13 октября 2021 г. |
Дело N А56-48336/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Новикова А.В. (доверенность от 30.12.2020),
рассмотрев 11.10.2021 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Центрального района" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2021 по делу N А56-48336/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Центрального района", адрес: 191002, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 5, ОГРН 1089847181148, ИНН 7840389346 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - Инспекция, ГЖИ), от 18.05.2020 N 1556-рл.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 4 Центрального района" (далее - ООО "ЖКС N 4 Центрального района").
Решением суда первой инстанции от 08.12.2020 заявление Общества удовлетворено, распоряжение Инспекции от 18.05.2020 N 1556-рл признано недействительным.
Постановлением апелляционного суда от 16.02.2021 решение от 08.12.2020 отменено, в удовлетворении заявления Общества отказано.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 08.12.2020. Общество указывает на отсутствие в приложении к протоколу общего собрания от 16.10.2019 N 2-19 договора управления.
Представитель Инспекции, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, возражал против удовлетворения жалобы.
Общество и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Инспекцию поступило заявление ООО "ЖКС N 4 Центрального района" от 19.03.2020 о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург.
Распоряжением Инспекции от 18.05.2020 N 1556-рл внесены изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург с 01.06.2020, путем включения сведений о многоквартирном доме в раздел реестра, содержащий перечень адресов многоквартирных домов, в отношении которых лицензиатом (ООО "ЖКС N 4 Центрального района") осуществляется предпринимательская деятельность по управлению МКД по адресу:
Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 14, лит. А.
Общество не согласившись с вынесенным распоряжением, оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в протоколе общего собрания от 16.10.2019 указания на приложение - договор управления МКД, что не соответствует подпункту "е" пункта 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования N 44/пр), в связи с чем признал распоряжение Инспекции недействительным.
Апелляционный суд установил отсутствие правовых оснований для признания распоряжения недействительным, поскольку ООО "ЖКС N 4 Центрального района" представлены в Инспекцию все необходимые документы, проверка которых осуществлена Инспекцией в соответствии с требованиями Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее Порядок N 938/пр). Посчитав, что со стороны Комитета не допущено нарушений процедуры принятия оспариваемого распоряжения, а также нарушений прав Общества, суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления домом с управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
В соответствии с частью 2 статьи 195 ЖК РФ каждым субъектом Российской Федерации ведется соответствующий реестр лицензий, содержащий раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Частью 3 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр.
Пунктом 3 Порядка N 938/пр установлен перечень документов, подлежащих представлению с заявлением о внесении изменений в реестр. Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом заявителя.
В пункте 5 Порядка N 938/пр установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствие заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверность сведений, содержащихся в заявлении; в) отсутствие противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) отсутствие судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункт 6 Порядка N 938/пр).
На основании пункта 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка (пункт 8 Порядка N 938/пр).
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществом при подаче заявления были приложены следующие документы: копия протокола общего собрания от 16.10.2019 N 2-19, копия договора управления, реестр собственников помещений в МКД, уведомление ООО "ЖКС N 2 Центрального района" о смене управляющей компании и заключении договоров управления с ООО "ЖКС N 4 Центрального района".
В протоколе от 16.10.2019 N 2-19 изложены вопросы, поставленные на голосование, в том числе об утверждении договора управления МКД с ООО "ЖКС N 4 Центрального района".
Инспекцией при рассмотрении протокола собственников помещений МКД от 16.10.2019 N 2-19 по выбору собственниками помещений в качестве управляющей компании ООО "ЖКС N 4 Центрального района" признаков ничтожности не выявлено. Доказательства обжалования протокола в судебном порядке также отсутствуют.
Судом апелляционной инстанции принято во внимание, что в соответствии с пунктом 3 описи проект договора управления, условия которого были утверждены на общем собрании собственников, был представлен в составе документов в Инспекцию. Направленный проект договора управления МКД содержит на первой странице информацию о принятии и утверждении его условий решением общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 16.10.2019 N 2-19, что позволило апелляционному суду установить признаки взаимосвязи между протоколом общего собрания и представленным проектом договора управления.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о соблюдении Инспекцией процедуры внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург, предусмотренной Порядком N 938/пр, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2021 по делу N А56-48336/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Центрального района" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка (пункт 8 Порядка N 938/пр).
...
Судом апелляционной инстанции принято во внимание, что в соответствии с пунктом 3 описи проект договора управления, условия которого были утверждены на общем собрании собственников, был представлен в составе документов в Инспекцию. Направленный проект договора управления МКД содержит на первой странице информацию о принятии и утверждении его условий решением общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 16.10.2019 N 2-19, что позволило апелляционному суду установить признаки взаимосвязи между протоколом общего собрания и представленным проектом договора управления.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о соблюдении Инспекцией процедуры внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург, предусмотренной Порядком N 938/пр, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2021 г. N Ф07-7406/21 по делу N А56-48336/2020