14 октября 2021 г. |
Дело N А52-3660/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,
При участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области Юриной Н.Ю. (доверенность от 28.05.2021 N 2525),
рассмотрев 12.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по закупкам Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 22.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2021 по делу N А52-3660/2020,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по закупкам Псковской области, адрес: 180001, город Псков, улица Некрасова, дом 23, ОГРН 1056000367323, ИНН 6027090066 (далее - Комитет), обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области, адрес: 180017, город Псков, улица Кузнецкая, дом 13, ОГРН 1036000308508, ИНН 6027026536 (далее - Управление), о признании недействительными пунктов N N 1 и 2 решения от 20.08.2020 по делу NN060/06/33-517/2020.
Определением от 17.09.2020 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное казенное учреждение Псковской области "Управление капитального строительства", адрес: 180004, город Псков, улица Ротная, дом 34, ОГРН 1086027000707, ИНН 6027110668, общество с ограниченной ответственностью "Атлантикпро" (далее - ООО "Атлантикпро"), адрес: 620062, Свердловская область, город Екатеринбург, проспект Ленина, СООР 101/2, помещение 23, ОГРН 1196658065603, ИНН 6670487060.
Решением суда первой инстанции от 22.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.06.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального и материального права, просит отменить решение и постановление.
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Комитет по заданию государственного казенного учреждения Псковской области "Управление капитального строительства" (далее - ГКУ ПО "УКС") на официальном единой информационной системы в сети интернет www.zakupki.gov.ru в сфере закупок разместил извещение от 04.08.2020 N 0157200000320000714 о проведении электронного аукциона на ремонтно-реставрационные работы главного корпуса Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Псковской области "Невельская районная больница" (далее - ГБУЗ ПО "Невельская районная больница"). Определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 12.08.2020.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 17.08.2020 N 0157200000320000714-1 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка. ООО "Атлантикпро" (участник) закупки признан несоответствующим требованиям в соответствии с частью 16 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) электронный аукцион признан несостоявшимся.
ООО "Атлантикпро" не согласилось с решением комиссии обжаловало решение от 11.08.2020 аукционной комиссией, полагая, что аукционная документация составлена с явными нарушениями законодательства, поскольку в инструкции по заполнению первой части заявки неправомерно установлены требования о предоставлении конкретных показателей товаров поставляемых при том, что техническим заданием установлены требования к используемым товарам при оказании услуг по ремонту.
По результатам проверки Управление вынесло решение от 20.08.2020 по делу N 060/06/33-517/2020, в пункте 1 которого признал жалобу ООО "Атлантикпро" обоснованной, в пункте 2 - установил в действиях аукционной комиссии Комитета нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ. В пункте 3 решения определено выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе. Пунктом 4 решения определено передать материалы дела для проведения административного расследования в отношении виновного должностного лица.
Управлением 20.08.2020 Комитету выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 17.08.2020 N 0157200000320000714-1 путем внесения изменений в аукционную документацию с учетом требований законодательства и указанного решения.
В результате исполнения предписания, на основании приказов Комитета от 24.08.2020 N 1074 и от 25.08.2020 N 1075, протокол подведения итогов электронного аукциона от 17.03.2020 N 0157200000320000714-П1 был отменен, раздел "Инструкция для участников закупки" был изложен в новой редакции, срок подачи заявок на участие в аукционе был продлен на 7 дней.
После продления срока подачи заявок в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 03.09.2020 N 0157200000320000714-П1 допущены к участию в аукционе две заявки. В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 09.09.2020 N 0157200000320000714-П3 обе заявки признаны несоответствующими требованиям документации в связи с непредставлением документов, подтверждающих опыт выполнения работ.
Комитет, не согласившись с указанным решением Управления, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его недействительным в части пунктов 1 и 2.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности решения Управления в оспариваемой части, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
В силу части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги (пункт 1); требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2).
Частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная данным подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (пункт 1 части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
В информационном письме Федеральной антимонопольной службы от 25.06.2020 N ИА/53616/20, направленном в связи с поступающими вопросами о разграничении понятий "используемый товар" и "поставляемый товар" при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, разъяснено, что заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указания на товарный знак (при наличии), если: 1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи; 2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; 3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
В названном письме также указано, что сами по себе требования к качественным характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 как для соблюдения интересов заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и надлежащего исполнения подрядчиком/исполнителем обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.
Судами двух инстанций установлено, что ГКУ ПО "УКС" (заказчик) определил предмет закупки - выполнение работ по объекту: ремонтно-реставрационные работы главного корпуса ГБУЗ ПО "Невельская районная больница", расположенного по адресу: Псковская обл., Невельский р-н, г. Невель, ул. Больничная, д. 5.
В Техническом задании в разделе "Общие требования" заказчик установил, что все работы необходимо производить в строгом соответствии с проектной документацией, разработанной ООО "ПромЖилСтрой". Строительные материалы и комплектующие, оборудование, приобретаемые и используемые подрядчиком должны иметь: сертификаты соответствия (паспорта качества), сертификаты соответствия техническим регламентам, инструкции по эксплуатации и паспорта на оборудование на русском языке с указанием сроков годности. Подрядчик несет ответственность за соответствие используемых материалов государственным стандартам и техническим условиям.
В разделе Технического задания "Ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ" заказчиком определены следующие подрядные работы: конструктивные решения центрального входа, в том числе устройство бетонной подготовки с использованием бетона мелкозернистого, укладка блоков и плит ленточных фундаментов с использованием песка для строительных работ, устройство железобетонных крылец, пандусов монолитных с использованием бетона мелкозернистого; фасады, в том числе ремонт лицевой поверхности наружных кирпичных стен при глубине заделки: в 1 кирпич площадью в одном месте до 1 м2 с использованием раствора готового кладочного цементно-известкового марки: 75; система кондиционирования; электромонтажные работы, в том числе разработка грунта вручную в траншеях глубиной до 2 м без креплений с откосами, группа грунтов: 2, устройство постели при одном кабеле в траншее с использованием песка природного для строительных работ: средний, затягивание провода в проложении трубы и металлические рукава первого одножильного или многожильного в общей оплетке, суммарное сечение: до 35 мм2 с использованием кабеля ВВГнг (А)-LSLTx-0,66 кВ 5 x 4 мм2; заземление; монтаж лифта - монтаж лифта пассажирского скоростью движения до 1-м/с, грузоподъемностью 1000 кг, с использование оборудования - лифт пассажирский (больничный); благоустройство территории, включая расчистку и устройство отмостки, асфальтобетонных покрытий и покрытий из брусчатки с использованием песка, щебня, битумов, различных строительных смесей, а также включая поставку малых архитектурных форм - 2 скамьи и 3 урны, в том числе устройство песчаного основания под фундаменты с использованием природного песка для строительных работ: среднего, устройство щебеночного основания под фундаменты с использованием щебня из природного камня для строительных работ марка: 800, фракция 20-40 мм, устройство бетонной отмостки с использованием бетона тяжелого, класса В15 (М200), устройство подстилающих слоев оснований из песка с использованием природного песка для строительных работ: среднего, розлив вяжущих материалов с использованием битумов нефтяных дорожных марки БНД - 60/90, БНД 90/130, устройство выравнивающих слоев оснований из песка с использованием природного песка для строительных работ: среднего, устройство бетонных плитных тротуаров с заполнением швов песком с использованием смеси пескоцементной (цемент М 400); автоперевозки.
В проекте контракта на выполнение ремонтно-реставрационных работ главного корпуса ГБУЗ ПО "Невельская районная больница" заказчиком - ГКУ ПО "УСК" предусмотрено следующее.
В соответствии с пунктом 3.2 контракта в цену контракта входят стоимость всех работ в соответствии с Техническим заданием и ведомостью объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (приложением N 1 к Контракту) и проектной документацией, в том числе стоимость ремонтно-реставрационных работ, стоимость материалов, изделий, комплектующих и оборудования, необходимых для выполнения работ.
Согласно пункту 4.4.5 контракта подрядчик обязан обеспечивать поставку необходимых для строительства материалов, изделий, конструкций и оборудования, их приемку, разгрузку, складирование и хранение.
Из пункта 4.4.7 контракта следует, что подрядчик также обязан обеспечивать представителям заказчика возможность осуществлять контроль за ходом выполнения работ, качеством применяемых при строительстве или реконструкции объекта материалов, изделий, конструкций и оборудования ().
Как закреплено в пункте 4.4.13, одновременно с поставкой материалов и оборудования подрядчик обязан предоставить на проверку заказчику действующие сертификаты и паспорта на материалы и оборудование.
В соответствии с пунктом 4.4.14 контракта подрядчик обязан вести и предоставлять заказчику учетную документацию на бумажном носителе, которая включает в себя: акт приемки выполненных работ по форме КС-2 - 5 экземпляров, справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 - 5 экземпляров, счет и счет-фактуру на выполнение работы - по 1 экземпляру, комплект исполнительной документации на отраженный объем работ в актах КС-2, в том числе подписанные заказчиком акты промежуточной приемки ответственных конструкций и скрытых работ; паспорта, сертификаты на материалы и оборудование, справки, подтверждающие выполнение пусконаладочных работ, испытаний и лабораторий на законченный объем работ и другую учетную документацию, предусмотренную нормативными документами. Без предоставления комплекта исполнительной документации акты приемки выполненных работ по форме КС-2 заказчиком к рассмотрению не принимаются.
Согласно пункту 4.4.16 контракта подрядчик не вправе использовать в ходе осуществления работ материалы, изделия, комплектующие и оборудование, если это может привести к нарушению требований по охране окружающей среды и безопасности работ. Подрядчик не вправе использовать в ходе осуществления работ материалы, изделия, комплектующие и оборудование не предусмотренные в проектной документации без согласования с заказчиком.
Как установили суды, в рамках закупки запланировано осуществление приемки непосредственно выполненных работ по формам КС-2 и КС-3.
В дополнительном ответе от 17.08.2020 N 2309 ГКУ ПО "УКС" сообщило в Управление, что в разделе 6 контракта на выполнение работ по объекту осуществляется приемка выполненных работ по форме КС-3 и КС-2. Данные унифицированные формы подразумевают приемку выполненных работ с учетом стоимости затрат на расходные материалы.
Также в указанном ответе заказчик сообщил, что согласно Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, бухгалтерский учет принятых товаров, работ и услуг ведется учреждениями непосредственно по формам первичных учетных документов, применяемым государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденным приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173Н. Для приемки товаров в учреждении используются: накладная, счет-фактура от поставщика: акт о приемке материалов (ф.0315004). В положениях документации об электронном аукционе данные унифицированные формы не значатся, порядок приемки также не подразумевает приемки товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, данные товары постановке на бухгалтерский учет не подлежат.
Исходя из предмета контракта, суды пришли к выводу о том, что заказчиком в Техническом задании не было предусмотрено "поставляемого" товара. По итогам исполнения контракта заказчик предусмотрел приемку выполненных работ, как результата, с оформлением учетных документов по форме КС-3 и КС-2, включающих стоимость затрат на все материалы и оборудование, "используемые" при осуществлении работ.
Судами также установлено, что на основании Требований к формированию заданий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных приказом Комитета по закупкам Псковской области от 14.01.2019 N 191, Комитетом, как уполномоченным органом, разработаны положения аукционной документации, касающиеся вопросов проведения процедуры электронного аукциона, в том числе раздел документации "Инструкция для участников закупки".
В пункте 2.3 раздела 2 "Инструкции для участников закупки" указано что "первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона, в том числе, согласие на поставку при выполнении закупаемых работ товара, в отношении которого в Проектной документации, являющейся составной частью Технического задания, содержится указание на товарный знак (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при отсутствии в Техническом задании указания на товарный знак товара, поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, приводятся конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям, установленным в разделе "Ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ" документа Техническое задание, а также указание на товарный знак (при наличии);
3) в отношении всех товаров, поставляемых заказчику при выполнении закупаемых работ, в том числе, указанных в пункте 1) настоящего пункта проводится информация о наименовании страны происхождения.
Документы, содержащие описание товара и наименование страны происхождения товара, поставляемого заказчику при выполнении работ, должен быть сформирован в одном из любых форматов, определенных "Порядком пользования единой информационной системой в сфере закупок", утвержденным Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N 26н.
Участник закупки, в рамках установленных выше требований к содержанию первой части заявки, приводит описание конкретного товара, поставляемого заказчику при выполнении конкретной работы. Вследствие этого документ, содержащий такое описание товара, должен иметь нумерацию, которая должна однозначно соответствовать нумерации наименований работ, приведенной в разделах "Ведомость объемов..." документа "Техническое задание", обуславливая соблюдение принципа технологической и функциональной взаимосвязи соответственно товара, поставляемого при выполнении конкретной работы, и собственно наименования самой работы".
Приняв во внимание приведенные положения раздела 2 "Инструкции для участников закупки", установив, что несмотря на определение заказчиком в Техническом задании и в проекте контракта всех товаров в качестве "используемых" при выполнении самих реставрационно-ремонтных работ, Комитет в аукционной документации установил требование предоставить в составе первой части заявки конкретные показатели товаров (материалов), включая, в том числе, "бетон мелкозернистый", "песок для строительных работ", "раствор готовый кладочный цементно-известковый" и т.д., которые будут использованы при выполнении работ, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что действия Комитета, как уполномоченного органа, не установившего в аукционной документации требования к составу заявки на участие в аукционе в соответствии с положениям частей 3, 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, нарушают положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали решение Управления в оспариваемой части законным и обоснованным и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов двух инстанций и не свидетельствуют о нарушении ими норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 22.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2021 по делу N А52-3660/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по закупкам Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.