11 октября 2021 г. |
Дело N А56-73000/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Сапоткиной Е.В., Сергеевой И.В.,
при участии от акционерного общества "Василеостровская фабрика" Ершовой Е.И. (доверенность от 01.09.2021), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Гавриловой С.А. (доверенность от 11.01.2021),
рассмотрев 07.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021 по делу N А56-73000/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Василеостровская фабрика", адрес: Санкт- Петербург, наб. реки Смоленки, д. 19/21, лит. В, ОГРН 1027800557289, ИНН 7825115990 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), выразившегося в нерассмотрении по существу заявления Общества от 18.03.2020 N 13103 о выкупе земельного участка площадью 20 919 кв.м с кадастровым номером 78:06:0002059:23, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения промышленных объектов, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Смоленки, д. 19-21, лит. Б, и обязании Комитета в срок не позднее 30 календарных дней с момента вступления судебного акта в законную силу заключить с Обществом договор купли-продажи указанного земельного участка, установив продажную цену земельного участка в размере 25 030 814 руб. 59 коп.
Решением суда от 28.01.2021 признано незаконным бездействие Комитета, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления Общества от 18.03.2020 N 13103 о выкупе земельного участка; суд обязал Комитет в срок не позднее 30 календарных дней с момента вступления судебного акта по делу в законную силу направить в адрес Общества, подписанный со своей стороны проект договора купли-продажи указанного земельного участка, с условием о цене приобретения земельного участка в размере 25 030 814 руб. 59 коп.
Постановлением апелляционного суда от 08.06.2021 данное решение оставлено без изменения.
Комитет в кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении Общества отказать. По мнению подателя жалобы, у судов при рассмотрении спора по правилам главы 24 АПК РФ отсутствовали основания для разрешения преддоговорного спора и установления цены продажи земельного участка. Более того, как указывает кассатор, Комитет не согласен с расчетом цены выкупаемого земельного участка, считает, что в данном случае применение льготного коэффициента является неправомерным. Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Комитета поддержала доводы кассационной жалобы, а представитель Общества против ее удовлетворения возражала.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Комитетом по управлению государственным имуществом Санкт-Петербурга (правопредшественником Комитета; арендодателем) и Обществом (арендатором) заключен договор от 26.04.2011 N 01/ЗД-05561 аренды земельного участка площадью 20 919 кв.м, с кадастровым номером 78:6:2059:23, расположенного по адресу: наб. реки Смоленки, д. 19-21, лит. Б, для использования под производство, склады, офисы, столовую, авторемонтные боксы, неиспользуемые (пустующие) помещения и гаражи сроком до 25.04.2060.
Дополнительным соглашением от 18.08.2011 уточнены цели использования земельного участка, указано, что участок используется под производство, склады, офисы, столовую, авторемонтные боксы и гаражи (код 3.2, 3.12, 6.2, 7.2, 11.5, 12.1), также уточен размер арендной платы за земельный участок.
Общество обратилось в Комитет с заявлением о приобретении в собственность арендуемого земельного участка для размещения промышленных объектов, с указанием на размещение на земельном участке принадлежащих Обществу объектов недвижимости.
Письмом от 24.03.2020 N 05-26-21392/20-0-1 Комитет сообщил о принятии заявления к рассмотрению.
Поскольку иных действий по предоставлению земельного участка Комитетом не совершено, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды, удовлетворяя требования, обоснованно сослались на наличие доказательств совокупности признаков, необходимых для признания ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) недействительными или незаконными, а именно, несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.14 ЗК РФ. Последовательность действий, которые должен совершить уполномоченный орган в случае поступления заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов, установлена статьей 39.17 названного Кодекса, согласно пункту 5 которой уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления обязан совершить одно из трех перечисленных в названном пункте действий: подготовить проект соответствующего договора и направить его для подписания заявителю; принять решение о предоставлении земельного участка; принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса оснований.
Таким образом, из действующего законодательства вытекает обязанность уполномоченного органа по результатам рассмотрения поступившего заявления в установленные сроки принять какое-либо решение по существу вопроса.
Суды, установив указанные выше обстоятельства, пришли к правомерному выводу, что в соответствии с названными положениями Земельного кодекса Российской Федерации Комитет был обязан принять решение по результатам рассмотрения заявки Общества, а уклонение Комитета от совершения действий по заявлению Общества следует расценивать как незаконное бездействие.
Суды приняли во внимание, что в данном случае вид разрешенного использования испрашиваемого Обществом земельного участка соответствует Проекту планировки территории, который утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.12.2014 N 1146 до принятия Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524, и имеет приоритет над ними, следовательно, до момента корректировки Проекта планировки территории либо истечения срока действия Генерального плана (01.03.2021) участок может использоваться только для промышленных целей. Таким образом, вопреки доводам Комитета, как правильно указано судами, на момент обращения Общества в Комитет с заявлением о выкупе земельного участка несоответствие вида разрешенного использования целям его использования отсутствовало.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 39.4 ЗК РФ при продаже земельных участков цена в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В Санкт-Петербурге цена таких земельных участков определяется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 15.02.2010 N 59-19 "Об установлении цены земельных участков в Санкт-Петербурге".
Подлежащая уплате цена выкупаемого Обществом земельного участка правильно определена судами с учетом положений пунктов 2, 7, 7.1 статьи 1-2 названного Закона с применением корректирующего коэффициента 0,25 к кадастровой стоимости земельного участка в размере 100 123 258 руб. 33 коп.
Надлежащими доказательствами Комитетом не оспорены достоверность информации, указанной в ведомости инвентаризации по состоянию на 13.12.2019 N 52816Г-19/1, исходя из которой в целях размещения промышленных объектов фактически используется 15 855,2 кв.м площади испрашиваемого земельного участка, что превышает установленный предел в размере 70% для применения льготного коэффициента при определении выкупной стоимости земельного участка.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 N 12926/09, N 13258/09 сформулирована правовая позиция относительно практики применения статьи 201 АПК РФ, согласно которой надлежащим способом устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя в данном случае будет возложение на заинтересованное лицо обязанности подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
При таких обстоятельствах суды установили, что Комитет в предусмотренный пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ срок не принял решение по заявлению Общества. Суды обоснованно сочли, что бездействие Комитета не соответствует требованиям статей 39.16 и 39.17 ЗК РФ и нарушает права Общества, и правомерно на основании статей 198, 200 и 201 АПК РФ удовлетворили заявленные требования.
Позицию судов кассационная инстанция признает обоснованной, поскольку она базируется на действующих нормах права и разъяснениях, а также оценке совокупности имеющих отношение к спору обстоятельств.
Все доводы Комитета, содержащиеся в кассационной жалобе, надлежащим образом исследованы судами и правомерно отклонены.
При вынесении обжалуемых судебных актов суды правильно распределили бремя доказывания, установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на полном исследовании представленных доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
В силу изложенного кассационная жалоба Комитета удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021 по делу N А56-73000/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
М. В. Захарова |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.14 ЗК РФ. Последовательность действий, которые должен совершить уполномоченный орган в случае поступления заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов, установлена статьей 39.17 названного Кодекса, согласно пункту 5 которой уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления обязан совершить одно из трех перечисленных в названном пункте действий: подготовить проект соответствующего договора и направить его для подписания заявителю; принять решение о предоставлении земельного участка; принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса оснований.
...
Суды, установив указанные выше обстоятельства, пришли к правомерному выводу, что в соответствии с названными положениями Земельного кодекса Российской Федерации Комитет был обязан принять решение по результатам рассмотрения заявки Общества, а уклонение Комитета от совершения действий по заявлению Общества следует расценивать как незаконное бездействие.
...
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 39.4 ЗК РФ при продаже земельных участков цена в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 октября 2021 г. N Ф07-13742/21 по делу N А56-73000/2020
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-38787/2021
11.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13742/2021
08.06.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8901/2021
28.01.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-73000/20