдельных операций, включенных в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов), также является официальным зарегистрированным и опубликованным сбором.
При этом, ставка сбора в размере 361 руб. 30 коп./тонна МВМ является предельным максимальным значением ставки, что зафиксировано в приложении N 9 к приказу ФСТ России от 19.12.2013 N 242-т/8 "Об утверждении тарифов (сборов) на услуги в аэропорту Пулково", оказываемые Обществом.
Услуги аэропортов согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" утвержден Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, куда входит, в том числе обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов.
ФСТ России по результатам анализа экономических показателей деятельности аэропортов и структуры затрат по услугам в аэропорту устанавливает по регулируемым услугам в аэропорту предельные тарифы.
При этом обслуживающая компания, оказывающая такие услуги, имеет право устанавливать тарифы на оказываемые услуги, не превышающие значений тарифов, установленных для нее ФСТ России.
Кроме того, согласно пункту 56 приказа ФСТ России от 31.10.2014 N 238-т/2 "Об утверждении Методических указаний по вопросу государственного регулирования сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах" предельные максимальные ставки сборов по услуге обеспечение стоянки воздушных судов, устанавливаемые на одни сутки стоянки в процентах от сбора за взлет-посадку, определяются в процентах после выполнения вышеизложенных расчетов в полном объеме, путем их деления на соответствующую ставку сбора за взлет-посадку и умножения на 100%. Предельные максимальные ставки сборов по услуге обеспечение стоянки воздушных судов, устанавливаемые на один час стоянки в процентах от сбора за взлет-посадку, определяются в процентах после выполнения вышеизложенных расчетов в полном объеме, путем их деления на соответствующую ставку сбора за взлет-посадку, умножения на 100% и деления на 24 ч./сутки.
Ответчиком установлено несколько тарифов за взлет-посадку, с учетом объемов оказываемых услуг, входящих в тариф, один из которых применялся в расчетах с истцом.
В приказе Минтранса РФ N 241 не указано, что для расчета ставки сбора за стоянку должна применяться предельная максимальная ставка сбора за взлет- посадку. Равно как в нем не указано и из него не следует, что сбор за стоянку должен взиматься по предельно максимальной ставке.
В соответствии с пунктом 3.3.2 приказа Минтранса РФ N 241 ставка сбора устанавливается на один час стоянки в размере 5 процентов от сбора за взлет-посадку. Сбор определяется на основе установленной ставки и времени сверхнормативной стоянки воздушного судна (пункт 3.3.3). Сбор за взлет-посадку предусмотрен пунктом 3.1 Перечня и правил формирования тарифов и сборов. Согласно пункту 3.1.3 Перечня и правил формирования тарифов и сборов Сбор (за взлет-посадку) определяется на основе установленной ставки и максимальной взлетной массы гражданского воздушного судна, указанной в руководстве по летной эксплуатации воздушного судна, с учетом коэффициентов, применяемых по группам воздушных судов.
Поскольку установленная ставка сбора за взлет-посадку, применяемая при расчетах с Авиакомпанией, составляет 358 руб. 89 коп., исчисление ставки сбора за стоянку должно производиться не от максимального предельно допустимого значения, а от фактически установленного и применяемого.
В соответствии с пунктом 6.1 соглашения о предоставлении аэропортовых услуг N 757/16, заключенного между истцом и ответчиком, при осуществлении расчетов обслуживающая компания (ответчик) применяет тарифы с учетом услуг, самостоятельно оказываемых перевозчиком (истцом) в соответствии с прейскурантами обслуживающей компании.
Поэтому, исходя из буквального толкования условий договора, а также с учетом ответов на претензии, в которых ответчик указывал на невключение ВС в договор базирования и ссылался на расчет стоимости стоянки согласно прейскуранту, расчет должен был производиться исходя из прейскуранта с учетом установленных тарифов, применяемых при самостоятельном осуществлении части операций, входящих в состав аэропортовых сборов, самим перевозчиком, то есть из расчета сбора за взлет-посадки 358 руб. 89 коп./тонна, указанного в актах сдачи-приемки по договорам об аэропортовом и наземном обслуживании.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2021 по делу N А56-105326/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-105326/2020
Истец: АО "АВИАКОМПАНИЯ "РОССИЯ"
Ответчик: ООО "ВОЗДУШНЫЕ ВОРОТА СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЫ"