11 октября 2021 г. |
Дело N А13-15995/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,
рассмотрев 05.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.02.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 по делу N А13-15995/2020,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, адрес: 160000, город Вологда, улица Пушкинская, дом 25, ОГРН 1103525003900, ИНН 3525237735 (далее - теруправление Росимущества), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, адрес: 160000, город Вологда, улица Пушкинская, дом 25, ОГРН 1033500044456, ИНН 3525048696 (далее - Управление), о признании недействительным решения от 09.09.2020 N 035/01/18.1-543/2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Вологодский речной порт", адрес: 160000, город Вологда, Советский проспект, дом 115, квартира 21, ОГРН 1023500895087, ИНН 3525007361 (далее - Общество).
Решением суда первой инстанции от 18.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе теруправление Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт и удовлетворить требования.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество 03.09.2020 обратилось в Управление с жалобой на действия организатора торгов при проведении торгов по продаже следующего государственного имущества:
сооружения набережной с подкрановыми путями (причал N 2), назначение - сооружение, площадью 1 085,20 кв. м, протяженностью 76 м, кадастровый номер 35:24:0203002:101, адрес: Вологодская область, город Вологда, проспект Советский, дом 105;
сооружения причала N 3, назначение - сооружение, площадью 303,6 кв. м, протяженностью 107 м, с инвентарным номером 14804, с кадастровым номером 35:24:0203002:102, адрес: Вологодская область, город Вологда, проспект Советский, дом 105;
сооружения причала N 4, назначение - сооружение, протяженностью 101 м, с инвентарным номером 14804, с кадастровым номером 35:24:0203002:103, адрес: Вологодская область, город Вологда, проспект Советский, дом 105;
сооружения - набережная между 7-м и 8-м причалами (причал N 5), назначение - сооружение, протяженностью 115 м, с инвентарным номером: 14804, с кадастровым номером 35:24:0203002:104, адрес: Вологодская область, город Вологда, проспект Советский, дом 105.
Срок окончания подачи заявок на участие в торгах установлен документацией о торгах - до 04.09.2020. Торги признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок.
В жалобе Общество указало на отсутствие в документации о торгах и в решениях об условиях приватизации требований, предусмотренных статьей 30.3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) и статьей 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ), в части установления обременения обязательством по использованию имущества в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.
Управление по результатам рассмотрения жалобы установило, что теруправление Росимущества как организатор торгов нарушило требования статьи 30.3 Закона N 178-ФЗ и статьи 53 КВВТ РФ и признало жалобу обоснованной.
На основании изложенных выводов Управление вынесло решение от 09.09.2020 N 035/01/18.1-543/2020 о нарушении законодательства о торгах.
Теруправление Росимущества, полагая, что решение Управление не соответствует требованиям Закона N 178-ФЗ и нарушает их права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционный суд поддержал решение суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с абзацем 12 статьи 3 КВВТ РФ, что в целях настоящего Кодекса используется следующее основнон понятие: речной порт - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования.
Пунктом 2 статьи 53 КВВТ РФ предусмотрено, что находящиеся в государственной собственности причалы могут отчуждаться из государственной собственности в собственность физических лиц или юридических лиц при условии использования в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.
Исходя из вышеизложенных норм основным предназначением причалов и набережных между причалами - безопасная стоянка судов и их обслуживание, погрузка, выгрузка, прием, хранение и выдача грузов, посадка, высадка, обслуживание пассажиров, взаимодействие с другими видами транспорта.
В силу части 1 статьи 30.3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) портовые гидротехнические сооружения (в том числе причалы), перегрузочные комплексы и иное расположенное в речном порту федеральное имущество, за исключением имущества, не подлежащего приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - объекты речного порта), могут приватизироваться в порядке и способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, при условии их обременения обязательством по использованию в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими вилами транспорта (указанная статья введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества").
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что решение об условиях приватизации и договор купли-продажи объекта речного порта должны содержать в качестве существенного условия обременение объекта речного порта обязательством по использованию его в соответствии с указанными целями.
Таким образом, законодательством установлены особые требования и условия приватизации недвижимого имущества речных портов в части их обременения обязательством по использованию в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, исходя из того, что теруправление Росимущества в документации о торгах и решении об условиях приватизации такие требования и условия не установило, чем нарушило положения статьи 53 КВВТ РФ и статьи 30.3 Закона N 178-ФЗ, в связи с чем суды двух инстанций правомерно признали решение Управления законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов двух инстанций и не свидетельствуют о нарушении ими норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.02.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 по делу N А13-15995/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.