30 сентября 2021 г. |
Дело N А13-11989/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Боголюбовой Е.В., Дмитриева В.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СтройКомплекс" Снеговой М.А. (доверенность от 18.11.2020), от муниципального казенного учреждения "Спецавтотранс" Кокоулиной Ю.А. (доверенность от 13.12.2020), от мэрии города Череповца Куклиной Р.В. (доверенность от 31.05.2021),
рассмотрев 30.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройКомплекс" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 по делу N А13-11989/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СтройКомплекс", адрес: 162602, Вологодская обл., г. Череповец, Советский пр., д. 23, оф. 33, ОГРН 1173525007248, ИНН 3528269326 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к муниципальному казенному учреждению "Спецавтотранс", адрес: 162604, Вологодская обл., г. Череповец, Кирилловское шоссе, д. 50, ОГРН 1133528001771, ИНН 3528198890 (далее - Учреждение), о признании недействительным одностороннего расторжения контракта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена мэрия города Череповца.
Решением суда первой инстанции от 15.03.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.06.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение - об удовлетворении иска.
В отзывах на кассационную жалобу Учреждение и мэрия города Череповца указывают на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Учреждения и мэрии города Череповца возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, по результатам электронного аукциона между Учреждением (заказчиком) и Обществом (исполнителем) заключен муниципальный контракт от 17.10.2019 N 217/19 на оказание услуг по текущему содержанию территорий общего пользования и земель резерва Заягорбского района города Череповца (далее - Контракт).
Исполнитель обязался оказать услуги в соответствии с техническим заданием, в сроки и на условиях Контракта, а заказчик - принять и оплатить исполнителю оказанные услуги (пункт 1.2 Контракта).
Согласно пункту 1.3 Контракта период оказания услуг с 01.01.2020 по 30.11.2021.
Периоды оказания услуг в соответствии с техническим заданием включают: весеннее-летнее-осенний (01 апреля - 31 октября), зимний (01 ноября - 31 марта).
Цена Контракта составила 157 612 875 руб. 50 коп., при этом по годам: 2020 год - 82 469 539 руб. 89 коп., 2021 год - 75 143 335 руб. 61 коп. (пункт 2.1 Контракта).
Обязанности исполнителя изложены в разделе 10 Контракта.
Разделом 5 Технического задания предусмотрены требования к качеству услуг, выполняемых в рамках Контракта, в том числе сроки, в течение которых должны быть завершены работы, предусмотренные условиями Контракта.
Раздел 3 Контракта устанавливает порядок осуществления контроля оказания услуг и порядок приемки оказанных услуг.
Согласно пункту 3.1 в течение всего срока исполнения Контракта контроль оказания услуг с целью определения качества оказания услуг производится уполномоченными представителями обеих сторон не менее двух раз в неделю по согласованному сторонами графику.
В соответствии с пунктом 3.2 Контракта выявленные нарушения содержания объектов и сроки их устранения (количество дней исполнения обязательства) фиксируются в Акте контрольной проверки по форме согласно приложению N 5 к Контракту.
В силу положений пункта 4.3 Контракта выявленные в результате проверки и зафиксированные в актах контрольных проверок недостатки исполнитель устраняет за свой счет, своими силами и материалами в сроки, указанные заказчиком.
Заказчиком установлены факты нарушения условий Контракта со стороны исполнителя, а именно: нарушение исполнителем сроков исправления недостатков в отношении объекта (объектов) или части (элемента) объекта (объектов), установленных в Актах контрольных проверок; ненадлежащее оказание услуг исполнителем в отношении объектов или части (элемента) объекта в течении одного календарного месяца, то есть исполнение Контракта с нарушением качества оказания услуг, установленных разделом 4 Контракта.
Данные факты заказчиком были зафиксированы в ходе объездов территории городского округа в целях осуществления контроля за исполнением Контракта, предусмотренных разделом 3 Контракта и отражены в Актах контрольных проверок.
Также заказчик направил претензии в связи с ненадлежащим оказанием услуг: от 06.02.2020 N 174 (получена исполнителем 07.02.2020), от 05.03.2020 N 321 (получена исполнителем 05.03.2020), от 06.05.2020 N 544 (получена исполнителем 06.05.2020); от 04.06.2020 N 709 (получена исполнителем 04,06.2020); от 09.07.2020 N 929 (получена исполнителем 10.07.2020); от 12.08.2020 N 1099 (получена исполнителем 13.08.2020); от 04.09.2020 N 1240 (получена исполнителем 04.09.2020).
В связи с указанными нарушениями, на основании пункта 9.5 Контракта, Учреждением 20.07.2020 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Решение 20.07.2020 под подпись вручено помощнику руководителя Общества, а также направлено заказным письмом с уведомлением о вручении.
Также 20.07.2020 информация о расторжении Контракта в одностороннем порядке была размещена заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
По состоянию на 30.07.2020 большая часть нарушений, послужившая основанием для принятия Учреждением решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта была устранена Обществом.
В соответствии с пунктом 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) 30.07.2020 Учреждением было принято решение об отмене одностороннего отказа от исполнения Контракта, которое 30.07.2020 размещено в ЕИС.
Вместе с тем, после принятия названного решения, при объездах Заягорбского района города Череповца, сотрудниками Учреждения вновь были зафиксированы нарушения.
Заказчик пришел к выводу о повторном ненадлежащем исполнении Контракта со стороны Общества, в связи с чем 18.08.2020 Учреждением было принято повторное решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Решение об одностороннем отказе 18.08.2020 вручено под подпись помощнику руководителя Общества, а также направлено в адрес исполнителя по электронной почте и заказным письмом с уведомлением о вручении.
В системе ЕИС 18.08.2020 размещена повторная информация о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с требованиями пункта 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу.
Несогласие Общества с принятым Учреждением решением об одностороннем отказе от Контракта послужило основанием для обращения истца с рассматриваемым иском в суд.
Суды не нашли правовых оснований для удовлетворения иска.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Сложившиеся между сторонами правоотношения регулируются положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
В силу статьи 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729 ГК РФ) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
В силу части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 15 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 отмечено, что стороны государственного (муниципального) контракта вправе конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, совершение которого является надлежащим основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Пунктом 9.5 Контракта предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. В том числе указанным пунктом установлено право заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта и потребовать возмещения убытков в следующих случаях:
- нарушения исполнителем установленного пунктом 1.3 срока начала исполнения Контракта более чем на 5 календарных дней подряд по причинам, не зависящим от заказчика;
- нарушения исполнителем сроков исправления недостатков в отношении объекта (объектов) или части (элемента) объекта (объектов), установленных в актах контрольных проверок и протоколах комиссионных объездов;
- неоказания исполнителем одного или нескольких видов услуг по Контракту в отношении объекта (объектов), части (элемента) объекта (объектов) в течение пяти календарных дней подряд;
- ненадлежащего оказания услуг исполнителем в отношении объекта (объектов), части (элемента) объекта (объектов) в течение одного календарного месяца, то есть исполнения Контракта с нарушением качества оказания услуг, установленного разделом 4 Контракта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 723 ГК РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, пришли к правомерному выводу о ненадлежащем исполнении Обществом своих обязательств в рамках заключенного Контракта, в связи с чем признали правомерным односторонний отказ Учреждения от исполнения Контракта.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения иска соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 по делу N А13-11989/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройКомплекс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
...
В соответствии с пунктом 3 статьи 723 ГК РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 сентября 2021 г. N Ф07-13813/21 по делу N А13-11989/2020