г. Санкт-Петербург |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А56-75721/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: до перерыва секретарем судебного заседания Хариной И.С.
после перерыва секретарем судебного заседания Короткевичем В.И.
при участии:
от истца (заявителя): Ефременко А.А. - доверенность от 21.12.2020
от ответчика (должника): 1) Иванова О.А. - доверенность от 25.12.2020 2) Васько М.В. - доверенность от 14.01.2021 3) Смирнова А.А. - доверенность от 28.12.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-12252/2021, 13АП-12255/2021, 13АП-13372/2021) Комитета финансов Ленинградской области, Комитета по социальной защите населения Ленинградской области; Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2021 по делу N А56-75721/2020 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению Администрации Виллозского городского поселения Ломоносовского района
к 1) Комитету финансов Ленинградской области; 2) Комитету по социальной защите населения Ленинградской области; 3) Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Администрация Виллозского городского поселения Ломоносовского района (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Ленинградской области в лице Комитета финансов Ленинградской области (далее - Комитет финансов, ответчик) убытков в размере 4 500 000 руб.
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Комитет по социальной защите населения Ленинградской области (далее - Комитет по социальной защите), Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области (далее - Комитет по ЖКХ).
Решением суда первой инстанции от 26.02.2021 заявленные требования удовлетворены. С Ленинградской области в лице Комитета финансов за счет средств казны Ленинградской области в пользу истца взысканы убытки в размере 4 500 000 рублей.
В апелляционных жалобах Комитет финансов Ленинградской области, Комитет по социальной защите населения Ленинградской области, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просят решение суда первой инстанции отменить и отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представители ответчиков доводы жалобы поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представитель истца с жалобами не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить бепз изменения.
В судебном заседании объявлен перерыв.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела вступившим в законную силу решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 10.10.2018 по делу N 2- 918/2018, на истца возложена обязанность предоставить Гофферт В.М., несовершеннолетним Ефремочкину Н.В. 2007г.р., Ефремочкину Д.В. 2008г.р., Гофферт А.Р. 2017г.р. по договору социального найма во внеочередном порядке отдельное жилое помещение по установленной норме предоставления, с учетом права Ефремочкина Д.В. 2008 г.р. на большую площадь в соответствии с пунктом 2 статьей 58 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
06.12.2019 Администрацией заключен Муниципальный контракт N 0145300022219000091 на приобретение квартиры (ИКЗ 19 34720007582472501001 002 001 6810 414) по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, деревня Малое Карлино, дом 18, квартира 43. Цена контракта составила 4 500 000 руб.
30.12.2019 между Администрацией и Гофферт Валентиной Михайловной заключен договор N 182 социального найма жилого помещения в доме муниципального жилищного фонда, предметом которого является передача нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности - квартиры по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, деревня Малое Карлино, дом 18, квартира 43 для проживания в ней.
19.06.2019 Администрация обратилась к Заместителю Председателя Правительства Ленинградской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству с просьбой разъяснить порядок и сроки получения дотации.
Комитет по ЖКХ письмом от 24.07.2019 N ис-3093/2019, отсылая к своему письму от 17.05.2019 N ис-2038/2019, указал на возможность получения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования для исполнения вступившего в силу решения Ломоносовского районного суда Ленинградской области.
26.02.2020 Администрация обратилась к Заместителю Председателя Правительства Ленинградской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству с просьбой предоставить Муниципальному образованию Виллозское городское поселение Ломоносовской муниципального района Ленинградской области дотацию в размере 4 500 000 руб.
Письмами от 24.03.2020 N ис-1147/2020, от 16.04.2020 N ис-1630/2020 Комитет по ЖКХ к ранее направленным разъяснениям о порядке получения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования Виллозского городского поселения, для исполнения вступившего в силу решения Ломоносовского районного суд Ленинградской области о предоставлении Гофферт В.М., Ефремочкину H.B., Ефремочкину Д.В., Гофферт А.Р. во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, сообщил, что положениями Федерального закона от 01.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) не установлена обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование из средств бюджета субъект Российской Федерации полномочий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01.01.2005.
Поскольку Комитет по ЖКХ отказал в предоставлении межбюджетного трансферта из бюджета Ленинградской области в форме дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Виллозского городского поселения Ломоносовского района Ленинградской области, истец обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Специальное регулирование обеспечения инвалидов жилыми помещениями, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, предусмотрено положениями Федерального закона N 181-ФЗ.
Согласно преамбуле данного Федерального закона предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями статей 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), статей 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60, 61 Федерального закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 названного Кодекса), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из названных выше норм следует, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 16.03.2020 N 301-ЭС19-23250 по делу N А31-7936/2018, 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872 по делу N А60-23078/2014, от 07.10.2015 N 303-ЭС15-9208 по делу N А04-8224/2014, пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статьи 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статья 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе, по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
При установленных по делу обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что муниципальному образованию причинен вред бездействием исполнительного органа государственной власти, не исполнившего надлежащим образом финансовое обязательство, предусмотренное федеральным законом, и, соответственно, взятое на себя субъектом Российской Федерации.
В решении Ломоносовского районного суда Ленинградской от 10.10.2018 по делу N 2-918/2018 в императивной форме указано на необходимость предоставления Гофферт В.М., а также несовершеннолетним отдельного жилого помещения по установленной норме во внеочередном порядке.
Истец, исполнив обязанность путем предоставления жилого помещения по договору социального найма за счет муниципального жилищного фонда, тем самым утратил возможность предоставить его лицам, нуждающимся в порядке очередности на улучшение жилищных условий в соответствии с обязанностью города, установленной пунктом 6 статьи 16 федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Однако орган государственной власти субъекта Федерации встречную обязанность не исполнил, расходы Администрации на исполнение названных полномочий, не компенсировал.
Тем самым, орган государственной власти субъекта Федерации допустил противоправное бездействие, нарушающее пункт 1 статьи 84 БК РФ, часть 2 статьи 132 Конституции РФ.
При наличии судебного акта возложении на истца обязанности по предоставлению жилого помещения, каких-либо мер по организации бюджетного финансирования соответствующих затрат ответчиком не принимались. Указанные обстоятельства следует квалифицировать как неисполнение уполномоченным государственным органом возложенных на него обязанностей по планированию бюджетных расходов.
Поскольку граждане не являются участниками межбюджетных отношений и исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, умаляя сущность судебной защиты, Администрация не могла отказать в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения обязательств.
При этом из представленных в материалы дела доказательств не следует, что в бюджет Виллозского городского поселения поступали межбюджетные трансферты на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Законом N 181. Представленные сведения о выделении субсидий и субвенций не подтверждают факт выделения денежных средств на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Законом N 181.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2021 по делу N А56-75721/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-75721/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ВИЛЛОЗСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЛОМОНОСОВСКОГО РАЙОНА
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, КОМИТЕТ ФИНАНСОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: 13 ААС