04 октября 2021 г. |
Дело N А56-112469/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Старт Сити" Кустова А.А. (доверенность от 18.05.2021 N 5/21),
рассмотрев 29.09.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Старт Сити" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 по делу N А56-112469/2020,
УСТАНОВИЛ:
Управление Ленинградской области по транспорту, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1177847000011, ИНН 7842125211 (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Старт Сити", адрес: 191167, Санкт-Петербург, Тележная ул., д.37, лит. Ю, пом. 2-н, оф 3, ОГРН 1195321005780, ИНН 5321201188 (далее - ООО "Старт Сити", Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
В заявлении Управление, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) просило также отнести на счет Общества издержки по делу об административном правонарушении в связи с хранением транспортного средства марки Хендай Солярис государственный регистрационный знак Е266СН198 на специализированной стоянке за период с 21.11.2020 по 22.12.2020 (32 дня) в сумме 46 894 руб.08 коп.
Судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно заявленного спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "47 регион", адрес: 197341, Санкт-Петербург, пр. Королева, д. 7, лит. А, часть пом. 7Н пом. 101, ОГРН 1107847377880, ИНН 7802730935 (далее - ООО "47 регион").
Решением суда первой инстанции от 19.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.06.2021, заявление удовлетворено: Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением 40 000 руб. штрафа; издержки по делу по административном правонарушении в сумме 46 894 руб. 08 коп. за хранение ООО "47 регион" транспортного средства марки Хендай Солярис государственный регистрационный знак Е266СН198 отнесены судом на Общество.
В кассационной жалобе Общество, не оспаривая законность привлечения к административной ответственности по 2 статьи 14.1 КоАП РФ, полагает, что взыскание расходов на перемещение и хранение транспортного средства Хендай Солярис государственный регистрационный знак Е266СН198 отнесены на Общество в отсутствие на то законных оснований, поскольку автомобиль был изъят в качестве орудия совершения административного правонарушения, а не задержан в рамках статьи 27.13 КоАП РФ (как ошибочно указал суд); применение тарифов по аналогии является недопустимым.
В указанной части Общество просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований Управления относительно взыскания расходов на перемещение и хранение транспортного средства.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Представители Управления и ООО "47 регион", извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 20.11.2020 в ходе проверочных мероприятий (планового рейдового осмотра) Межведомственной транспортной комиссии Ленинградской области (далее - МТК), выявлено совершение ООО "Старт Сити" правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), путем перевозки водителем Нарзуллоевым Собитжоном Асадовичем, управляющим принадлежащим Обществу автомобилем Хендай Соларис г.р.з. Е266 СН 198, пассажира на коммерческой основе автомобильным транспортом по приложению "Ситимобил" от ул. Бабушкина д. 82 к.2 (Санкт-Петербург) до ул.Пражская, д.15 Кудрово (Ленинградская область) за плату наличными деньгами в размере 263 руб. без специального разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
По факту выявленного нарушения в отношении ООО "Старт Сити" ведущим специалистом сектора контрольно-надзорной деятельности Управления в соответствии со статьями 28.1, 28.2 и на основании части 3 статьи 28.3 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении от 08.12.2020 N 001/08122020-ЛМ по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 202 и 203 АПК РФ Управление направило в арбитражный суд материалы административного дела для привлечения Общества к административной ответственности согласно указанной квалификации.
Суд первой инстанции исследовал и оценил доказательства, представленные участниками спора, установил обстоятельства дела и пришел к выводу о доказанности события и состава вменяемого Обществу административного правонарушения. Суд не установил существенных процедурных нарушений, а равно иных препятствий для удовлетворения заявления Управления, определив в качестве меры наказания административный штраф в размере 40 000 руб. Кроме того, суд отнес на Общество издержки по делу по административном правонарушении в сумме 46 894 руб. 08 коп. за хранение ООО "47 регион" транспортного средства марки Хендай Солярис государственный регистрационный знак Е266СН198.
Апелляционный суд, повторно рассмотрев административное дело, счел выводы суда законными и обоснованными.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Как установлено частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ), деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
В силу части 3 статьи 9 Закона N 69-ФЗ разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение
Частью 7 статьи 9 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Согласно статье 9 Закона N 69-ФЗ реестр выданных разрешений подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа (в случае отсутствия у уполномоченного органа официального сайта - на официальном сайте субъекта Российской Федерации) и обновлению в течение пяти дней со дня внесения в реестр соответствующих изменений.
Осуществление Обществом предпринимательской деятельности (по перевозке пассажиров и багажа легковым такси) без специального разрешения (лицензии) установлено судами и подтверждается представленными Управлением доказательствами.
Общество в кассационной инстанции не обжалует выводы судов в указанной части. Доводы жалобы сводятся к несогласию с отнесением на Общество издержек по хранению транспортного средства на специализированной стоянке.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ, изъятие вещей и доказательств является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Под изъятием вещей и документов в силу статьи 27.10 КоАП РФ понимается изъятие уполномоченными лицами в присутствии двух понятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения.
Материалами дела подтверждается, что 20.11.2020 автомобиль Хендай Соларис г.р.з Е266СН198 изъят в соответствии со статьями 27.1, 27.10 КоАП РФ, о чем Управлением в присутствии двух понятых и водителя Нарзуллоева С.А. составлен протокол от 20.11.2020 N 002/20112020-ЛМ изъятия вещей и документов.
Указанный автомобиль 20.11.2020 в 11 час.25 мин. передан на специализированную стоянку ООО "47 регион" в пос.Кузьмолово (акт от 20.11.2020 N 47АЕ о помещении задержанного транспортного средства на специализированную стоянку).
Пунктами 3 и 4 статьи 24.7 КоАП РФ предусмотрено, что издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица, за исключением сумм, выплаченных переводчику.
Следовательно, в случае привлечения юридического лица к административной ответственности издержки по делу об административном правонарушении по хранению изъятого товара подлежат возмещению за счет этого юридического лица.
Решением суда первой инстанции от 19.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.06.2021, Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением 40 000 руб. штрафа.
Таким образом, расходы на перемещение и хранение транспортного средства на специализированной стоянке подлежат возмещению ООО "Старт Сити", как привлеченного к административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, повлекшее изъятие транспортного средства и помещение его на специализированную стоянку.
Согласно статьям 3 и 4 Областного закона Ленинградской области от 13.06.2012 N 46-оз "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата транспортных средств в Ленинградской области" (далее - Закон N 46-оз) исполнение решения о задержании транспортного средства путем перемещения транспортного средства на специализированную стоянку, хранение транспортного средства до устранения причины задержания, а также возврат транспортного средства осуществляются уполномоченной организацией, на территории обслуживания которой осуществлено задержание транспортного средства.
Выбор уполномоченной организации осуществляется по результатам торгов (аукциона на понижение цены) по выбору уполномоченной организации; по результатам торгов (аукциона) между победителем и уполномоченным Правительством Ленинградской области органом исполнительной власти Ленинградской области заключается договор на срок, установленный нормативным правовым актом Правительства Ленинградской области.
Суды установили, что уполномоченной организацией на хранение задержанных по данному адресу транспортных средств в период с 21.11.2020 по 22.12.2020 является ООО "47 регион" на основании договора от 14.06.2018 N КТ7214/06/180294 об осуществлении перемещения, хранения задержанных транспортных средств, заключенного с Управлением Ленинградской области по транспорту в редакции соответствующих дополнительных соглашений от 11.06.2020, от 09.11.2020, от 27.11.2020, от 14.12.2020.
ООО "47 регион" выполняет обязанности по перемещению и хранению транспортных средств в силу закона (статья 906 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ), к возникшим правоотношениям применяются положения главы 47 ГК РФ о хранении, но основанием для перемещения автомобиля на специализированную стоянку в рассматриваемом случае является не договор хранения, заключаемый с его владельцем, а протокол о задержании транспортного средства, составляемый в соответствии с положениями статьи 27.13 КоАП РФ.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона N 46-оз лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) на территории Ленинградской области, в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Срок хранения транспортного средства исчисляется в часах с момента его помещения на специализированную стоянку. Тариф на хранение транспортного средства взимается за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке (пункты 4, 5 статьи 5 Закона N 46-оз).
При определении размера издержек, суд первой инстанции установил следующие значимые обстоятельства:
- местом совершения вмененного Обществу правонарушения и задержания транспортного средства является: Ленинградская обл., Всеволожский -н, 12 км а/д Р-21 Кола.
- при расчете платы за хранение на специализированной стоянке применяется тариф 61,06 руб./час, установленный с 01.01.2020 до 23.12.2020 приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 07.06.2018 N 44-п "Об установлении тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Всеволожского района Ленинградской области" (определен с учетом указанной в свидетельстве о регистрации транспортного средства Хендай Соларис г.р.з Е266СН198 категории транспортного средства В/М1).
Суд правомерно счел, что размер издержек, подлежащих возложению на Общество, за период с 21.11.2020 по 22.12.2020 составил 46 894,08 руб. (61,06х24)х32)). Иного порядка исчисления издержек Обществом не представлено.
При изложенных обстоятельствах суд округа соглашается с выводом судов о правомерном отнесении на Общество издержек по делу об административном правонарушении за хранение ООО "47 регион" транспортного средства марки Хендай Солярис государственный регистрационный знак Е266СН198.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены обжалуемых решения и постановления судов (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 по делу N А56-112469/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Старт Сити" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.