05 октября 2021 г. |
Дело N А56-71195/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Комитета по градостроительству и архитектуре Самойловой Д.Д. (доверенность от 11.01.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Михайлова Андрея Сергеевича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021 по делу N А56-71195/2020,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Михайлов Андрей Сергеевич, ОГРНИП 320784700049851, ИНН 781706119377, обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 15.07.2020 N 01-21-8-24652/20 отказа Комитета по градостроительству и архитектуре, адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 2, ОГРН 1037843022524, ИНН 7830000994 (далее - Комитет по градостроительству), в выдаче задания на проектирование элементов благоустройства по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Архитектора Данини, напротив дома 5.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет); Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Имущество Санкт-Петербурга", адрес: 191124, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1177847189190, ИНН 7840066803.
Решением от 05.03.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021 данное решение оставлено без изменения.
Предприниматель Михайлов А.С. в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, субъект гражданских правоотношений - город Санкт-Петербург - путем заключения с предпринимателем договора выразил волю на размещение на земельном участке нестационарного торгового объекта, поэтому необоснованны ссылки Комитета по градостроительству на документацию по планировке территории, разрабатываемую по заданию другого органа города Санкт-Петербурга; не доказано причинение вреда окружающей среде временным размещением автостоянки на земельном участке, планируемом к включению в перечень территорий зеленых насаждений; в отсутствие критериев определения соответствия размещения объекта архитектурному облику сложившейся городской застройки оспариваемый отказ не может считаться законным; наличие оснований для отказа в выдаче задания заинтересованным лицом не доказано.
Комитет по градостроительству в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов соответствующими имеющимся в деле доказательствам и нормам права.
В судебном заседании представитель Комитета по градостроительству против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, предприниматель Михайлов А.С. лично не явился, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании протокола от 14.05.2020 об итогах аукциона Комитет и предприниматель Михайлов А.С. заключили договор от 22.05.2020 N 18/НТО-03093 (А) на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) на земельном участке площадью 5000 кв. м, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Архитектора Данини, напротив дома 5, сроком с 22.05.2020 по 21.05.2025.
Пунктом 1.1 договора определены вид и цели деятельности НТО - открытая охраняемая автостоянка; параметры НТО - высота не более 4 м, площадь не более 8 кв. м.
Согласно пункту 1.2 договора место размещения НТО определено в соответствии с пунктом 42 раздела VII "Торговые объекты, расположенные на автостоянках. Павильоны" (Пушкинский район, номер заявления в РГИС 32251) части 2 "Прочие торговые объекты" Схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, утвержденной распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 20.10.2017 N 5371-р.
Пунктом 3.2.3 договора предусмотрена обязанность предпринимателя приступить к использованию НТО после получения необходимых разрешений в установленном порядке.
Предприниматель Михайлов А.С. обратился в Комитет по градостроительству с заявлением от 17.06.2020 о выдаче задания на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства на данном участке с целью размещения открытой охраняемой автостоянки, в том числе павильона, урны, ограждения, технического ограждения, шлагбаума, планировочного устройства, бортового камня, газонного и асфальтового покрытий.
Письмом от 15.07.2020 N 01-21-8-24652/20 Комитет по градостроительству сообщил предпринимателю об отказе в выдаче задания на проектирование элементов благоустройства по указанному выше адресу на основании пункта 2.2.11.1 Приложения N 3 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила благоустройства), сославшись на нарушение архитектурного облика Санкт-Петербурга, эстетического состояния территории Санкт-Петербурга в части последовательно формируемой совокупности архитектурных объектов при их совместном расположении (с учетом отсутствия планировки). Кроме того, в данном письме Комитет по градостроительству также указал, что в целях включения территории, в границах которой расположен рассматриваемый земельный участок, в перечень территорий зеленых насаждений общего пользования подано заявление на проведение инвентаризации испрашиваемой территории зеленых насаждений; согласно находящейся в процессе подготовки и разработки документации по планировке соответствующей территории спорный земельный участок расположен в границах территории общего пользования (парк), где не предусматривается размещение открытых охраняемых стоянок; земельный участок озеленен; на земельном участке, расположенном в непосредственной близости от спорного участка, предполагается размещение двух объектов дошкольного, начального и среднего образования, в связи с чем размещение автостоянки приведет к нарушению требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Предприниматель Михайлов А.С., считая данный отказ незаконным и препятствующим ему реализовать права по договору на размещение нестационарного торгового объекта, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с учетом положений статьи 17 этого Закона) к вопросам местного значения относятся организация благоустройства и утверждение правил благоустройства соответствующей территории.
Отношения, возникающие при благоустройстве в Санкт-Петербурге, регулируются Законом Санкт-Петербурга от 23.12.2015 N 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 891-180). Согласно статье 3 названного Закона под благоустройством в Санкт-Петербурге понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории Санкт-Петербурга, по содержанию территории Санкт-Петербурга и расположенных на ней объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Благоустройство осуществляется в соответствии, в том числе, с правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, в состав которых входят перечень мероприятий по проектированию благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий, виды проектов благоустройства, требования к проектам благоустройства, порядок согласования проектов благоустройства с уполномоченными Правительством Санкт-Петербурга исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга (статья 7).
Во исполнение данного Закона постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 утверждены Правила благоустройства. Статьей 8 Закона N 891-180 и Правилами благоустройства предусматривается необходимость проектирования благоустройства, включающего в себя получение от уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга задания на разработку проекта благоустройства. Таким уполномоченным органом является Комитет по градостроительству.
Таким образом, в связи с обращением предпринимателя за выдачей задания на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства между предпринимателем и Комитетом по градостроительству возникли административные отношения, а не отношения, вытекающие из договора на размещение НТО.
Вопрос о выдаче задания на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства рассматривается Комитетом в соответствии с Приложением N 3 к Правилам благоустройства.
Пунктом 2.2.11 Приложения N 3 установлены основания для отказа в выдаче задания, к которым, в частности, относится нарушение архитектурного облика Санкт-Петербурга, эстетического состояния территории Санкт-Петербурга, законодательства в сфере градостроительства (пункт 2.2.11.1).
Согласно пункту 1.7 Правил благоустройства под архитектурным обликом Санкт-Петербурга понимается визуально воспринимаемая и последовательно формируемая совокупность архитектурных объектов.
Суды, проанализировав содержание направленного заявителю письма от 15.07.2020 в части ссылки на пункт 2.2.11.1 Приложения N 3 к Правилам благоустройства применительно к приведенным выше положениям законодательства Санкт-Петербурга в области благоустройства, правомерно посчитали, что определение возможности размещения элементов благоустройства с точки зрения соответствия архитектурному облику Санкт-Петербурга и сохранения эстетического состояния территории Санкт-Петербурга относится к компетенции Комитета по градостроительству. Поскольку соответствующее основание для отказа в выдаче задания на проектирование предусмотрено нормативным правовым актом и при этом не установлена обязанность Комитета по градостроительству дополнительно проводить экспертизу с привлечением специалистов в целях выявления указанного основания, отказ в выдаче задания по данному основанию не является незаконным.
Кроме того, Комитет по градостроительству в подтверждение наличия обстоятельств, препятствующих выдаче задания на проектирование благоустройства испрашиваемых элементов благоустройства, во исполнение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ представил полученные на его запросы ответы профильных комитетов и администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга. Согласно письму Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 10.08.2020 размещение на спорном участке, расположенном в границах территории, которая предложена для включения в перечень зеленых насаждений общего пользования, открытой охраняемой автостоянки нецелесообразно. Согласно ответу Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 30.07.2020 земельный участок расположен в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, комитет возражает против размещения открытой охраняемой автостоянки на земельном участке в границах элемента исторической ландшафтно-композиционной структуры, на охраняемом рельефе. По мнению администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, изложенному в письме от 30.07.2020, с учетом сложившейся застройки квартала 9 южной части г. Пушкина и необходимости создания дополнительных зеленых зон общего пользования размещение открытой охраняемой автостоянки на запрашиваемой территории нецелесообразно.
При таких обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения Комитета по градостроительству незаконным и удовлетворения требований предпринимателя Михайлова А.С.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
При подаче кассационной жалобы предприниматель Михайлов А.С. уплатил государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, заявителю следует возвратить из федерального бюджета 2850 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 03.08.2021 N 12.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021 по делу N А56-71195/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Михайлова Андрея Сергеевича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Михайлову Андрею Сергеевичу, ОГРНИП 320784700049851, ИНН 781706119377, из федерального бюджета 2850 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.