16 сентября 2021 г. |
Дело N А26-8248/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Корабухиной Л.И., Соколовой С.В.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску Шаховой П.А. (доверенность от 11.01.2021 N 1.4-08/08),
рассмотрев 13.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рокайль" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2021 по делу N А26-8248/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Рокайль", адрес: 173020, Великий Новгород, Парковая ул., д. 3, корп. 2, кв. 17, ОГРН 1085321003130, ИНН 5321124991 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску, адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Московская ул., д. 12А, ОГРН 1041000270024, ИНН 1001040537 (далее - Инспекция), от 23.06.2020 N 4089А о государственной регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью "СмартЭнерджиПлюс" (далее - ООО "СмартЭнерджиПлюс") и внесение на его основании в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи от 23.06.2020 за государственным номером (далее - ГРН) 2201000276915.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен ликвидатор ООО "СмартЭнерджиПлюс" Черный Антон Вячеславович, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Гелашвили Леван Тамазиевич.
Решением суда от 18.01.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2021, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податель кассационной жалобы полагает, что ликвидатор ООО "СмартЭнерджиПлюс" в нарушение статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) представил в Инспекцию недостоверный ликвидационный баланс, не отражающий наличие непогашенной кредиторской задолженности перед Обществом, что влечет недействительность государственной регистрации ликвидации ООО "СмартЭнерджиПлюс". По мнению Общества, ликвидатор незаконно не признал требование кредитора о включении сумм задолженности и неустойки в промежуточный ликвидационный баланс ООО "СмартЭнерджиПлюс", поскольку соответствующий зачет встречного требования не был оформлен соответствующим соглашением сторон и бухгалтерскими документами, а требование кредитора (Общества) от 27.04.2020 выражало только согласие на проведение зачета. Таким образом, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчёты с кредиторами, по мнению Общества, следовало рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу пункта "а" части первой статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Инспекция и Гелашвили Л.Т. представили отзывы на кассационную жалобу, в которых, указывая на законность обжалуемых судебных актов, просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Общество, Черный А.В., Гелашвили Л.Т. своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "СмартЭнерджиПлюс" зарегистрировано в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1181001008902, его единственным участником являлся Гелашвили Л.Т.
Единственным участником ООО "СмартЭнерджиПлюс" 03.04.2020 принято решение о ликвидации ООО "СмартЭнерджиПлюс" и назначении ликвидатором Черного А.В.
Ликвидатор ООО "СмартЭнерджиПлюс" 04.04.2020 представил в Инспекцию уведомление о принятии решения о ликвидации и назначении ликвидатора, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись от 06.04.2020 за ГРН 2201000236908.
Сведения о принятии решения о ликвидации ООО "СмартЭнерджиПлюс" и адресе ликвидатора для направления требований кредиторов опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" от 15.04.2020/46 N 15 (782).
В Инспекцию 16.06.2020 поступило уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса и заявление по форме Р16001 о ликвидации ООО "СмартЭнерджиПлюс" с приложением ликвидационного баланса.
Инспекция 23.06.2020 приняла решение N 4089А о государственной регистрации ликвидации ООО "СмартЭнерджиПлюс", о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись от 23.06.2020 за ГРН 2201000276915.
Общество, ссылаясь на то, что является кредитором ООО "СмартЭнерджиПлюс", с которым расчёты в ходе процедуры ликвидации не завершены, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями. В обоснование заявленных требований Общество указало на наличие у ликвидированной организации 269 501,57 руб. задолженности перед Обществом.
Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела и представленные доказательства, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок ликвидации юридического лица установлен статьями 61 - 64 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
В силу пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Согласно пункту 3 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
Пунктом 1 статьи 63 ГК РФ установлено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 2 статьи 63 ГК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 6 статьи 63 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Как установлено подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен в статье 23 Закона N 129-ФЗ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания недействительными оспариваемого решения Инспекции и внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО "СмартЭнерджиПлюс".
Суды исходили из того, что при предъявлении в Инспекцию комплекта документов, являвшихся основанием для принятия регистрирующим органом оспариваемого решения, основания для отказа в их принятии, предусмотренные статьей 23 Закона N 129-ФЗ, отсутствовали. Доказательств, свидетельствующих о нарушении Инспекцией порядка государственной регистрации, установленного названным Законом, равно как и доказательств нарушения прав или законных интересов Общества решением Инспекции о ликвидации ООО "СмартЭнерджиПлюс, в материалы дела не представлено; наличие кредиторской задолженности ООО "СмартЭнерджиПлюс" перед Обществом не подтверждено судебным актом, сведения о кредиторской задолженности и задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами на балансе Общества отсутствовали; в ликвидационном балансе указаны сведения о заявленном Обществом требовании о включении суммы в промежуточный ликвидационный баланс и о результате его рассмотрения с кратким обоснованием мотивов отказа от их включения в баланс.
Суды также учли отсутствие доказательств недобросовестного поведения ликвидатора при исполнении им обязанностей руководителя ликвидируемого юридического лица. Суды установили, что ликвидатор осуществил публикацию сообщение о ликвидации ООО "СмартЭнерджиПлюс" в журнале "Вестник государственной регистрации", направил Обществу уведомление о проведении процедуры ликвидации юридического лица, рассмотрел требование Общества о включении сумм в промежуточный ликвидационный баланс и признал его противоречащим условиям договора поставки, о чем направил Обществу уведомление.
Как верно указали суды, само по себе заявление требования ликвидатору не может являться безусловным основанием для признания такого требования в ситуации установления ликвидатором противоречий между содержанием документов и основанием заявленного требования, соответственно, такое требование (не признанное ликвидатором) не порождает безусловной обязанности ликвидатора по его включению в промежуточный ликвидационный баланс и выплату на основании такого баланса сумм.
Суды также отметили, что Общество, проявив должную степень разумности и осмотрительности, имело возможность обратиться в суд за защитой своих прав как во время процедуры ликвидации, так и до ее начала. Кроме того, Общество не воспользовалось своим правом направить в регистрирующий орган заявление, оформленное в соответствии с требованиями закона, о своём несогласии с исключением ООО "СмартЭнерджиПлюс" из ЕГРЮЛ.
При таких обстоятельствах в силу статьи 13 ГК РФ, статьи 198 АПК РФ отсутствуют правовые и фактические основания для признания незаконными оспариваемого решения Инспекции государственной регистрации ликвидации ООО "СмартЭнерджиПлюс" и действий налогового органа по внесению в ЕГРЮЛ записи от 23.06.2020 за ГРН 2201000276915.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2021 по делу N А26-8248/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рокайль" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды исходили из того, что при предъявлении в Инспекцию комплекта документов, являвшихся основанием для принятия регистрирующим органом оспариваемого решения, основания для отказа в их принятии, предусмотренные статьей 23 Закона N 129-ФЗ, отсутствовали. Доказательств, свидетельствующих о нарушении Инспекцией порядка государственной регистрации, установленного названным Законом, равно как и доказательств нарушения прав или законных интересов Общества решением Инспекции о ликвидации ООО "СмартЭнерджиПлюс, в материалы дела не представлено; наличие кредиторской задолженности ООО "СмартЭнерджиПлюс" перед Обществом не подтверждено судебным актом, сведения о кредиторской задолженности и задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами на балансе Общества отсутствовали; в ликвидационном балансе указаны сведения о заявленном Обществом требовании о включении суммы в промежуточный ликвидационный баланс и о результате его рассмотрения с кратким обоснованием мотивов отказа от их включения в баланс."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 сентября 2021 г. N Ф07-11577/21 по делу N А26-8248/2020