11 октября 2021 г. |
Дело N А26-10282/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 06.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 по делу по делу N А26-10282/2020,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго", адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 22-А, ОГРН 1151001015736, ИНН 1001304003, (далее - ГУП РК "КарелКоммунЭнерго", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об оспаривании постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, адрес: 191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, ОГРН 5067847165018, ИНН 7841340833 (далее - Ростехнадзор, Управление) от 19.11.2020 N 25-244/6307-2854/ПС о привлечении Предприятия к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 20 000 руб. штрафа.
Решением суда от 10.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.06.2021, в удовлетворении заявленных требований Предприятию отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, не согласившись выявленными в ходе проверки многочисленными эпизодами нарушений (кроме исключенного апелляционным судом отсутствия норматива запаса топлива), просит судебные акты в обжалуемой части отменить и направить дело на новое рассмотрение либо вынести новый судебный акт об отмене оспариваемого постановления Ростехнадзора и прекращении производство по делу. В обоснование своих доводов указывает, что является ненадлежащим субъектом ответственности, а также на наличие процессуальных нарушений при проведении проверки.
Представители Предприятия и Управления, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании поручения прокуратуры Республики Карелия от 07.07.2020 N 7/9-1669-2020 в период с 14.09.2020 по 17.09.2020 прокуратурой Пудожского района с привлечением специалиста Ростехнадзора в рамках прокурорского надзора по исполнению законодательства при подготовке к отопительному периоду 2020/2021 годов в отношении ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки прокуратурой выявлены нарушения Предприятием требований Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115), Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 17.08.2015 N 551н (далее - Правила по охране труда), для потребителей г. Пудожа и Пудожского района в отопительный период 2020-2021 годов, что отражено в справке Ростехнадзора от 17.09.2020 N 17-09-20-ОЗП и в акте проверки прокуратуры от 17.09.2020.
По результатам проверки 24.09.2019 в адрес Предприятия вынесено представление об устранении нарушений законодательства, которое им рассмотрено и частично удовлетворено, в том, числе, в порядке исполнения представления в адрес подрядной организации ООО "Промэнергострой" (как арендатора) направлены претензии об устранении нарушений законодательства.
Кроме того, в связи с выявленными нарушениями требований Правил N 115 и Правил N 551н заместителем прокурора Пудожского района 16.10.2020 вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, согласно которому действия Предприятия квалифицированы по статье 9.11 КоАП РФ; названное постановление с материалами проверки в соответствии со статьей 23.30 КоАП РФ направлены для рассмотрения в Управление Ростехнадзора.
Постановлением Управления от 19.11.2020 N 25-244/6307-2854/ПС о назначении административного наказания Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, с назначением 20 000 руб. штрафа.
Не согласившись с названным постановлением, Предприятие обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции исследовал и оценил доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установил обстоятельства дела и пришел к выводу, что Предприятие является надлежащим субъектом ответственности применительно к статье 9.11 КоАП РФ и доказанности Управлением события и состава административного правонарушения по всем вменяемым ему эпизодам. Суд не установил существенных процессуальных нарушений в рамках проводимой прокуратурой Пудожского района внеплановой проверки, а также не нашел оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ.
Апелляционный суд при повторном рассмотрении дела, счел не соответствующим действительности и недоказанным эпизод по необеспечению создания неснижаемого нормативного запаса топлива (дров) (далее - ННЗТ) для котельных Пудожского района на начало отопительного периода (нарушение подпунктов 4.1.1, 11.9 Правил N 115, пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 (далее - Правила N 103), пунктов 3 и 4 приказа Минэнерго России от 10.08.2012 N 377). В остальной части суд полностью согласился с выводами суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной правонарушения является нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок. Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования. Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования безопасности в сфере теплоснабжения и принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 1 мая 2016 года N 132-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности в сфере теплоснабжения", подлежат обязательному исполнению до вступления в силу правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, указанных в статье 23.2 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 1 мая 2016 года N 132-ФЗ).
Согласно Правилам N 115, тепловая энергоустановка - это энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя. Эксплуатация - период существования тепловой энергоустановки, включая подготовку к использованию (наладка и испытания), использование по назначению, техническое обслуживание, ремонт и консервацию. Сфера регулирования Правил N 115 определена пунктом 1.1 данных Правил, в соответствии с которым Правила эксплуатации устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Субъектом правонарушения являются лица, на которых действующим законодательством возложена обязанность по соблюдению названых Правил.
Проанализировав условия пункта 1.2 договора от 26.08.2016 N 1440/09-А-2016 (с приложением N 1), заключенного обществом с ограниченной ответственностью (ООО) "Пудожский водоканал" (арендодатель) с обществом с ограниченной ответственностью (ООО) "Карелэнергоресурс" (арендатор), подписание акта приема-передачи от 26.08.2016 (с приложением N 2 к договору), соглашение от 19.04.2019, заключенное между ООО "Пудожский водоканал", ООО "Карелэнергоресурс" и ООО "Рига" (о замене арендодателя), соглашение от 30.09.2019, заключенное ООО "Рига", ООО "Карелэнергоресурс" и ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" (о замене арендатора на ГУП РК "КарелКоммунЭнерго"), решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.11.2020 по делу N А26-5773/2020 (об отказе Предприятию в удовлетворении требований о признании договора аренды имущества, предназначенного для осуществления деятельности по теплоснабжению на территории Пудожского городского поселения от 26.08.2016 N 1440/09А-2016 недействительным), а также дальнейшее заключение 01.09.2020 ООО "Рига" (продавец) и ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" (покупатель) договора купли-продажи имущества, являвшегося предметом аренды по договору N 1440/09-А-2016 от 26.08.2016 (согласно которому Предприятие продолжило использовать переданное имущество для осуществления деятельности по теплоснабжению на территории Пудожского городского поселения, но уже в статусе собственника), суды пришли к выводу о наличии именно у Предприятия непрерывной обязанности (с апреля 2019 по настоящее время) по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту объектов теплоснабжения.
Суды также обратили внимание на следующее:
- Предприятие на протяжении длительного периода времени фактически на безвозмездной основе использует здания котельных г. Пудожа для осуществления своей деятельности, с привлечением к трудовой деятельности своих работников (кочегаров); котельные находятся в аварийном состоянии, что создает для них угрозу жизни и здоровью. Со стороны заявителя мер по устранению нарушений законодательства не принималось, претензии и исковые заявления о понуждении собственников к реальному устранению нарушений не направлялись.
- возникшие между Предприятием (как владельцем объектов теплоснабжения) и ООО "СК Промэнергосрой" (как подрядчиком) отношения носят гражданско-правовой характер, следовательно, Общество может нести исключительно гражданско-правовую ответственность за ненадлежащее исполнение условий контракта.
Событие правонарушения подтверждается справкой Ростехнадзора от 17.09.2020 N 17-09-20-ОЗП; актом прокуратуры от 17.09.2020; справкой о выявленных нарушениях исполнения законодательства при подготовке к отопительному периоду 2020/2021 годов от 17.11.2020 N 17- 09-20-ОЗП; постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении прокуратуры от 16.10.2020.
Выводы судов о доказанности противоправного поведения Предприятия по всем вменяемым ему эпизодам (кроме отсутствия норматива запаса топлива) соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства
Административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Возможность признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) обоснованно исключена судами ввиду надлежащей оценки значимых вероятных последствий рассматриваемого правонарушения (с учетом социальной опасности деяния). При этом, как таковое устранение нарушений к таким основаниям отнесено быть не может.
Ссылку Предприятия о наличии процессуальных нарушений при проведении проверки, суды обосновано отклонили, констатировав, что внеплановая проверка проведена в рамках прокурорского надзора по исполнению законодательства при подготовке к отопительному сезону 2020/2021 годов на основании поручения прокуратуры Республики Карелия от 07.07.2020 N 7/9-1669-2020; производство по делу об административном правонарушении возбуждено прокуратурой с соблюдением требований КоАП РФ, Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре).
Суды удостоверились в том, что постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 16.10.2020 вынесено заместителем прокурора Пудожского района, что не противоречит нормам действующего законодательства и согласуется с разъяснениями пункта 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона о прокуратуре 21.08.2020 прокуратурой на адрес электронной почты Предприятия: guprkkke@mail.ru, а также отправлено и вручено почтой России (отправление с почтовым идентификатором 18615050064156) решение о проведении проверки от 04.09.2020 N 43 (цель проверки- исполнение требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основании задания прокуратуры Республики Карелия от 07.07.2020 N 07-29-2020; предмет- соблюдение требований действующего законодательства при подготовке к отопительному периоду 2020-2021 г.г. в г. Пудож и Пудожском районе; срок проверки: с 21.08.2020 по 19.09.2020).
Прокуратурой в адрес ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" 09.10.2020 направлена повестка N 1-15в-2020 о вызове для дачи объяснений и составления постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, в котором разъяснены положения статей 28.2, 25.1 КоАП РФ, в том числе право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства.
С учетом изложенного, законному представителю Предприятия в полном объеме было предоставлено право давать письменные пояснения по вопросам, поставленным при возбуждении дела об административном правонарушении и возражать по существу вменяемого правонарушения.
Доводы кассационной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным в заявлении, а затем и в апелляционной жалобе, были предметом исследования арбитражных судов двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд округа согласен. Иная их оценка подателем жалобы не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права и не согласуется со значимыми обстоятельствами, зафиксированными в справке Ростехнадзора N 17-09-20-ОЗП от 17.09.2020, подписанной директором Предприятия без каких-либо замечаний.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 по делу N А26-10282/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.