14 сентября 2021 г. |
Дело N А56-91364/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в лице судьи Кудина А.Г.,
рассмотрев 14.09.2021 кассационную жалобу Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по делу N А56-91364/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красная Горка", адрес: 196006, Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 127, литер А, помещение 3-Н, ОГРН 1187847087405, ИНН 7810725551 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просит считать срок для подачи заявления о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК), адрес: 191311, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, ОГРН 1037843016628, ИНН 7825681674 (далее - Комитет), от 24.09.2020 N 20/20-1.2 не пропущенным; о признании незаконным и отмене постановления Комитета от 24.09.2020 о назначении административного наказания по делу N 20/20-.2; о признании незаконным и отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения Комитета от 24.09.2020 N 5.
Решением суда первой инстанции от 25.01.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.04.2021 решение суда первой инстанции отменено, постановление и представление Комитета признано незаконными.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление.
В отзывах Общество просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, коттеджный поселок "Красная горка" (далее - КП "Красная горка"), расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Старая Пустошь, является обособленным объектом (единым жилым комплексом), имеющим огороженную территорию, объекты общего пользования и представляет собой обособленную территорию, состоящую из земельных участков с домовладениями. Собственники таких земельных участков определяют порядок и условия проживания путем принятия решений на общих собраниях.
Общество осуществляет управление КП "Красная горка" на основании решения общего собрания собственников земельных участков, оформленного протоколом от 11.12.2018 N 1 (далее - протокол).
Протоколом утвержден проект договора об оказании услуг по организации и осуществлению комплексного обслуживания объектов недвижимого имущества и инженерных сооружений КП "Красная горка", заключаемого между Обществом и собственником земельного участка в КП "Красная горка", на котором расположен сблокированный дом (таунхаус) или отдельно стоящий дом (далее - собственники), и размер платы за содержание имущества общего пользования.
В собственности Общества находится следующее электрооборудование: на основании договора дарения имущества юридическому лицу его учредителем - физическим лицом от 01.08.2018, заключенного между гражданином Пинаевым Сергеем Максимовичем и Обществом, и акта приема-передачи оборудования к нему: - кабель АВБбШВ-4х95 (L = 0,226 км); - кабель АВБбШВ-4х50 (L = 0,152 км); - главный распределительный щит ГРЩ 1 (в сборе); - главный распределительный щит ГРЩ 2 (в сборе); - коробки распределительные КР1, КР2, КР4 (3 комплекта); - коробки распределительные КРЗ, КР5 (2 комплекта); на основании договора купли-продажи оборудования от 22.08.2018 N ЭО-1, заключенным между гражданином и Обществом, и акта приема-передачи оборудования к нему: - кабель АВБбШВ-4х70 (L = 0,262 км); - кабель АВБбШВ-4х50 (L = 0,230 км); - кабель АВБбШВ-4х35 (L = 0,291 км); - коробки распределительные КР10 - КР14 (5 комплектов). Исходя из материалов дела N 20/20-1.2, Общество является владельцем сетевого оборудования, посредством которого осуществляется передача электрической энергии на объекты собственников.
Всеволожской городской прокуратурой проведена проверка, по вопросу тарифов, применяемых при расчете платы за потребляемую энергию КП "Красная горка".
Заместитель Всеволожского городского прокурора советник юстиции Завацкий И.В. по результатам проверки, проведенной Всеволожской городской прокуратурой, постановлением от 28.08.2020 возбудил в отношении Общества дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ - нарушение установленного порядка ценообразования.
На основании статей 28.8 и 23.51 КоАП РФ письмом Всеволожской городской прокуратуры от 31.08.2020 N 07-98-2020 (вх. ЛенРТК от 10.09.2020 N Кт-1-5494/2020) в ЛенРТК направлено для рассмотрения дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении Общества по признакам нарушения порядка ценообразования в сфере электроэнергетики, а именно оказание услуг по передаче электрической энергии в отсутствие установленного тарифа, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Постановлением от 24.09.2020 по делу N 20/20-1. Общество привлечено к административной ответственности согласно названной квалификации с назначением административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Комитетом в отношении Общества вынесено представление от 24.09.2020 N 5 об обязании принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; информацию о принятых мерах представить в Комитет в течение одного месяца со дня получения предписания.
Не согласившись с указанными постановлением и предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил решение суда первой инстанции, придя к выводу о недоказанности административным органом в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В силу части 5.1 статьи 211 АПК РФ решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
Частью 3 статьи 288.2 АПК РФ предусмотрено, что основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, выражается в начислении и взимании за оказанные потребителю услуги платы, установленной с нарушением порядка ценообразования.
Согласно части 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии со статьей 3 Закона N 35-ФЗ услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 23 названного Закона).
В пункте 2 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Постановление N 1178), указано, что "ценообразование" - это процесс расчета и установления регулируемых цен (тарифов), применяемых при расчетах за электрическую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным (статья 26 Закона N 35-ФЗ).
Обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом.
Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании этих услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), "сетевые организации" - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В случае, если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство. При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии (пункт 5 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения названных Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Владелец объектов электросетевого хозяйства для осуществления деятельности по передаче электрической энергии, а также для получения соответствующего тарифа на услуги по передаче электрической энергии должен соответствовать Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 (далее - Критерии). Собственники объектов электросетевого хозяйства, не соответствующие Критериям, обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также соблюдать запрет на препятствование перетоку электрической энергии в соответствии с пунктом 6 Правил N 861 (Апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2017 N АПЛ16-632).
Кроме того, пункт 1 Критериев в качестве условия отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям указывает на владение силовыми трансформаторами, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА.
Судом апелляционной инстанции установлено, что между ООО "УК "Красная горка" и АО "Петербургская сбытовая компания" заключен договор энергоснабжения от 01.01.2019 N 47120000313515, согласно которому АО "Петербургская сбытовая компания" является гарантирующим поставщиком. В соответствии с приложением А к договору энергоснабжения в перечень энергоснабжаемых объектов включены собственники земельных участков коттеджного поселка "Красная горка".
В соответствии с пунктом 1.1 договора энергоснабжения АО "Петербургская сбытовая компания" (гарантирующий поставщик) оказывает услуги по продаже и передаче электрической энергии, а также услуги, оказание которых являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
При этом, из протокола общего собрания собственников земельных участков от 11.12.2018 N 1, утвержденного общим собранием собственников и дополнительного соглашения к договору, утвержденного общим собранием собственников земельных участков, следует, что в предмет договора не входят услуги по содержанию водопроводных сетей, электросетевого хозяйства, по передаче электрической энергии.
Счета-квитанции, выставляемые домовладельцам коттеджного поселка, содержат начисления исключительно за потребленную электрическую энергию, рассчитанные исходя из показаний индивидуальных приборов учета с применением тарифа "для населения", установленного Комитетом и за услуги по содержанию коттеджного поселка.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств, применения к установленным по делу обстоятельствам положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правил N 861, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества события вмененного ему административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявление Общества.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по делу N А56-91364/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области - без удовлетворения.
Судья |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.