10 марта 2023 г. |
Дело N А21-3680/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
при участии от акционерного общества "Россети Янтарь" Тихоновой Е.В. (доверенность от 20.01.2023), Юриной А.А. (доверенность от 01.01.2022), от Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Здвижковой Е.Н. (доверенность от 09.01.2023), Погорелюк Е.А. (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрев 06.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2022 по делу N А21-3680/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Янтарьэнерго" (в настоящее время - акционерное общество "Россети Янтарь"), адрес: 236022, Калининград, Театральная ул., д. 34, ОГРН 1023900764832, ИНН 3903007130 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1153926037165, ИНН 3906976260 (далее - Министерство):
1) о признании незаконным бездействия (решения) Министерства, выразившегося в не прекращении права аренды лесного участка по договору от 11.08.2016 N 283-л.э, заключенному с Обществом (далее - Договор), и в не заключении на 49 лет с платой за каждый год срока действия сервитута в размере 0,01 процента кадастровой стоимости земельного (лесного) участка с Обществом Соглашения об установлении сервитута на часть N 9 площадью 0,19542 га, на часть N 1 площадью 14,012703 га, на часть N 6 площадью 0,575913 га при общей площади всех указанных частей 14, 784036 га в составе земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2318 (адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калининградская обл., Гурьевский р-н; площадь: 387855 кв. м; кадастровая стоимость, руб.: 341 312,40; категория земель: земли лесного фонда; виды разрешенного использования: занято и необходимо для использования под участки лесного фонда), номер учетной записи в государственном лесном реестре (далее - ГЛР): 6284-2019, местоположение: Калининградская обл., муниципальное образование (далее - МО) "Гурьевский городской округ", Калининградское лесничество, Матросовское участковое лесничество, квартал (выдел): 73 (7, 9, 10), 74 (41, 42, 24, 29, 46, 30, 31, 38, 17), 78 (1, 2, 6, 12), 79 (13, 14, 16, 17, 18), 80 (18, 21, 23, 24), 81 (15, 19, 20, 21);
2) об обязании Министерства расторгнуть Договор и заключить с Обществом на 49 лет с платой за каждый год срока действия сервитута в размере 0,01 процента кадастровой стоимости земельного (лесного) участка Соглашение об установлении сервитута на часть N 9 площадью 0,19542 га, на часть N 1 площадью 14,012703 га, на часть N 6 площадью 0,575913 га при общей площади всех указанных частей 14, 784036 га в составе земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2318 (адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калининградская область, Гурьевский р-н; площадь: 387855 кв. м; кадастровая стоимость, руб.: 341 312,40; категория земель: земли лесного фонда; виды разрешенного использования: занято и необходимо для использования под участки лесного фонда), номер учетной записи в ГЛР: 6284-2019, местоположение: Калининградская обл., МО "Гурьевский городской округ", Калининградское лесничество, Матросовское участковое лесничество, квартал (выдел): 73 (7, 9, 10), 74 (41, 42, 24, 29, 46, 30, 31, 38, 17), 78 (1, 2, 6, 12), 79 (13, 14, 16, 17, 18), 80 (18, 21, 23, 24), 81 (15, 19, 20, 21);
3) о признании незаконным бездействия (решение) Министерства, выразившегося в не прекращения права аренды лесного участка по Договору и в не заключении на 49 лет с платой за каждый год срока действия сервитута в размере 0,01 процента кадастровой стоимости земельного (лесного) участка с Обществом Соглашения об установлении сервитута на часть N 4 площадью 0,6068 га, на часть N 6 площадью 8,6419 га, на часть N 8 площадью 0,0986 га при общей площади всех указанных частей 9, 3473 га в составе земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2551 (адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калининградская обл., р-н Гурьевский; площадь: 140069 кв. м; кадастровая стоимость, руб.: 123 260,72; категория земель: земли лесного фонда; виды разрешенного использования: занято и необходимо для использования под участки лесного фонда), номер учетной записи в ГЛР: 6284-2019, местоположение: Калининградская обл., МО "Гурьевский городской округ", Калининградское лесничество, Матросовское участковое лесничество, квартал (выдел): 73 (7, 9, 10), 74 (41, 42, 24, 29, 46, 30, 31, 38, 17), 78 (1, 2, 6, 12), 79 (13, 14, 16, 17, 18), 80 (18, 21, 23, 24), 81 (15, 19, 20, 21);
4) об обязании Министерства расторгнуть Договор и заключить с Обществом на 49 лет с платой за каждый год срока действия сервитута в размере 0,01 процента кадастровой стоимости земельного (лесного) участка Соглашение об установлении сервитута на часть N 4 площадью 0,6068 га, на часть N 6 площадью 8,6419 га, на часть N 8 площадью 0,0986 га при общей площади всех указанных частей 9, 3473 га в составе земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2551 (адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калининградская обл., р-н Гурьевский; площадь: 140 069 кв. м; кадастровая стоимость, руб.: 123 260,72; категория земель: земли лесного фонда; виды разрешенного использования: занято и необходимо для использования под участки лесного фонда), номер учетной записи в ГЛР: 6284-2019, местоположение: Калининградская обл., МО "Гурьевский городской округ", Калининградское лесничество, Матросовское участковое лесничество, квартал (выдел): 73 (7, 9, 10), 74 (41, 42, 24, 29, 46, 30, 31, 38, 17), 78 (1, 2, 6, 12), 79 (13, 14, 16, 17, 18), 80 (18, 21, 23, 24), 81 (15, 19, 20, 21).
Решением суда первой инстанции от 21.01.2021 иск удовлетворен.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.05.2021 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.09.2021 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
При новом рассмотрении дела судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Картэ", адрес: 236005, Калининград, Печатная ул., д. 51, эт. 2, каб. 5, ОГРН 1073906020209, ИНН 3906174393 (далее - ООО "Картэ").
При новом рассмотрении дела истец уточнил исковые требования в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил суд:
1. Признать расторгнутым с 03.02.2020 Договор (с изменениями, установленными дополнительными соглашениями от 23.03.2017, от 05.05.2017, от 29.04.2019), заключенный между Обществом и Министерством;
2. Обязать Министерство заключить с Обществом Соглашение об установлении сервитута сроком на 49 лет, в целях эксплуатации и ремонта объекта электросетевого хозяйства ВЛ 330 кВ "Прегольская ТЭС - Северная 330", с платой за каждый год срока действия сервитута в размере 0,01 процента кадастровой стоимости земельных (лесных участков), в отношении:
- контура 1 многоконтурного земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2318, площадью 14,012703 га;
- контура 6 многоконтурного земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2318, площадью 0,575913 га;
- контура 9 многоконтурного земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2318, площадью 0,19542 га;
согласно следующим координатам (пространственным характеристикам контуров многоконтурных земельных участков)
Номер контура земельного участка 39:03:000000:2318:1
Площадь
14,012703 га
Обозначение характерных точек границ
Координаты, м
X
Y
1
2
3
1
364310.30
1185549.51
2
364183.94
1185859.12
3
364070.57
1186136.93
4
363956.60
1186413.87
5
363843.90
1186692.35
6
363728.65
1186974.80
7
363618.18
1187245.42
8
363618.46
1187252.10
9
363614.08
1187251.22
10
363582.90
1187239.25
11
363557.85
1187203.22
12
363663.83
1186948.35
13
363779.05
1186666.00
14
363820.22
1186564.28
15
363829.39
1186558.77
16
363831.27
1186557.25
17
363841.30
1186544.63
18
363848.09
1186535.66
19
363848.47
1186534.89
20
363855.10
1186516.82
21
363861.12
1186491.38
22
363860.79
1186469.13
23
363870.08
1186440.67
24
363891.78
1186387.42
25
364005.80
1186110.39
26
364119.13
1185832.67
27
364237.05
1185543.74
28
364199.37
1185383.04
29
364260.79
1185338.37
1
364310.30
1185549.51
Номер контура земельного участка 39:03:000000:2318:6
Площадь
0,575913 га
Обозначение характерных точек границ
Координаты, м
X
Y
1
2
3
1
364238.93
1185245.10
2
364254.15
1185310.01
3
364192.62
1185354.24
4
364171.13
1185262.63
5
364182.79
1185257.71
6
364238.40
1185242.83
1
364238.93
1185245.10
Номер контура земельного участка 39:03:000000:2318:9
Площадь
0,19542 га
Обозначение характерных точек границ
Координаты, м
X
Y
1
2
3
1
364251.65
1184387.09
2
364278.44
1184612.18
3
364265.09
1184603.49
4
364273.90
1184581.02
5
364243.95
1184466.95
6
364250.15
1184392.96
1
364251.65
1184387.09
Адрес земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2318 установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калининградская обл., р-н Гурьевский; площадь: 387855 кв. м кадастровая стоимость, руб.: 341312.4; категория земель: земли лесного фонда; виды разрешенного использования: занято и необходимо для использования под участки лесного фонда), номер учетной записи в ГЛР: 6284-2019, местоположение: Калининградская обл., МО "Гурьевский городской округ", Калининградское лесничество, Матросовское участковое лесничество, квартал (выдел): 73 (7, 9, 10), 74 (41, 42, 24, 29, 46, 30, 31, 38, 17), 78 (1, 2, 6, 12), 79 (13, 14, 16, 17,18), 80 (18, 21, 23, 24), 81 (15, 19, 20, 21).
- контура 4 многоконтурного земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2551, площадью 0,6068 га;
- контура 6 многоконтурного земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2551, площадью 8,6419 га;
- контура 8 многоконтурного земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2551, площадью 0,0986 га;
согласно следующим координатам (пространственным характеристикам контуров многоконтурных земельных участков)
Номер контура земельного участка
39:03:000000:2551:4
Площадь
0,6068 га
Обозначение характерных точек границ
Координаты, м
X
Y
1
2
3
1
364287.08
1184642.49
2
364263.37
1184627.15
3
364255.70
1184619.40
4
364249.14
1184613.50
5
364247.26
1184603.25
6
364245.82
1184595.45
7
364240.35
1184500.47
8
364231.92
1184465.10
9
364228.10
1184449.08
10
364232.20
1184412.33
11
364239.52
1184377.75
12
364242.78
1184358.61
13
364249.39
1184331.80
14
364249.79
1184328.96
1
364287.08
1184642.49
15
364273.90
1184581.02
16
364265.09
1184603.49
17
364278.44
1184612.18
18
364251.65
1184387.09
19
364250.15
1184392.96
20
364243.95
1184466.95
15
364273.90
1184581.02
Номер контура земельного участка
39:03:000000:2551:6
Площадь
8,6419 га
Обозначение характерных точек границ
Координаты, м
X
Y
1
2
3
1
364315.50
1185549.90
2
363623.20
1187246.30
3
363623.72
1187257.85
4
363653.85
1187976.90
5
363569.19
1187994.63
6
363570.26
1188013.82
7
363558.15
1188017.87
8
363555.68
1187998.29
9
363547.63
1187232.17
10
363544.55
1187227.41
11
363553.58
1187205.28
12
363815.95
1186561.48
13
363827.02
1186554.83
14
363828.11
1186553.91
15
363837.69
1186541.78
16
363844.24
1186533.15
17
363850.73
1186515.38
18
363856.58
1186490.64
19
363856.18
1186468.44
20
363865.68
1186439.34
21
363866.35
1186437.00
22
364231.80
1185543.30
23
364193.84
1185381.38
24
364264.03
1185330.33
1
364315.50
1185549.90
25
364310.30
1185549.51
26
364260.79
1185338.37
27
364199.37
1185383.04
28
364237.05
1185543.74
29
364119.13
1185832.67
30
364005.80
1186110.39
31
363891.78
1186387.42
32
363870.08
1186440.67
33
363860.79
1186469.13
34
363861.12
1186491.38
35
363855.10
1186516.82
36
363848.47
1186534.89
37
363848.09
1186535.66
38
363841.30
1186544.63
39
363831.27
1186557.25
40
363829.39
1186558.77
41
363820.22
1186564.28
42
363779.05
1186666.00
43
363663.83
1186948.35
44
363557.85
1187203.22
45
363582.90
1187239.25
46
363614.08
1187251.22
47
363618.46
1187252.10
48
363618.18
1187245.42
49
363728.65
1186974.80
50
363843.90
1186692.35
51
363956.60
1186413.87
52
364070.57
1186136.93
53
364183.94
1185859.12
25
364310.30
1185549.51
Номер контура земельного участка
39:03:000000:2551:8
Площадь
Обозначение характерных точек границ
Координаты, м
X
Y
1
2
3
1
364247.33
1185259.07
2
364259.67
1185311.71
3
364189.36
1185362.26
4
364189.35
1185362.20
5
364176.89
1185287.76
6
364192.62
1185354.24
7
364254.15
1185310.01
8
364242.64
1185260.75
9
364244.32
1185260.15
1
364247.33
1185259.07
Адрес земельного участка с кадастровым номером 39:03:000000:2551 установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калининградская обл., р-н Гурьевский; площадь: 140069 кв. м; кадастровая стоимость, руб.: 123260.72; категория земель: земли лесного фонда; виды разрешенного использования: занято и необходимо для использования под участки лесного фонда), номер учетной записи в ГЛР: 6284-2019, местоположение: Калининградская обл., МО "Гурьевский городской округ", Калининградское лесничество, Матросовское участковое лесничество, квартал (выдел): 73 (7, 9, 10), 74 (41, 42, 24, 29, 46, 30, 31, 38, 17), 78 (1, 2, 6,12), 79 (13, 14, 16, 17,18), 80 (18, 21, 23, 24), 81 (15, 19, 20, 21).
Решением суда первой инстанции от 10.06.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.09.2022, уточненные исковые требования удовлетворены, суд решил признать Договор (с изменениями, установленными дополнительными соглашениями от 23.03.2017, от 05.05.2017, от 29.04.2019) расторгнутым согласно пункту 5.6 Договора (то есть, по истечении 90 дней после уведомления арендодателя о расторжении Договора письмом АО "Янтарьэнерго" от 31.01.2020 (вх. Министерства 03.02.2020), обязал ответчика заключить с Обществом Соглашение об установлении сервитута на указанных выше условиях.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить состоявшиеся судебные акты и отказать в удовлетворении иска, указывая, что в целях приведения лесного участка, переданного в аренду, в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства, арендатору необходимо освободить указанный лесной участок от объектов недвижимого имущества, обеспечить снос объектов, созданных для освоения лесного участка, и выполнить рекультивацию лесных земель. Во избежание сноса объекта либо нарушения условий Договора смена права пользования (прекращение договора и установление нового вида права пользования) должно быть произведено одновременно. В данном случае объектом электросетевого хозяйства является ВЛ 330 кВ "Прегольская ТЭС - Северная 330", а не ее отдельные конструктивные элементы - опоры. При этом такой объект не находится полностью в границах лесных участков. В силу положений статей 9 и 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), части 3 статьи 23 и пункта 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Общество должно было обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута в Министерство энергетики Российской Федерации. По настоящее время часть линий электропередачи оставлена вне правового поля, что является нарушением действующего законодательства в области лесных отношений. Контуры земельных участков, заявленные в требованиях Общества, не являются земельными участками. Регистрация сервитута приведет к необоснованному праву ограниченного пользования Обществом земель лесного фонда площадью 28,661064 га, что является прямым нарушением лесного и земельного законодательства Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 39.24 ЗК РФ в случае, если находящийся в государственной собственности земельный участок предоставлен в аренду на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключает арендатор земельного участка. Таким образом, в данном случае Министерство не является уполномоченным лицом на заключение соглашения об установлении сервитута. Во избежание уменьшения площади лесного фонда на территории Калининградской области и, как следствие, нарушения прав арендатора, пользование может быть осуществлено исключительно на праве публичного сервитута либо сервитута до 3-х лет.
В судебном заседании представители Министерства поддержали доводы кассационной жалобы, представители Общества просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 11.08.2016 между Министерством (арендодателем) и Обществом (арендатором) заключен Договор (в редакции дополнительных соглашений), по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 настоящего Договора, характеристики которого указаны в Приложении N 1 к Договору, для осуществления строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Согласно пункту 1.2 Договора (в редакции дополнительного соглашения от 29.04.2019) лесной участок, предоставляемый по Договору, имеет следующие характеристики:
- площадь: 24,131336 га;
- местоположение: Калининградская обл., МО "Гурьевский городской округ", Калининградское лесничество, Матросовское участковое лесничество, квартал (выдел): 73 (7, 9, 10), 74 (41, 42, 24, 29, 46, 30, 31, 38, 17), 78 (1, 2, 6, 12), 79 (13, 14, 16, 17, 18), 80 (18, 21, 23, 24), 81 (15, 19, 20, 21);
- номер учетной записи в ГЛР: 6284-2019;
- кадастровый номер участка - 39:03:000000:2318:9 (площадь 0,19542 га);
- кадастровый номер участка - 39:03:000000:2551:4 (площадь 0,6068 га);
- кадастровый номер участка - 39:03:000000:2318:1 (площадь 14,012703 га);
- кадастровый номер участка - 39:03:000000:2318:6 (площадь 0,575913 га);
- кадастровый номер участка - 39:03:000000:2551:6 (площадь 8,6419 га);
- кадастровый номер участка - 39:03:000000:2551:8 (площадь 0,0986 га).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 29.04.2019.
В соответствии с пунктом 6.1 Договора срок действия договора устанавливается с 11.08.2016 по 10.07.2065.
Согласно письму от 03.02.2020 вх. N 156-лх Общество обратилось в Министерство с заявлением о прекращении права аренды лесного участка по Договору.
Письмом от 03.02.2020 вх. N 157-лх Общество также обратилось в Министерство с заявлением о заключении Соглашения об установлении сервитута сроком на 49 лет на земельные (лесные) участки, указанные в Договоре.
Письмами от 05.03.2020 исх. N 2046-ОС, от 06.03.2020 исх. N 2089-ОС Министерство отказало Обществу в расторжении Договора и в установлении сервитута, указав, что лесной участок не освобожден от объектов, не обеспечен их снос и не выполнена рекультивация лесных земель и что возможно только установление публичного сервитута.
Посчитав отказы Министерства незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции уточненные исковые требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 9 ЛК РФ право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ЛК РФ установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 74.1 ЛК РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с ГК РФ, ЗК РФ и настоящим Кодексом.
С 01.09.2018 Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ внесены изменения в ЗК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов, в том числе введена в действие статья 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Позднее был принят Федеральный закон от 18.12.2018 N 471-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления лесных участков в безвозмездное пользование".
В силу пункта 1 статьи 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 данного Кодекса.
Согласно статье 39.23 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в случаях размещения линейных объектов, к которым относятся в том числе линии электропередачи.
В соответствии с пунктом 1 Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 N 434, использование лесов с установлением сервитута осуществляется в случаях, в том числе: размещения линейных объектов, сооружений связи, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка.
Согласно части 2 статьи 9 ЛК РФ установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 3 указанной статьи установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ. Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно части 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, в том числе и для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (статья 25 ЛК РФ).
Сами линии электропередачи не связаны с созданием лесной инфраструктуры (Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р).
Согласно статье 45 ЛК РФ, статьям 23, 39.23 ЗК РФ, статье 274 ГК РФ, Обзору судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок (утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017) предусмотрена возможность установления сервитута (публичного сервитута) для размещения (строительства, реконструкции и (или) эксплуатации) линейных объектов, к которым относятся, в том числе, и линии электропередачи (пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Судами двух инстанций по материалам дела установлено, что Общество завершило все работы по установке опор ВЛ 330 кВ летом 2018 года.
ВЛ 330 кВ введена в эксплуатацию, на нее зарегистрировано право собственности, имеется разрешение на ввод в эксплуатацию от 24.12.2018 N 39-000-257-2018, воздушная линия электропередачи находится под напряжением 330 кВ.
При новом рассмотрении истцом заявлено требование об установлении сервитута в отношении части земельных участков в границах земель лесного фонда, на которых расположены опоры ВЛ, в целях эксплуатации данного линейного объекта.
В пункте 4 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017, разъяснено, что в отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта.
Согласно статье 83 ЛК РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано полномочие Российской Федерации в области лесных отношений по установлению сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.
Согласно статье 3 Закона Калининградской области от 09.10.2019 N 329 "О разграничении полномочий органов государственной власти Калининградской области в области лесных отношений" уполномоченный орган исполнительной власти Калининградской области в области лесных отношений осуществляет отдельные переданные полномочия Российской Федерацией в области лесных отношений, в том числе: установление сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.
В силу пункта 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ, подпункта 10 пункта 21 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением правительства Калининградской области от 23.11.2015 N 642, Министерство устанавливает сервитут в отношении лесных участков, их частей, расположенных в границах земель лесного фонда.
Согласно пункту 3.3.3 Договора Общество имеет право на заключение соглашения об установлении сервитута в отношении лесного участка либо его части при наличии согласия Министерства.
Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, Министерство уполномочено заключать соглашения об установлении сервитута в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.
В пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018) разъяснено, что эксплуатация ВЛ включает использование по назначению (передачу электроэнергии), техническое обслуживание и ремонт данного энергообъекта.
Судами рассмотрен и отклонен довод Министерства о том, что оно неуполномочено в силу статьи 39.24 ЗК РФ на заключение соглашения о сервитуте в связи с тем, что лесной участок, предоставленный Обществу в аренду по Договору для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, предоставлен в аренду ООО "Картэ" по договору аренды от 14.02.2012 N 200-з.д (за исключением выделов 17, 24, 29-31, 38, 41, 42, 46 квартала 74 Матросовского участкового лесничества из земельного участка с кадастровым номером 39:03:000000:2318) в целях заготовки древесины на 10 лет и в настоящее время продлен на три года. Доказательства невозможности использования ООО "Картэ" лесного участка либо наличия каких-либо негативных последствий в материалы дела не представлены.
В материалы дела представлены не оспоренные Министерством схемы расположения контура земельных участков, изготовленные ООО "Геоид", на которых нанесены географические точки координат частей земельных участков. Возражения относительно координат и площади земельных участков не поступали.
Плата за сервитут в данном случае определена согласно пункту 2 Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 N 1461, и составляет 0,01 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута.
Доводы Министерства о сносе объектов недвижимости (опор ВЛ 330 кВ) в целях освобождения лесных участков являются ошибочными. Сами опоры не являются самостоятельными объектами недвижимости, представляют собой лишь конструктивные элементы, являются составной частью воздушной линии электропередачи. Кроме того, судами отмечено, что для эксплуатации линейных объектов предусмотрено установление сервитута в отношении лесного (земельного) участка, а не выдела, квартала.
Доводы Министерства о возможности установления только публичного сервитута или сервитута до трех лет, об ошибочности установления сервитута на контуры лесных участков мотивированно отклонены судами. В решении суда указаны кадастровые номера и входящие в них контуры с перечислением их координат (характерных точек границ), подпадающих под установление сервитута.
В отношении требования о расторжении Договора суды пришли к следующим выводам.
Согласно пункту 5.6 Договора Общество вправе в одностороннем порядке расторгнуть Договор, известив об этом Министерство в письменной форме за 90 дней до предполагаемой даты расторжения, при условии отсутствия недоимки по арендной плате.
Из материалов дела следует, что Общество обратилось в Министерство с письмом от 31.01.2020 N УС-202 о прекращении права аренды лесных участков по Договору. Письмо поступило в Министерство 03.02.2020, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции. В ответ на это уведомление Министерство письмом от 05.03.2020 N 2046-ОС указало на необходимость освобождения лесного участка от объектов недвижимого имущества, обеспечение их сноса, выполнение рекультивации и приведение в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства. Таким образом, Министерство, восприняв просьбу Общества именно как о расторжении Договора, фактически отказало в его расторжении. Между тем в силу действующего законодательства сами линии электропередачи не связаны с созданием лесной инфраструктуры, поэтому опоры не могут быть демонтированы.
В статье 9 ЛК РФ определены основания и порядок возникновения и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, публичный сервитут), права аренды лесных участков, а также права безвозмездного пользования лесными участками.
Условиями Договора предусмотрено право арендатора в одностороннем порядке расторгнуть договор при условии отсутствия недоимки.
Министерство не оспаривает, что недоимка по арендной плате у истца отсутствует.
Таким образом, как резюмировали суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание положения пункта 5.6 Договора, Договор считается расторгнутым по истечении 90 дней после уведомления арендодателя о расторжении Договора письмом Общества от 31.01.2020.
Суды проверили и установили наличие значимых и обязательных условий для рассматриваемого соглашения об установлении сервитута. Фактически границы зоны сервитута определены, что позволяет установить и определить границы действия сервитута.
Согласно части 5 статьи 39.26 ЗК РФ лицо, которому направлено уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах, обеспечивает проведение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, и обращается за осуществлением государственного кадастрового учета указанной части земельного участка, за исключением случаев установления сервитута в отношении всего земельного участка, а также случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Государственный кадастровый учет указанной части земельного участка может осуществляться на основании заявления кадастрового инженера без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа в случае, если такие полномочия кадастрового инженера предусмотрены договором подряда на выполнение кадастровых работ в связи с образованием указанной части земельного участка.
Министерство пояснило, что к настоящему моменту не совершало действий по исполнению вступивших в законную силу судебных актов по настоящему делу, каких-либо отказов в совершении кадастровых и регистрационных действий по приводимым им доводам не получало. В отношении довода о несовпадении определенных судом первой инстанции моментов (дат) расторжения Договора и обязания заключить соглашение об установлении сервитута представители Министерства не отрицали в суде внесение Обществом в этом периоде платежей.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, судами не допущено, оценка доказательств произведена по правилам статей 65-71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности и достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2022 по делу N А21-3680/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 5 статьи 39.26 ЗК РФ лицо, которому направлено уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах, обеспечивает проведение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, и обращается за осуществлением государственного кадастрового учета указанной части земельного участка, за исключением случаев установления сервитута в отношении всего земельного участка, а также случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Государственный кадастровый учет указанной части земельного участка может осуществляться на основании заявления кадастрового инженера без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа в случае, если такие полномочия кадастрового инженера предусмотрены договором подряда на выполнение кадастровых работ в связи с образованием указанной части земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 марта 2023 г. N Ф07-20822/22 по делу N А21-3680/2020
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-20822/2022
14.09.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24338/2022
10.06.2022 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3680/20
20.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8500/2021
03.05.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8176/2021
21.01.2021 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3680/20