07 октября 2021 г. |
Дело N А56-75721/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
при участии от Комитета по социальной защите населения Ленинградской области представителя Прядко А.Е. (доверенность от 28.09.2021), от Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области представителя Смирновой А.А. (доверенность от 28.12.2020), от Комитета финансов Ленинградской области представителя Новиковой Т.А. (доверенность от 10.03.2021), от администрации Виллозского городского поселения Ломоносовского района Ленинградской области представителя Ефременко А.А. (доверенность от 21.12.2020),
рассмотрев 30.09.2021 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета по социальной защите населения Ленинградской области, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области и Комитета финансов Ленинградской области, на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2021 по делу N А56-75721/2020,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Виллозского городского поселения Ломоносовского района Ленинградской области, адрес: 188508, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, гп Виллози, д. 5/1, ОГРН1024702183208, ИНН 4720007582 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с Ленинградской области в лице Комитета финансов Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский проспект, д. 67, ОГРН 1027809250325, ИНН 7825663932 (далее - Комитет финансов), за счет средств казны Ленинградской области убытков в размере 4 500 000 руб.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по социальной защите населения Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, Лафонская ул., д. 6, лит. А, ОГРН 1027802503189, ИНН 4700000571 (далее - Комитет по соцзащите), Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089848035419, ИНН 7839394366, (далее - Комитет по ЖКХ).
Решением суда первой инстанции от 26.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.06.2021, исковые требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Комитет финансов, Комитет по соцзащите и Комитет по ЖКХ, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просят отменить решение от 26.02.2021 и постановление от 01.06.2021, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению подателей жалоб, правовых оснований для удовлетворения требований Администрации за счет средств казны Ленинградской области у судов не имелось. Как указывает Комитет по соцзащите, к межбюджетным отношениям не может быть применен порядок возмещения убытков, установленный гражданским законодательством, данный вопрос разрешается в административном порядке методами межбюджетного регулирования, что подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2014 N 08-04-06/3400 и соответствует областному закону Ленинградской области от 14.10.2019 N 74-оз "О межбюджетных отношениях в Ленинградской области".
Как указывает Комитет по ЖКХ, предоставление гражданам жилого помещения является относится к полномочиям органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений; к тому же семья, которой предоставлено жилое помещение, не относится к категории семей, имеющих право на обеспечение жилым помещением из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Комитет финансов полагает, что наличие решения суда общей юрисдикции об обязании Администрации предоставить жилое помещение само по себе не порождает для Ленинградской области обязанности компенсировать стоимость такого жилья, поскольку Виллозское городское поселение не нуждается в дотации; Администрация не представила доказательств несения убытков, принятия всех необходимых мер к исполнению решения суда общей юрисдикции и не подтвердила объективную невозможность предоставления жилого помещения инвалиду из имеющегося жилищного фонда.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просила оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители ответчиков поддержали доводы, приведенные в кассационных жалобах, а представитель истца возражал против их удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 10.10.2018 по делу N 2-918/2018 на Администрацию возложена обязанность предоставить Гофферт В.М., несовершеннолетним Ефремочкину Н.В. 2007 г.р., Ефремочкину Д.В. 2008 г.р., Гофферт А.Р. 2017 г.р. по договору социального найма во внеочередном порядке отдельное жилое помещение по установленной норме предоставления, с учетом права Ефремочкина Д.В. на большую площадь в соответствии с пунктом 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Во исполнение судебного акта Администрация 06.12.2019 заключила муниципальный контракт N 0145300022219000091 на приобретение квартиры N 43, находящейся по адресу Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, дер. Малое Карлино, д. 18. Цена контракта составила 4 500 000 руб.
В дальнейшем по договору социального найма жилого помещения в доме муниципального жилищного фонда 30.12.2019 N 182 Администрация передала Гофферт В.М. в бессрочное владение и пользование для проживания изолированное, находящееся в муниципальной собственности жилое помещение - квартиру по указанному выше адресу и затем обратилась к заместителю председателя Правительства Ленинградской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству с просьбой предоставить муниципальному образованию Виллозское городское поселение Ломоносовской муниципального района Ленинградской области дотацию в размере 4 500 000 руб.
Поскольку Комитет по ЖКХ отказал в предоставлении из бюджета Ленинградской области межбюджетного трансферта в форме дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, признали исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме за счет средств бюджета Ленинградской области. При этом суды исходили из доказанности факта несения убытков, а также из того, что финансирование расходов на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, вставших на учет после 01.01.2005, предусматривалось за счет средств субъекта Российской Федерации.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебный актов.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяют положения Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
Одной из мер социальной поддержки, оказываемых инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии со статьями 17 и 28.2 Закона N 181-ФЗ является предоставление жилых помещений в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В части 3 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным этим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном названном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 данной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном этим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Предусмотренные Законом N 181-ФЗ меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с указанным Федеральным законом с учетом положения пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации полномочия по социальной поддержке населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в редакции, действующей после 01.01.2005, статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанному делу выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В пункте 24 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 1 статьи 17 Закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
По правилам статьи 17 Закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Порядок, установленный статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), предполагает, во-первых, издание закона субъекта Российской Федерации о наделении государственными полномочиями органов местного самоуправления, во-вторых, передачу финансовых и материальных средств, необходимых для реализации государственных полномочий.
При этом органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми ресурсами.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Содержащееся в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 1563-О-О, Закон N 131-ФЗ закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 10 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16). Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Таким образом, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, что также отражено в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями граждан-инвалидов, признанных нуждающимися в предоставлении жилья и поставленных на соответствующий учет после 01.01.2005, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, подлежит финансированию субъектом Российской Федерации путем предоставления межбюджетных трансфертов Администрации из местного бюджета в целях реализации переданных ей полномочий.
В этой связи суды обоснованно указали, что затраты на предоставление жилья льготной категории граждан, предусмотренной Законом N 181-ФЗ, в отсутствие передачи муниципальному образованию соответствующих государственных полномочий, а также финансовых и материальных средств, необходимых для реализации этих полномочий, должны компенсироваться истцу за счет средств бюджета Ленинградской области.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к способам защиты гражданских, в том числе имущественных, прав отнесено возмещение убытков. Следовательно, защите в рамках гражданско-правового регулирования подлежат имущественные права и публично-правовых образований. При этом привлечение к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков другого публично-правового образования положениями пункта 6 статьи 8 и статьи 15 ГК РФ не исключается.
Ссылки Комитета финансов на то, что жилое помещение предоставлено гражданам по договору социального найма и не выбыло из собственности муниципального образования, также не исключают возмещение Администрации расходов на его приобретение, поскольку в дальнейшем граждане вправе приобрести рассматриваемую квартиру в собственность в порядке приватизации.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
По смыслу статей 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями без передачи им необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
В силу части 5 статьи 86 БК РФ органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).
Отнесение законом мер социальной поддержки граждан-инвалидов, признанных нуждающимися в предоставлении жилья и поставленных на соответствующий учет после 01.01.2005, в виде обеспечения их жилыми помещениями к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, означает, что субъект Российской Федерации в этой связи одновременно принимает на себя обязанность полного возмещения расходов органа местного самоуправления, связанных с реализацией данной меры социальной поддержки.
С учетом изложенного суды, правомерно признав должником в спорном обязательстве Ленинградскую область, удовлетворили требования Администрации по возмещению убытков в размере 4 500 000 руб. за счет средств бюджета данного субъекта Российской Федерации.
Как верно установили суды, из представленных в материалы дела доказательств не следует, что в бюджет муниципального образования поступали межбюджетные трансферты на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Законом N 181-ФЗ. Представленные в дело сведения не подтверждают факта выделения денежных средств на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Законом N 181-ФЗ.
С учетом изложенного доводы кассационных жалоб выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального и процессуального права.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятых по делу судебных актов в кассационном порядке суд кассационной инстанции не усмотрел.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2021 по делу N А56-75721/2020 оставить без изменения, а кассационные жалобы Комитета по социальной защите населения Ленинградской области, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству по Ленинградской области, Комитета финансов Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу статей 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями без передачи им необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
В силу части 5 статьи 86 БК РФ органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
...
Как верно установили суды, из представленных в материалы дела доказательств не следует, что в бюджет муниципального образования поступали межбюджетные трансферты на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Законом N 181-ФЗ. Представленные в дело сведения не подтверждают факта выделения денежных средств на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Законом N 181-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 октября 2021 г. N Ф07-13435/21 по делу N А56-75721/2020