г. Санкт-Петербург |
|
16 февраля 2021 г. |
Дело N А56-48336/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: Толстиков А.В. по доверенности от 19.08.2019;
от ответчика: Сазонов Г.В. по доверенности от 11.01.2021;
от 3-го лица: Жукова О.А. по доверенности от 11.01.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-38007/2020;13АП-2110/2021) ООО "Жилкомсервис N 4 Центрального района"; ГЖИ Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2020 г. по делу N А56-48336/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Центрального района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 4 Центрального района"
об оспаривании распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Центрального района" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция, ГЖИ) от 18.05.2020 N 1556-рл.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 4 Центрального района" (далее - ООО "ЖКС N 4 Центрального района").
Решением суда первой инстанции от 08.12.2020 г. заявление Общества удовлетворено, Распоряжение ГЖИ от 18.05.2020 N 1556-рл. признано недействительным.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Жилкомсервис N 4 Центрального района" и ГЖИ Санкт-Петербурга обратились с апелляционными жалобами, в которых просят обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателей жалобы, заявление, поданное в Инспекцию ООО "ЖКС N 4 Центрального района", соответствовало установленным законом требованиям; протокол общего собрания собственников соответствовал требованиям, установленным Приказом Минстроя N 44/пр от 28.01.2019, в связи с чем основания для признания недействительным Распоряжения у суда первой инстанции не имелось. При этом, податели жалоб также указывают, что ссылка суда первой инстанции на отсутствие в приложении протокола общего собрания договора управления является необоснованной, поскольку указанный договор управления представлен Обществом в Инспекцию вместе с пакетом документов.
Представители Инспекции и третьего лица доводы жалоб поддержали; представитель Общества жалобы не признал, полагает решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 19.03.2020 в Инспекцию от ООО "ЖКС N 4 Центрального района" поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург (вх. N 08-11-5935/20-0-0 от 19.03.2020).
Распоряжением Инспекции от 18.05.2020 N 1556-рл внесены изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург с 01.06.2020, путем включения сведений о многоквартирном доме в раздел реестра, содержащий перечень адресов многоквартирных домов, в отношении которых лицензиатом (ООО "ЖКС N 4 Центрального района") осуществляется предпринимательская деятельность по управлению МКД по адресу: Санкт-Петербург, улица Ломоносова, дом 14, литера А.
ООО "Жилкомсервис N 2 Центрального района" не согласившись с вынесенным Распоряжением, оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии в протоколе общего собрания от 16.10.2019 указания на приложение - договор управления МКД, что не соответствует подпункту "е" пункта 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утв. Приказом Минстрой от 28.01.2019 N 44/пр, признал оспариваемое Распоряжение недействительным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции ошибочными, а решение - подлежащим отмене в силу следующего.
На основании статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления домом с управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
В соответствии с частью 2 статьи 195 ЖК РФ каждым субъектом Российской Федерации ведется соответствующий реестр лицензий, содержащий раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Частью 3 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Пунктом 3 Порядка N 938/прустановлен перечень документов, подлежащих представлению с заявлением о внесении изменений в реестр. Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом заявителя.
Из материалов дела следует, что ООО "ЖКС N 4 Центрального района" при подаче заявления были приложены следующие документы: копия протокола общего собрания; копия договора управления; реестр собственников помещений в МКД; уведомление ООО "Жилкомсервис N 2 Центрального района" о смене управляющей компании и заключении договоров управления с ООО "ЖКС N 4 Центрального района".
В силу подпункта "е" пункта 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Инспекцией при рассмотрении протокола собственников помещений МКД от 16.10.2019 N 2-19 по выбору собственниками помещений в качестве управляющей компании ООО "ЖКС N4 Центрального района" признаков ничтожности протокола не выявлено. Доказательства обжалования протокола в судебном порядке также отсутствуют.
Выводы суда первой инстанции о нарушении Инспекцией обязательств по проверке наличия всех приложений к протоколу общего собрания, ссылаясь на подпункт "е" пункта 20 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор", апелляционная коллегия полагает ошибочными.
Исходя из представленных документов, Протокол N 2-19 от 16.09.2019, а также приложения к нему составлены в соответствии с Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр.
В соответствии с пунктом 3 описи Проект договора управления, условия которого были утверждены на общем собрании собственников, был представлен в составе документов в Инспекцию.
Представленный проект договора управления МКД содержит на первой странице информацию о том, что условия данного договора приняты и утверждены решением общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом N 2-19 от 16.10.2019, следовательно, имеются признаки взаимосвязи между протоколом общего собрания и представленным проектом договора управления.
Обязанность на указание по тексту протокола общего собрания собственников СКД на Приложение в виде проекта договора не основана на нормах права. Исходя из буквального толкования пункта 20 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр, указанные в данном пункте документы должны быть лишь приложены к протоколу, указанная норма не устанавливает требование о наличии в самом протоколе описи приложенных документов. Из содержания протокола следует, какие вопросы были поставлены на голосование, в том числе об утверждении договора управления МКД с ООО "ЖКС N4 Центрального района". Одновременно с Протоколом в Инспекцию представлены договор управления, реестр собственников помещений МКД, заключивших договор управления, Уведомление ООО "ЖКС N 2 Центрального района" о смене управляющей компании.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований у суда первой инстанции для признания Распоряжения недействительным, поскольку ООО "ЖКС N 4 Центрального района" представлены в Инспекцию все необходимые документы, проверка которых осуществлена Инспекцией в соответствии с требования Порядка N 938/пр.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции, как основанное на неправильном применении норм материального права, подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления, апелляционные жалобы Инспекции и ООО "ЖКС N 4 Центрального района" подлежат удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 декабря 2020 года по делу N А56-48336/2020 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Центрального района" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-48336/2020
Истец: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС N 2 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: 13ААС, ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС N 4 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА"