11 октября 2021 г. |
Дело N А56-36650/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 по делу N А56-36650/2020,
УСТАНОВИЛ:
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 7801267400 (далее - Управление Росреестра), о признании незаконным выраженного в уведомлении от 05.02.2020 отказа в государственной регистрации прекращения аренды в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 78:15:0008202:5029, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 90, лит. А, пом. 7-Н; обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию прекращения аренды указанного нежилого помещения.
Решением от 26.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 данное решение оставлено без изменения.
Комитет в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, исходя из положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный регистратор в связи с выявлением причин, препятствующих государственной регистрации, был вправе и обязан принять меры к получению дополнительных документов, имел возможность самостоятельно получить информацию о судебных актах из общедоступных информационных баз данных, а именно информационного ресурса "Мой Арбитр".
Управление Росреестра в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов соответствующими имеющимся в деле доказательствам и нормам права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (правопредшественник Комитета, далее также Комитет) (арендодатель) и индивидуальный предприниматель Оснач Наталья Михайловна (арендатор) заключили договор от 22.03.2001 N 05-А-004178 аренды части нежилого помещения 7-Н площадью 149,7 кв. м с кадастровым номером 78:8202:2:2:4, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 90, лит. А.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2019 по делу N А56-73802/2018 изменено решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.01.2019 по названному делу; с предпринимателя Оснач Н.М. в пользу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Имущество Санкт-Петербурга" взысканы задолженность по арендной плате по договору от 22.03.2001 за период с 01.04.2016 по 29.08.2017, а также задолженность за пользование помещением за период с 30.08.2017 по 31.12.2017 и пени, начисленные на сумму задолженности по арендной плате, за период с 11.04.2016 по 20.03.2018; предприниматель Оснач Н.М. выселена из нежилого помещения 7-Н по указанному выше адресу; в удовлетворении требования о расторжении договора аренды от 22.03.2001 отказано.
Комитет обратился в Управление Росреестра с заявлением от 23.10.2019 о государственной регистрации прекращения аренды указанного помещения, приложив решение от 04.01.2019 и постановление апелляционного суда от 16.05.2019 по делу N А56-73802/2018.
Уведомлением от 05.11.2019 N 78/070/028/2019-63 Управление Росреестра сообщило о приостановлении осуществления государственной регистрации по указанному заявлению в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, поскольку заявителем не представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации прекращения аренды; представленным постановлением от 16.05.2019 по делу N А56-73802/2018 отменено решение суда в части расторжения договора аренды и предписывается лишь выселить арендатора из занимаемого помещения.
В дальнейшем уведомлением от 05.02.2020 N 78/070/028/2019-63 Управление Росреестра сообщило об отказе в государственной регистрации прекращения аренды, поскольку не устранены причины, препятствующие государственной регистрации; не представлены надлежащие копии судебных актов по делу N А56-73802/2018.
Комитет, считая, что в регистрирующий орган были представлены документы, достаточные для регистрации прекращения аренды, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отношения, связанные с государственным кадастровым учетом объектов недвижимого имущества и государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, регулируются Законом N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2); вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5).
Основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, согласно пункту 5 которой к таким основаниям относится непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Неустранение в течение срока, на который осуществление регистрационных действий было приостановлено, причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, влечет отказ в государственной регистрации (часть 1 статьи 27 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права.
Как видно из постановления апелляционного суда по делу N А56-73802/2018, апелляционный суд, отказывая в расторжении договора аренды и удовлетворяя требование о выселении предпринимателя из спорного помещения, исходил из того, что вступившим в законную силу 30.08.2017 решением арбитражного суда от 26.05.2017 по делу N А56-26010/2016 урегулированы разногласия, возникшие между предпринимателем Оснач Н.М. и Комитетом при заключении договора купли-продажи нежилого помещения 7-Н, в связи с чем с 30.08.2017 считается заключенным договор купли-продажи; в дальнейшем, как установлено в рамках дела N А56-53251/2018, договор купли-продажи расторгнут, поэтому правовых оснований для занятия помещения у предпринимателя не имеется.
Суды, проанализировав содержание судебных актов по делу N А56-73802/2018, правомерно посчитали, что постановление апелляционного суда от 16.05.2019 по указанному делу, в резолютивной части которого указано на отказ в иске в части расторжения договора аренды, не является тем судебным актом, на основании которого может быть зарегистрировано прекращение аренды.
Поскольку судебный акт, которым установлено право (прекращение права), Комитет в регистрирующий орган не представил, Управление Росреестра правомерно отказало в государственной регистрации прекращения аренды на основании представленных Комитетом документов.
Довод Комитета об обязанности регистрирующего органа самостоятельно получить копии судебных актов, являющихся основанием для совершения регистрационных действий, правомерно не принят судами во внимание, поскольку из части 5 статьи 21 Закона N 218-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату обращения Комитета в Управление Росреестра) не следует, что заявитель освобождается от обязанности представлять копии судебных актов, установивших права на недвижимое имущество.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 по делу N А56-36650/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
М. В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права.
...
Довод Комитета об обязанности регистрирующего органа самостоятельно получить копии судебных актов, являющихся основанием для совершения регистрационных действий, правомерно не принят судами во внимание, поскольку из части 5 статьи 21 Закона N 218-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату обращения Комитета в Управление Росреестра) не следует, что заявитель освобождается от обязанности представлять копии судебных актов, установивших права на недвижимое имущество."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 октября 2021 г. N Ф07-12217/21 по делу N А56-36650/2020