г. Санкт-Петербург |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А42-5430/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Лебедева,
судей С.А. Нестерова, О.В. Горбачевой,
при ведении протокола судебного заседания: В.В. Новосёловой,
при участии:
от истца (заявителя): С.М. Березовский, доверенность от 10.03.2021;
от ответчика (заинтересованного лица): не явился, извещен;
от 3-го лица: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7882/2021) акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.01.2021 по делу N А42-5430/2020, принятое по заявлению акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" об оспаривании бездействия,
заинтересованное лицо - Управление Федерального казначейства по Мурманской области,
третьи лица - 1) Муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика";
2) Администрация закрытого административно-территориального образования город Заозерск Мурманской области;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" в лице филиала "Мурманский" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным бездействия Отдела N 7 Управления Федерального казначейства по Мурманской области (далее также - Управление, орган казначейства, заинтересованное лицо), выразившегося в неприостановлении операций по счетам NN 03493D01750, 05493D01750 Управления экономики и финансов Администрации ЗАТО город Заозёрск при принудительном исполнении выданного Арбитражным судом Мурманской области исполнительного листа серии ФС N 012990046 от 05.06.2017 по взысканию в пользу Общества денежных средств с муниципального казённого учреждения "Служба заказчика" (далее также - Учреждение), а при их недостаточности - с муниципального образования закрытое административно-территориальное образование город Заозёрск Мурманской области в лице Администрации закрытого административно-территориального образования город Заозёрск Мурманской области (далее также - Администрация).
Арбитражным судом первой инстанции Учреждение и Администрация привлечены к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 20.01.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Вынесенное решение обжаловано заявителем в апелляционном порядке.
Испрашивая отмену решения, податель жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Заявитель полагает, что вывод суда о том, что единственным лицевым счётом, по которому возможно приостановление операций - это N 03493D01750, лицевой счёт получателя бюджетных средств, а операции по лицевому счёту для учёта операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, N 05493D01750 приостановлению не подлежат, является ошибочным.
Доказательств исполнения Управлением обязанности по приостановлению операций по расходованию средств на лицевых счетах структурных (обособленных) подразделений должника, открытых в данном органе, не представлено.
Податель жалобы также отмечает, что с учетом установленных по делу обстоятельств в части не приостановления расходных операций по лицевому счету 05493D01750 и на лицевых счетах структурных подразделений Администрации закрытого административно-территориального образования город Заозёрск Мурманской области оспариваемое бездействие Управления не соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ), препятствует исполнению требований исполнительных документов и нарушает права и законные интересы заявителя.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо просит оставить обжалуемое решение без изменения, обращает внимание на то, что заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия УФК по Мурманской области, выразившегося в неприостановлении операций по двум лицевым счетам Управления экономики и финансов, а не по всем лицевым счетам структурных (обособленных) подразделений Администрации.
При этом доводы подателя жалобы основаны на неверном толковании норм материального права.
В рамках рассматриваемого спора Управлением в материалы дела были представлены доказательства, подтверждающие изложенную в отзыве позицию, которые были исследованы судом первой инстанции по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее также - АПК РФ).
В связи с неисполнением Учреждением требований исполнительного документа в полном объеме в трехмесячный срок 21.12.2018 на основании пункта 9 статьи 245.5 БК РФ прекращена организация исполнения требований исполнительного документа в отношении Учреждения и организовано исполнение требований исполнительного документа в отношении субсидиарного должника - Администрации.
По причине неисполнения Администрацией требований исполнительного документа в полном объеме в трехмесячный срок Управление на основании пункта 7 статьи 242.5 БК РФ 22.03.2019 приостановило до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах субсидиарного должника, включая лицевые счета его структурных подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами с уведомлением должника.
При этом приостановлению подлежат операции по расходованию средств на всех счетах должника как получателя бюджетных средств, но не на иных счетах должника (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 28.09.2017 N 1800-О).
Вместе с тем, лицевой счет N 05493D01750 не является лицевым счетом для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, на него не распространяются положения статьи 242.5 БК РФ.
Заинтересованное лицо указывает, что расходование бюджетных средств Управление экономики и финансов могло осуществлять только с лицевого счета N 03493D01750, операции по которому были приостановлены за исключением тех, которые могут осуществляться в соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Учреждение выражает согласие с обжалуемым решением, просит рассмотреть дело в его отсутствие и отмечает, что у Учреждения и Администрации, вопреки доводам заявителя, расходные операции приостановлены (лицевой счёт N 03493D01750, а у органа казначейства отсутствовали правовые и фактические основания для приостановления иных операций по счетам (лицевому счёту N 05493D01750).
Определением заместителя председателя суда от 24.05.2021 в составе суда, рассматривающего настоящее дело, судья М.И. Денисюк заменена на судью О.В. Горбачеву.
В судебном заседании присутствовал представитель заявителя, который поддержал доводы жалобы.
Представители заинтересованного лица и третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что не является препятствием для рассмотрения дела (части 3, 5 статьи 156, часть 1 статьи 266 АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, решением Арбитражного суда Мурманской области от 28.12.2016 по делу N А42-7464/2015 с Учреждения, а при недостаточности денежных средств с Администрации, в пользу Общества взыскано 74 301 593,86 руб. долга, 10 096 221,73 руб. пени и 2 000 руб. судебных расходов, что всего составило 84 399 815,59 руб., с начислением пени по дату фактической уплаты долга.
Исполнительный лист серии ФС N 012990046, выданный арбитражным судом 05.06.2017, в целях исполнения Учреждением указанного судебного акта в части взыскания задолженности и пени, направлен взыскателем (Обществом) 20.06.2017 в Управление.
В период с 04.05.2018 по 14.12.2018 органом казначейства за счёт поступавших Учреждению денежных средств в пользу Общества было списано (исполнено) 1 700 000 руб., после чего данный исполнительный лист 21.12.2018 органом казначейства был предъявлен к исполнению субсидиарным должником - Администрацией.
Общество полагает, что, поскольку трёхмесячный срок, установленный пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ для исполнения рассматриваемого исполнительного листа Администрацией, истёк 21.03.2019 и требования исполнительного документа исполнены не были, то Управление в силу пункта 7 статьи 242.5 БК РФ было обязано приостановить операции по счетам всех структурных подразделений Администрации пока не будут исполнены имущественные требования исполнительного листа.
Так как названная обязанность заинтересованным лицом была выполнена не полностью (в связи с неприостановлением операций по лицевым счетам N N 03493D01750, 05493D01750), Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании названного бездействия Управления.
Оценив доводы апелляционной жалобы, лиц участвующих в деле, и исследовав имеющиеся материалы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Организационно-правовой механизм исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусмотрен, в частности, АПК РФ, БК РФ, законодательством об исполнительном производстве.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ (пункт 3 статьи 239 БК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 242.1 БК РФ действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 БК РФ, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем.
В соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трёх месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 указанной статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчётов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчётами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Таким образом, в силу прямого указания названной нормы приостановлению подлежат только расходные операции на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных подразделений, в связи с чем приостановление данных операций может осуществляться по тем лицевым счетам, на которых соответствующие операции (расходные) имеются, а не в зависимости от принадлежности счета, что обоснованно учтено арбитражным судом первой инстанции.
Оценив имеющиеся материалы дела, положения Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н, суд пришел к обоснованному выводу, что из двух лицевых счетов, неприостановление расходных операций по которым расценено заявителем в качестве бездействия Управления, расходование бюджетных средств возможно только по счету N 03493D01750 (лицевому счёту получателя бюджетных средств).
По второму лицевому счету N 05493D01750 (счет учёта операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств) такие операции не ведутся.
Так как по остальным счетам указанные операции (расходные) не ведутся, Управлением правомерно были приостановлены расходные операции только по "03" счёту сразу после его открытия 07.06.2019, о чём заинтересованное лицо уведомило участников бюджетного процесса 14.06.2019.
Вопреки доводам подателя жалобы, анализ представленных документов, в том числе уведомления от 14.06.2019 о приостановлении операций по расходованию средств Администрации и структурных подразделений, представленных выписок из лицевого счета получателя бюджетных средств, позволяет установить факт приостановление операций, фактическое отсутствие расходных операций в спорный период, за исключением предусмотренных пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ.
Суд первой инстанции при рассмотрении заявления также обоснованно учел позицию, приведенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.09.2017 N 1800-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Рябовой Ольги Николаевны на нарушение её конституционных прав пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации", ориентирующую на допустимость приостановления органами казначейства только расходных операций и только по тем лицевым счетам, где они осуществляются.
Установив, что расходные операции Администрации (и структурных подразделений, в том числе Управлению экономики и финансов) приостановлены (лицевой счет N 03493D01750), а у заинтересованного лица основания для приостановления иных операций по счетам (в части счета N 05493D01750) отсутствовали, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии спорного бездействия нормам бюджетного законодательства и фактическому отсутствию такового в целях применения правил главы 24 АПК РФ.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, а доводы ее подателя подлежат отклонению за необоснованностью, как несоответствующие обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основанные на неверном толковании подлежащих применению правовых норм.
Нарушения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, влекущие отмену либо изменение решения, не установлены.
В связи с предоставлением заявителю отсрочки по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы до ее рассмотрения по существу, последняя подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.01.2021 по делу N А42-5430/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Лебедев |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5430/2020
Истец: АО "РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЗАОЗЕРСК МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛУЖБА ЗАКАЗЧИКА"