29 сентября 2021 г. |
Дело N А42-5430/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С., Корабухиной Л.И.,
при участии от акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" представителя Самохина А.А. (доверенность от 16.06.2021),
рассмотрев 29.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 по делу N А42-5430/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление", адрес: 119021, Москва, Комсомольский пр., д. 18, стр. 3, ОГРН 1097746358412, ИНН 7714783092, в лице филиала "Мурманский" (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным бездействия Отдела N 7 Управления Федерального казначейства по Мурманской области, адрес: 183010 г. Мурманск, пр. Кирова, д. 14/2, ОГРН 1025100849663, ИНН 5191501406 (далее - Управление), выразившегося в неприостановлении операций по счетам N 03493D01750, 05493D01750 Управления экономики и финансов администрации закрытого административно-территориального образования город Заозерск при принудительном исполнении выданного Арбитражным судом Мурманской области в рамках дела N А42-7464/2015 исполнительного листа от 05.06.2017 серии ФС N 012990046 по взысканию в пользу Общества денежных средств с муниципального казенного учреждения "Служба заказчика", адрес: 184310, Мурманская обл., г. Заозерск, ул. Ленинского Комсомола, д. 20, ОГРН 1035100130559, ИНН 5115300112 (далее - Учреждение), а при их недостаточности - с муниципального образования закрытое административно-территориальное образование город Заозерск Мурманской области в лице администрации закрытого административно-территориального образования город Заозерск Мурманской области, адрес: 184310, Мурманская обл., г. Заозерск, Школьный пер., д. 1, ОГРН 1025100805091, ИНН 5115300144 (далее - Администрация).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Учреждение и Администрация.
Решением арбитражного суда Мурманской области от 20.01.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, оспариваемое бездействие Управления, выразившееся в не приостановлении расходных операций по лицевому счету N 05493D01750 и по лицевым счетам структурных подразделений Администрации, не соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), препятствует исполнению исполнительного документа и нарушает права и законные интересы Общества, поскольку задолженность по судебным актам по делу N А42-7464/2015 не погашена.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Мурманской области от 28.12.2016 по делу N А42-7464/2015 с Учреждения, а при недостаточности денежных средств с Администрации, в пользу Общества взыскано 74 301 593,86 руб. долга, 10 096 221,73 руб. пеней и 2 000 руб. в возмещение судебных расходов, что всего составило 84 399 815,59 руб., с начислением пеней по дату фактической уплаты долга.
Исполнительный лист серии ФС N 012990046, выданный арбитражным судом 05.06.2017, направлен взыскателем (Обществом) 20.06.2017 в Управление.
В период с 04.05.2018 по 14.12.2018 в пользу Общества было списано (исполнено) 1 700 000 руб., после чего данный исполнительный лист 21.12.2018 был предъявлен к исполнению субсидиарным должником - Администрацией.
Общество полагает, что, поскольку трехмесячный срок, установленный пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ для исполнения исполнительного листа Администрацией, истек 21.03.2019 и требования исполнительного документа не были исполнены, то Управление в силу пункта 7 статьи 242.5 БК РФ было обязано приостановить операции по счетам всех структурных подразделений Администрации.
Поскольку операций по лицевым счетам N 03493D01750, 05493D01750 не были приостановлены, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия Управления.
Суды обеих инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу, что Управление незаконного бездействия не допустило.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 указанной статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявления, суды исходили из выполнения Управлением требований пункта 7 статьи 242.5 БК РФ, в силу которого приостановлению подлежат только расходные операции на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных подразделений, в связи с чем приостановление данных операций может осуществляться по тем лицевым счетам, на которых соответствующие операции (расходные) имеются, а не в зависимости от принадлежности счета, что обоснованно учтено арбитражным судом первой инстанции.
Так, руководствуясь положениями Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21Н, суды пришли к выводу, что из лицевых счетов N 03493D01750, 05493D01750, расходование бюджетных средств возможно только по счету N 03493D01750 (лицевому счету получателя бюджетных средств), по лицевому счету N 05493D01750 (счет учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств) такие операции не ведутся.
Материалами дела подтверждается, что Управлением приняты меры по приостановлению операций по расходованию средств на лицевом счете N 03493D01750 после его открытия 07.06.2019, о чем Управление сообщило участникам бюджетного процесса в уведомлении от 14.06.2019 N УБЛ-19-47337002-3; соответствующее приостановление операций по иным лицевым счетам не производилось.
Как отметили суды, факт приостановления и дальнейшего отсутствия расходных операций на лицевом счете N 03493D01750 в спорный период, за исключением предусмотренных пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ, подтвержден указанным выше уведомлением от 14.06.2019 и выписками по лицевому счету получателя бюджетных средств.
С учетом изложенного и принимая во внимание позицию, приведенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.09.2017 N 1800-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Рябовой Ольги Николаевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации", ориентирующую на допустимость приостановления органами казначейства только расходных операций и только по тем лицевым счетам, где они осуществляются, суды пришли к обоснованному выводу о соответствии спорного бездействия нормам бюджетного законодательства.
Довод о нарушении оспариваемым бездействием прав и законных интересов Общества не подтвержден.
Приведенные Обществом доводы не опровергают выводы судов и, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Поскольку при подаче кассационной жалобы Обществу была предоставлена отсрочка уплаты 1500 руб. государственной пошлины, однако доказательств ее уплаты суду не представлено, то в соответствии со статьей 110 АПК РФ пошлина подлежит взысканию с подателя жалобы в доход бюджета.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 по делу N А42-5430/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление", адрес: 119021, Москва, Комсомольский пр., д. 18, стр. 3, ОГРН 1097746358412, ИНН 7714783092, в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая Обществу в удовлетворении заявления, суды исходили из выполнения Управлением требований пункта 7 статьи 242.5 БК РФ, в силу которого приостановлению подлежат только расходные операции на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных подразделений, в связи с чем приостановление данных операций может осуществляться по тем лицевым счетам, на которых соответствующие операции (расходные) имеются, а не в зависимости от принадлежности счета, что обоснованно учтено арбитражным судом первой инстанции.
Так, руководствуясь положениями Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21Н, суды пришли к выводу, что из лицевых счетов N 03493D01750, 05493D01750, расходование бюджетных средств возможно только по счету N 03493D01750 (лицевому счету получателя бюджетных средств), по лицевому счету N 05493D01750 (счет учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств) такие операции не ведутся.
...
Как отметили суды, факт приостановления и дальнейшего отсутствия расходных операций на лицевом счете N 03493D01750 в спорный период, за исключением предусмотренных пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ, подтвержден указанным выше уведомлением от 14.06.2019 и выписками по лицевому счету получателя бюджетных средств.
С учетом изложенного и принимая во внимание позицию, приведенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.09.2017 N 1800-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Рябовой Ольги Николаевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации", ориентирующую на допустимость приостановления органами казначейства только расходных операций и только по тем лицевым счетам, где они осуществляются, суды пришли к обоснованному выводу о соответствии спорного бездействия нормам бюджетного законодательства."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 сентября 2021 г. N Ф07-12497/21 по делу N А42-5430/2020