07 октября 2021 г. |
Дело N А26-378/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия Ряппиевой О.Г. (доверенность от 08.05.2020),
рассмотрев 06.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2021 по делу N А26-378/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, адрес: 185035, г. Петрозаводск, Красная ул. (Центр р-н), д. 49, ОГРН 1021000521244, ИНН 1001021816 (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Петрострой КСМ", адрес: 185031, г. Петрозаводск, Заводская ул. (р-н Северная Промзона), д. 2А, каб. 106, ОГРН 1181001006724, ИНН 1001335932 (далее - Общество), 15 099,79 руб. излишне понесенных расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 25.03.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 25.03.2021 и постановление от 19.06.2021, принять по делу новое решение - об удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя жалобы, Общество не подтвердило правомерность выплаты своим работникам пособий по временной нетрудоспособности, поскольку документы, подтверждающие стаж застрахованных лиц, представлены страхователем не в полном объеме, а именно: отсутствуют трудовые книжки уволенных работников; копии документов в отношении Бородиной С.В. и Смагиной С.В., не подтвердили наличие восьмилетнего страхового стажа, позволяющего производить выплату пособия по временной нетрудоспособности из размера 100 % от среднего заработка; страховой стаж Смагина С.В. в регионах Крайнего Севера исчисляется с 01.03.2010, поэтому выплаты в более высоком размере, предусмотренные частью 1 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), не производятся.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы жалобы.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с федеральными законами от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и на основании решения от 02.03.2020 N 60п/в Фондом проведена выездная проверка деятельности Общества по вопросу полноты и достоверности сведений, представленных в Фонд и влияющих на право получения застрахованными лицами соответствующего вида страхового обеспечения и иных выплат при реализации пилотного проекта "Прямые выплаты", а также на исчисление их размера за период с 01.07.2018 года по 31.12.2019 года.
В ходе выездной проверки Фонд установил нарушения, которые отразил в акте от 26.06.2020 N 60п/в.
Общество возражения на акт выездной проверки не представило.
По результатам рассмотрения акта и представленных документов Фонд 23.07.2020 принял решение N 60 п/в о взыскании излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения.
В связи с неисполнением Обществом требования от 03.11.2020 N 60 п/в о возмещении излишне понесенных расходов, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что Общество документально подтвердило правомерность определения трудового стажа для выплаты своим сотрудникам спорных пособий по временной нетрудоспособности, в связи с чем отказали в удовлетворении иска.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В силу пункта 2 части 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 части 1 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страхователи имеют право обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.
Страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей (часть 1 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ).
Согласно Перечню документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.12.2009 N 951н, страхователем должны быть представлены: письменное заявление страхователя; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения; справка-расчет; копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов (для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам - листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 255-ФЗ в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Как установлено в пункте 7 Правил N 91, страховой стаж определяется при назначении пособия работодателем, а в случаях, предусмотренных Законом N 255-ФЗ, территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации на день наступления соответствующего страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам).
Согласно пункту 8 данных Правил основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае судами установлено, что сведения о продолжительности страхового стажа, указанные в листках нетрудоспособности застрахованных лиц, определены Обществом на момент назначения пособий на основании трудовых книжек работников.
При проверке Фонду были представлены листки нетрудоспособности, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Трудовые книжки уволившихся работников представлены не были.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая при этом, что действующим законодательством не установлена обязанность работодателя изготавливать и сохранять копии трудовых книжек уволенных работников, суды пришли к выводу, что Общество документально подтвердило правомерность выплаты работникам спорных пособий по временной нетрудоспособности.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2021 по делу N А26-378/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Перечню документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.12.2009 N 951н, страхователем должны быть представлены: письменное заявление страхователя; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения; справка-расчет; копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов (для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам - листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 255-ФЗ в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Как установлено в пункте 7 Правил N 91, страховой стаж определяется при назначении пособия работодателем, а в случаях, предусмотренных Законом N 255-ФЗ, территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации на день наступления соответствующего страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 октября 2021 г. N Ф07-11944/21 по делу N А26-378/2021