20 сентября 2021 г. |
Дело N А21-3680/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от акционерного общества "Янтарьэнерго" Гавриковой Е.В. (доверенность от 14.12.2020), Тихоновой Е.В. (доверенность от 03.09.2021), от Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Погорелюк Е.А. (доверенность от 18.01.2021, до перерыва), Здвижковой Е.Н. (доверенность от 30.10.2020, после перерыва),
рассмотрев 06.09.2021-13.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Янтарьэнерго" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2021 по делу N А21-3680/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Янтарьэнерго", адрес: 236022, Калининград, Театральная ул., д. 34, ОГРН 1023900764832, ИНН 3903007130 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1153926037165, ИНН 3906976260 (далее - Министерство):
1) о признании незаконным бездействия (решение) Министерства, выразившегося в не прекращении права аренды лесного участка по договору от 11.08.2016 N 283-л.э, заключенному с Обществом (далее - Договор), и в не заключении на 49 лет с платой за каждый год срока действия сервитута в размере 0,01 процента кадастровой стоимости земельного (лесного) участка с Обществом Соглашения об установлении сервитута на часть N 9 площадью 0,19542 га, на часть N 1 площадью 14,012703 га, на часть N 6 площадью 0,575913 га при общей площади всех указанных частей 14,784036 га в составе земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2318 (адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калининградская обл., Гурьевский р-н; площадь: 387855 кв. м; кадастровая стоимость, руб. 341 312,40; категория земель: земли лесного фонда; виды разрешенного использования: занято и необходимо для использования под участки лесного фонда), номер учетной записи в государственном лесном реестре: 6284-2019, местоположение: Калининградская обл., муниципальное образование "Гурьевский городской округ", Калининградское лесничество, Матросовское участковое лесничество, квартал (выдел): 73 (7, 9, 10), 74 (41, 42, 24, 29, 46, 30, 31, 38, 17), 78 (1, 2, 6, 12), 79 (13, 14, 16, 17, 18), 80 (18, 21, 23, 24), 81 (15, 19, 20, 21);
2) об обязании Министерства расторгнуть аренду лесного участка по Договору и заключить с Обществом на 49 лет с платой за каждый год срока действия сервитута в размере 0,01 процента кадастровой стоимости земельного (лесного) участка Соглашение об установлении сервитута на часть N 9 площадью 0,19542 га, на часть N 1 площадью 14,012703 га, на часть N 6 площадью 0,575913 га при общей площади всех указанных частей 14,784036 га в составе земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2318 (адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калининградская область, Гурьевский р-н; площадь: 387855 кв. м; кадастровая стоимость, руб.: 341 312,40; категория земель: земли лесного фонда; виды разрешенного использования: занято и необходимо для использования под участки лесного фонда), номер учетной записи в государственном лесном реестре: 6284-2019, местоположение: Калининградская обл., муниципальное образование "Гурьевский городской округ", Калининградское лесничество, Матросовское участковое лесничество, квартал (выдел): 73 (7, 9, 10), 74 (41, 42, 24, 29, 46, 30, 31, 38, 17), 78 (1, 2, 6, 12), 79 (13, 14, 16, 17, 18), 80 (18, 21, 23, 24), 81 (15, 19, 20, 21);
3) о признании незаконным бездействия (решение) Министерства, выразившегося в не прекращения права аренды лесного участка по Договору и в не заключении на 49 лет с платой за каждый год срока действия сервитута в размере 0,01 процента кадастровой стоимости земельного (лесного) участка с Обществом Соглашения об установлении сервитута на часть N 4 площадью 0,6068 га, на часть N 6 площадью 8,6419 га, на часть N 8 площадью 0,0986 га при общей площади всех указанных частей 9,3473 га в составе земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2551 (адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калининградская обл., р-н Гурьевский; площадь: 140069 кв. м; кадастровая стоимость, руб.: 123 260,72; категория земель: земли лесного фонда; виды разрешенного использования: занято и необходимо для использования под участки лесного фонда), номер учетной записи в государственном лесном реестре: 6284-2019, местоположение: Калининградская обл., Муниципальное образование "Гурьевский городской округ", Калининградское лесничество, Матросовское участковое лесничество, квартал (выдел): 73 (7, 9, 10), 74 (41, 42, 24, 29, 46, 30, 31, 38, 17), 78 (1, 2, 6, 12), 79 (13, 14, 16, 17, 18), 80 (18, 21, 23, 24), 81 (15, 19, 20, 21);
4) об обязании Министерства расторгнуть аренду лесного участка по Договору и заключить с Обществом на 49 лет с платой за каждый год срока действия сервитута в размере 0,01 процента кадастровой стоимости земельного (лесного) участка Соглашение об установлении сервитута на часть N 4 площадью 0,6068 га, на часть N 6 площадью 8,6419 га, на часть N 8 площадью 0,0986 га при общей площади всех указанных частей 9,3473 га в составе земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2551 (адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калининградская обл., р-н Гурьевский; площадь: 140 069 кв. м; кадастровая стоимость, руб.: 123 260,72; категория земель: земли лесного фонда; виды разрешенного использования: занято и необходимо для использования под участки лесного фонда), номер учетной записи в государственном лесном реестре: 6284-2019, местоположение: Калининградская обл., муниципальное образование "Гурьевский городской округ", Калининградское лесничество, Матросовское участковое лесничество, квартал (выдел): 73 (7, 9, 10), 74 (41, 42, 24, 29, 46, 30, 31, 38, 17), 78 (1, 2, 6, 12), 79 (13, 14, 16, 17, 18), 80 (18, 21, 23, 24), 81 (15, 19, 20, 21).
Решением суда первой инстанции от 21.01.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.05.2021 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению Общества, его требования не означают прекращения правоотношений с Министерством и невыполнение норм лесного законодательства, речь идет лишь о допустимом законом изменении формы правоотношений (с аренды на сервитут), в целях, в том числе, соблюдения баланса публичных и частных интересов, снижения расходов по плате, составивших за прошедшее время по аренде уже более 5 млн. руб. Договором предусмотрено право арендатора в одностороннем порядке расторгнуть его с извещением за 90 дней до предполагаемой даты расторжения. Расторжение договора возможно и в силу того, что в момент его заключения стороны не могли знать о возможности установления сервитута в отношении лесного участка в 2018-2019 годах.
Определением заместителя председателя суда от 06.09.2021 в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ввиду нахождения в отпуске судьи Мунтян Л.Б. произведена ее замена на судью Савицкую И.Г. В силу части 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела в суде кассационной инстанции произведено с самого начала.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 06.09.2021 по 13.09.2021.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Министерства возразили против доводов жалобы по мотивам отзыва (с дополнением).
С учетом полномочий суда кассационной инстанции (часть 2 статьи 287 АПК РФ) и пределов рассмотрения дела в суде кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ) в приобщении к материалам дела и оценке документов, приложенных Обществом к кассационной жалобе, отказано. Документы возвращены в судебном заседании.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 11.08.2016 между Министерством (арендодателем) и Обществом (арендатором) заключен Договор (в редакции дополнительных соглашений), по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 настоящего Договора, характеристики которого указаны в Приложении N 1 к Договору, по которому проходят опоры линий электропередачи.
Согласно пункту 1.2 Договора (в редакции дополнительного соглашения от 29.04.2019) лесной участок, предоставляемый по Договору, имеет следующие характеристики:
- площадь: 24,131336 га;
- местоположение: Калининградская обл., муниципальное образование "Гурьевский городской округ", Калининградское лесничество, Матросовское участковое лесничество, квартал (выдел): 73 (7, 9, 10), 74 (41, 42, 24, 29, 46, 30, 31, 38, 17), 78 (1, 2, 6, 12), 79 (13, 14, 16, 17, 18), 80 (18, 21, 23, 24), 81 (15, 19, 20, 21);
- номер учетной записи в государственном лесном реестре: 6284-2019;
- кадастровый номер участка - 39:03:000000:2318:9 (площадь 0,19542 га);
- кадастровый номер участка - 39:03:000000:2551:4 (площадь 0,6068 га);
- кадастровый номер участка - 39:03:000000:2318:1 (площадь 14,012703 га);
- кадастровый номер участка - 39:03:000000:2318:6 (площадь 0,575913 га);
- кадастровый номер участка - 39:03:000000:2551:6 (площадь 8,6419 га);
- кадастровый номер участка - 39:03:000000:2551:8 (площадь 0,0986 га).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 29.04.2019.
В соответствии с пунктом 6.1 Договора срок действия договора устанавливается с 11.08.2016 по 10.07.2065.
Согласно письму от 03.02.2020 вх. N 156-лх Общество обратилось в Министерство с заявлением о прекращении права аренды лесного участка по Договору.
Письмом от 03.02.2020 вх. N 157-лх Общество также обратилось в Министерство с заявлением о заключении соглашения об установлении сервитута сроком на 49 лет на земельные (лесные) участки, указанные в Договоре.
Письмами от 05.03.2020 исх. N 2046-ОС, от 06.03.2020 исх. N 2089-ОС Министерство отказало Обществу в расторжении Договора и в установлении сервитута, указав, что лесной участок не освобожден от объектов, не обеспечен их снос и не выполнена рекультивация лесных земель и что возможно только установление публичного сервитута.
Посчитав отказы Министерства незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, указав на наличие оснований для прекращения права аренды, поскольку действующим законодательством для линейных объектов в отношении лесных участков предусмотрено установление сервитута, а не заключение договора аренды.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции не согласился, решение суда первой инстанции отменил, в удовлетворении исковых требований отказал.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению.
При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела. Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 9 ЛК РФ право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ЛК РФ установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 74.1 ЛК РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с ГК РФ, ЗК РФ и настоящим Кодексом.
С 01.09.2018 Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ внесены изменения в ЗК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов, в том числе введена в действие статья 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Позднее был принят Федеральный закон от 18.12.2018 N 471-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления лесных участков в безвозмездное пользование".
В силу пункта 1 статьи 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 данного Кодекса.
Согласно статье 39.23 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в случаях размещения линейных объектов, к которым относятся в том числе линии электропередачи.
Согласно пункту 3 статьи 39.26 ЗК РФ к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения ГК РФ о сервитуте и положения главы V.3 ЗК РФ не применяются.
Согласно пункту 2 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Пунктом 1 статьи 39.37 названного Кодекса определено, что публичный сервитут может быть установлен для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 39.38 ЗК РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, устанавливается:
1) решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений федерального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами федерального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам федерального значения, размещения автомобильных дорог федерального значения, железнодорожных путей в туннелях;
2) решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в туннелях.
Согласно части 2 статьи 9 ЛК РФ установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 3 указанной статьи установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ. Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно части 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута (часть 4 статьи 45 ЛК РФ).
В решении суда отражено и истец пояснял, что Общество завершило все работы по установке опор ВЛ 330 кВ летом 2018 года, на сегодняшний день ВЛ 330 кВ введена в эксплуатацию, на нее зарегистрировано право собственности, имеется разрешение на ввод в эксплуатацию от 24.12.2018 N 39-000-257-2018, воздушная линия электропередачи находится под напряжением 330 кВ.
При этом согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 01.11.2016 N 2325-р ВЛ 330 кВ внесена в схему территориального планирования Российской Федерации в области энергетики, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.08.2016 N 1634-р, относится к объектам федерального значения (пункт 18 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Министерство указывало судам, что по разрешению на строительство от 15.12.2016 N 39-000-04-2016 линейный объект является капитальным строительством и объектом федерального значения.
Согласно статье 83 ЛК РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано полномочие Российской Федерации в области лесных отношений по установлению сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.
Согласно статье 3 Закона Калининградской области от 09.10.2019 N 329 "О разграничении полномочий органов государственной власти Калининградской области в области лесных отношений" уполномоченный орган исполнительной власти Калининградской области в области лесных отношений осуществляет отдельные переданные полномочия Российской Федерацией в области лесных отношений, в том числе: установление сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.
Суд апелляционной инстанции, указал, что в данном случае отношения Министерства и Общества по договору аренды лесного участка не основаны на властном подчинении, в связи с чем отказ Министерства, как стороны договора аренды лесного участка, от заключения соглашения о расторжении указанного договора не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по делам, возникающим из публичных правоотношений, по правилам главы 24 АПК РФ.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтены все исковые требования, а также принцип эффективности и окончательности разрешения спора в суде, кроме того, его вывод о том, что Договором не предусмотрено право арендатора отказаться от Договора, прямо противоречит условиям Договора.
Так, согласно пункту 5.6 Договора Общество вправе в одностороннем порядке расторгнуть Договор, известив об этом Министерство в письменной форме за 90 дней до предполагаемой даты расторжения, при условии отсутствия недоимки по арендной плате. Министерство не спорило, что недоимка по арендной плате у истца отсутствует.
В ответе на заявление истца Министерство восприняло просьбу Общества именно как о расторжении Договора.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не учел, что отказ Министерства по расторжению арендных отношений был обусловлен освобождением лесного участка от опор линий электропередачи. Между тем в силу действующего законодательства сами линии электропередачи не связаны с созданием лесной инфраструктуры, поэтому опоры не могут быть демонтированы.
Согласно пункту 3.3.3 Договора Общество имеет право на заключение соглашения об установлении сервитута в отношении лесного участка либо его части при наличии согласия Министерства.
Согласно пункту 4 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017 (далее - Обзор), в отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта.
Суды в настоящем деле при заявлявшемся доводе Министерства оставили без внимания и всесторонней оценки вопрос применимости к настоящему случаю сервитута или публичного сервитута, особенности и отличие порядка установления и содержания указанных видов сервитутов.
Кроме того, согласно статье 39.25 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать, в том числе: цели установления сервитута.
Согласно статье 39.47 ЗК РФ соглашение об осуществлении публичного сервитута должно содержать в том числе цель установления публичного сервитута.
В соответствии с пунктом 10 Обзора, удовлетворяя исковые требования об установлении сервитута, суд должен определить все условия, на которых он устанавливается, а именно: сведения о земельных участках, для обеспечения использования которого установлен сервитут и который обременен сервитутом, содержание сервитута, вид сервитута, сферу действия, срок, условия о плате, виды работ, если сервитут устанавливается для проведения ремонтных и иных работ, и пр.
В настоящем случае суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, однако истец не сформулировал и в резолютивной части решения суда не указаны цели установления сервитута.
Кроме того, в настоящее время согласно пункту 4 принятых в соответствии с частью 5 статьи 45 ЛК РФ Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 N 434 (далее - Приказ N 434), лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Граждане, юридические лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, в соответствии с пунктом 2 Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, согласно приложению 2 к настоящему Приказу, вправе обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута в орган, уполномоченный на установление публичного сервитута.
Согласно Перечню случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утвержденного Приказом N 434, использование лесов с установлением сервитута осуществляется в случае размещения линейных объектов, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка (подпункт "а" пункта 1); использование лесов с установлением публичного сервитута осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ (пункт 2).
При этом согласно пункту 3 названного Перечня случаев использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации, в том числе при капитальных и текущих ремонтах линейных объектов, осуществляется без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях:
а) проведение выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов;
б) проведение инженерных изысканий для линейных объектов;
в) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
г) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Судами оставлено без внимания и должной оценки то обстоятельство, что истец просит установить сервитут в отношении спорных лесных участков по той же, что и арендуемой, площади. Кроме того, согласно исковому заявлению и пояснениям сторон в нижестоящих судах спорная линия электропередачи находится на территории нескольких районов Калининградской области и общее количество кадастровых номеров лесных участков на всем протяжении объекта несколько сотен.
В решении суда отражено, что согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 29.01.2019 общая протяженность ВЛ 330 кВ составляет 75 200 м. Линия проходит через пять муниципальных образований (далее - МО): МО "Гурьевский городской округ", МО "Багратионовский городской округ", ГО "Город Калининград", МО "Светловский городской округ", МО "Зеленоградский городской округ", сам линейный объект не находится полностью исключительно в границах лесного участка.
В свою очередь, Министерство указывало, что по Договору (в редакции дополнительного соглашения от 29.04.2019) площадь лесного участка, переданного в аренду в целях размещения линий электропередачи с учетом установления охранных зон, составляет 24,131336 га. Изменение площади было обусловлено размещением дополнительных линий электропередачи. При этом в своем требовании Общество часть линий электропередачи оставляет вне правового поля, что является нарушением действующего законодательства в области лесных отношений.
Суды должным правовым образом не проверили требование истца об установлении сервитута в отношении указанной им площади, ее связанность и необходимость в том числе с установлением охранных зон, местами под опорами и т.д.
В суде кассационной инстанции Министерство указало, что в силу совокупности положений статьи 39.38 ЗК РФ и статьи 83 ЛК РФ правомочно принимать решение об установлении публичного сервитута в отношении земель лесного фонда на территории Калининградской области, а положение части 5 статьи 23 ЗК РФ предоставляют возможность устанавливать публичный сервитут не только в отношении всего линейного объекта, но и в отношении его части, расположенной на определенном земельном участке конкретной категории.
Кроме того, судами двух инстанций оставлено без внимания, что в пункте 7 приложения 2 к Договору (в редакции дополнительного соглашения от 29.04.2019) установлены права ООО "Картэ". Как указало Министерство, договор аренды от 14.02.2012 N 200-з.д заключен с ООО "Картэ" по результатам торгов в целях заготовки древесины на 10 лет и в настоящее время продлен на три года.
Вместе с тем суды не рассмотрели вопрос о необходимости привлечения к участию в настоящем деле иных лиц, указанных в Договоре, возможности влияния судебного решения по настоящему делу на их права и обязанности.
По тем же недостаткам не может быть оставлено в силе решение суда первой инстанции.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций не применены нормы материального права, подлежащие применению, как следствие, не установлены значимые для дела обстоятельства и не дана всесторонняя оценка доводам участников спора, что привело к принятию необоснованного решения по существу. По делу требуется дополнительное исследование и повторная оценка доказательств. В силу части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении.
В связи с вышеизложенным судебные акты в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, после чего принять законный и обоснованный судебный акт, распределив по исходу дела судебные расходы по настоящей кассационной жалобе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2021 по делу N А21-3680/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Перечню случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утвержденного Приказом N 434, использование лесов с установлением сервитута осуществляется в случае размещения линейных объектов, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка (подпункт "а" пункта 1); использование лесов с установлением публичного сервитута осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ (пункт 2).
...
В суде кассационной инстанции Министерство указало, что в силу совокупности положений статьи 39.38 ЗК РФ и статьи 83 ЛК РФ правомочно принимать решение об установлении публичного сервитута в отношении земель лесного фонда на территории Калининградской области, а положение части 5 статьи 23 ЗК РФ предоставляют возможность устанавливать публичный сервитут не только в отношении всего линейного объекта, но и в отношении его части, расположенной на определенном земельном участке конкретной категории."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 сентября 2021 г. N Ф07-8500/21 по делу N А21-3680/2020
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-20822/2022
14.09.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24338/2022
10.06.2022 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3680/20
20.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8500/2021
03.05.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8176/2021
21.01.2021 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3680/20