23 сентября 2021 г. |
Дело N А56-26423/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Елагиной О.К., Нефедовой О.Ю.,
при участии от Министерства обороны Российской Федерации Гальневой Е.В. (доверенность 12.11.2020), от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Гальневой Е.В. доверенность от 11.01.2021), от общества с ограниченно ответственностью "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района" Щербаковой Т.К. (доверенность от 01.04.2021),
рассмотрев 23.09.2021 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2021 по делу N А56-26423/2020, установил:
Общество с ограниченно ответственностью "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района", адрес: 199106, Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., д. 91, лит. А, пом. 2-Н., каб. 1 - 17, ОГРН 1089847133485, ИНН 7801465635 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), о взыскании 120 573 руб. 68 коп. долга и пени.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 06.04.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.07.2021, иск удовлетворен.
В кассационных жалобах Учреждение и Министерство указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просят отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В судебном заседании представитель Учреждения и Министерства поддержал доводы кассационных жалоб, а представитель Общества возражал против их удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, Общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Наличная ул., д. 12, лит. А на основании протокола от 30.05.2007 N 1.
Квартира N 38 (ранее - 2-С), площадью 138.1 кв.м, кадастровый номер 78:6:220Б:17:5:2032, и квартира N 36 (ранее - 1-С), площадью 142,6 кв.м, кадастровый номер 78:6:220Б:17:5:3, расположенные в указанном многоквартирном доме, являются собственностью Российской Федерации и переданы на праве оперативного управления Учреждению.
По расчету Общества задолженность Учреждения в части расходов по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с 01.09.2019 по 29.02.2020 составила 119 152 руб. 84 коп., что явилось основанием для обращения Общества с иском в суд.
Суды удовлетворили заявленные требования, исходя из наличия у Учреждения обязанности по несению расходов на содержание квартир.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Судами установлено, что спорные помещения находятся в собственности Министерства и закреплены на праве оперативного управления за Учреждением, в связи с чем суды сделали вывод о наличии у Учреждения обязанности нести расходы за помещения в в многоквартирном доме, принадлежащие ему на праве оперативного управления.
Возражая относительно предъявленных исковых требований о взыскании задолженности за содержание доли общего имущества дома, Учреждение ссылалось на обязанность вносить плату нанимателями, проживающими по договорам найма специализированного жилого помещения
Частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрена обязанность собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с частью 1 и пунктом 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; обязанность по внесению такой платы возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 названного Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, названным Кодексом.
В материалы дела Учреждением представлены типовой договор от 22.12.2009 N 36 найма жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Наличная, д. 12, лит. А, пом. 1-С, договор найма служебного жилого помещения от 27.05.2009 N 15, заключенный в отношении квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, ул. Наличная, д. 12, лит. А, пом. 2-С.
В договорах содержится условие о том, что договор прекращается в связи с окончанием срока службы, и что в случае расторжения или прекращения договора наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Судами установлено, что лица, с которыми были заключены указанные выше договоры, в спорный период являлись бывшими военнослужащими, на военной службе не состояли, следовательно, договоры найма, на которые ссылается Учреждение, прекратились, в связи с чем правовых оснований полагать, что спорные жилые помещения являлись заселенными в установленном жилищном законодательстве порядке, не имеется.
Суд апелляционной инстанцией правомерно указал, что отношения, связанные со сдачей жилых помещений в коммерческий наем, регулируются главой 35 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, к сложившимся между сторонами отношениям неприменимы положения Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующие социальный наем.
Согласно пункту 1 статьи 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Статьей 678 ГК РФ предусмотрена обязанность нанимателя своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Договор управления не возлагает на нанимателей обязанности вносить плату управляющей компании.
Общество не является стороной названных договоров, в дело не представлены доказательства заключения Обществом и нанимателями каких-либо договоров или дополнительных соглашений о возложении на последних обязанности вносить плату.
При указанном положении возложение на нанимателей обязанности вносить плату не основано на нормах действующего законодательства и не соответствует условиям заключенных договоров.
Судами правомерно удовлетворен иск к Учреждению.
Несогласие подателей кассационных жалоб с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационных жалоб не опровергают выводов судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов. По существу эти доводы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Нарушений норм процессуального права, которые являются безусловными основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Таким образом, кассационные жалобы надлежит оставить без удовлетворения, а обжалуемые решение и постановление - без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2021 по делу N А56-26423/2020 оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В договорах содержится условие о том, что договор прекращается в связи с окончанием срока службы, и что в случае расторжения или прекращения договора наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
...
Суд апелляционной инстанцией правомерно указал, что отношения, связанные со сдачей жилых помещений в коммерческий наем, регулируются главой 35 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, к сложившимся между сторонами отношениям неприменимы положения Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующие социальный наем.
Согласно пункту 1 статьи 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Статьей 678 ГК РФ предусмотрена обязанность нанимателя своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 сентября 2021 г. N Ф07-14594/21 по делу N А56-26423/2020