18 октября 2021 г. |
Дело N А66-1589/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
рассмотрев 18.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 05.04.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021 по делу N А66-1589/2021,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тверьхлебпром", адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, ул. Трехсвятская, д. 35, ОГРН 1026900512320, ИНН 6900000290 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к государственному учреждению - Тверскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, адрес: 170008, Тверская обл., г. Тверь, ул. Ротмистрова, д. 31, ОГРН 1026900510801, ИНН 6903005360 (далее - Фонд), о признании незаконными действий, выразившихся в удержании денежных средств в размере 11 262 564 руб. 76 коп., оплаченных Обществом в качестве капитализированных платежей и о понуждении Фонда устранить нарушение прав и законных интересов Общества посредством возврата денежных средств в размере 11 262 564 руб. 76 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (далее - Инспекция N 10) и Фонд социального страхования Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 05.04.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021, заявленные требования Общества удовлетворены и на Фонд возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов Общества путем возврата 11 262 564 руб. 76 коп. денежных средств.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении требований.
Податель жалобы считает, что судами не принято во внимание, что капитализированные платежи жестко персонифицированы и Фонд не имеет права расходовать их на выплаты иным пострадавшим, нежели пострадавшим ликвидируемого страхователя. Как указывает Фонд, законодатель предусмотрел возможность возврата излишне уплаченных страховых взносов, а механизм и порядок возврата капитализированных платежей не были предусмотрены на момент подачи заявления в суд и на дату принятия решения. При этом, Фонд отмечает, что если суд имеет возможность применить аналогию права, признав капитализированные платежи страховыми взносами, то их взыскание возможно только с зачетом сумм, выплаченных в период банкротства пострадавшим, для которых они капитализировались.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Тверской области от 10.08.2016 по делу N А66-16679/2015 Общество признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 05.12.2016 по делу N А66-16679/2015 в реестр требований кредиторов третьей очереди включено требование Инспекции N 10 по оплате капитализированных платежей в размере 11 262 561 руб. 76 коп. для обеспечения выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 17.11.2020 по делу N А66-16679/2015 производство по названному делу прекращено в связи с заключением в соответствии с пунктом 1 статьи 57 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности и банкротстве" (далее - Закон N 127-ФЗ), кредиторами и должником мирового соглашения, в соответствии с которым Общество обязуется погасить, в том числе, задолженность в размере 11 262 564 руб. 76 коп. по капитализированным платежам.
Так как Общество выполнило обязанность по уплате капитализированных платежей в полном объеме, то Общество 26.12.2020 обратилось в Фонд с заявлением от 22.12.2020 N 554 о возврате 11 262 564 руб. 76 коп. капитализированных платежей в связи прекращением Арбитражным судом Тверской области производства по делу N А66-16679/2015 о банкротстве Общества и восстановлением его хозяйственной деятельности.
Поскольку Фондом указанная сумма капитализированных платежей не была возвращена, Общество, полагая, что его права и законные интересы нарушены, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, исковые требования Общества удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене ввиду следующего.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Положениями статьи 3 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховой взнос - обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 125-ФЗ средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей; взыскиваемых штрафов и пени; капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей; иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Из пункта 2 статьи 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик обязан аккумулировать капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя.
В силу пункта 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ при ликвидации страхователь - юридическое лицо обязано внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При этом ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы.
Согласно статье 61 ГК РФ банкротство является одним из способов ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Закона N 127-ФЗ определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, капитализация платежей, перечисляемых на счет отделения фонда, производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их здоровью в объеме, установленном Законом N 125-ФЗ, путем ежемесячных страховых выплат и оплаты дополнительных расходов, связанных с их медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
В силу пунктов 2, 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" (далее - Постановление N 57) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованных лиц при исполнении им обязанностей по трудовому договору и иных установленных Законом N 125-ФЗ случаях осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации, который вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы.
Порядок внесения страховщику капитализированных платежей в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ определен постановлением Правительством Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 (далее - Постановление N 863) "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Из пункта 1 упомянутого Порядка следует, что капитализированные платежи предназначены для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и предоставления обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (обеспечение по страхованию) застрахованным и лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованных в результате наступления страховых случаев.
Во исполнение пункта 2 Постановления N 863 Фондом социального страхования Российской Федерации постановлением от 30.07.2001 N 72 утверждена Методика расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей (далее - Методика расчета размера капитализируемых платежей), положения которой учитываются при определении размера капитализированных платежей, вносимых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с Методикой расчета капитализируемых платежей их размер определяется на день принятия арбитражным судом решения о признании страхователя банкротом и об открытии конкурсного производства, что соответствует смыслу пункта 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ, пункта 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ.
Как следует из пункта 1 статьи 57 Закона N 127-ФЗ заключение мирового соглашения является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.
В соответствии с пунктом 2 статьи 57 Закона N 127-ФЗ в случаях, предусмотренных пунктом 1 этой статьи, применяются последствия прекращения производства по делу о банкротстве, установленные статьей 56 Закона N 127-ФЗ, если иное не установлено названным Федеральным законом.
В силу статьи 56 Закона N 127-ФЗ принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом является основанием для прекращения действия всех ограничений, предусмотренных Законом N 127-ФЗ и являющихся последствиями принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что обязанность по уплате капитализированных платежей в Фонд социального страхования возникает у страхователя только в случае ликвидации юридического лица с целью погашения фондом требований лиц, которые имеют право на получение страховых взносов по Закону N 125-ФЗ после ликвидации причинителя вреда. В случае прекращения процесса ликвидации обязанность по уплате капитализированных платежей отпадает, поскольку данные платежи не подлежат выплате лицам, имеющим на это право в соответствии с Законом N 125-ФЗ, а удовлетворение их требований производится в общем порядке за счет выплат страхователя, продолжающего свою деятельность.
Судами на основании материалов дела установлено, что производство по делу N А66-16679/2015 о несостоятельности (банкротстве) Общества прекращено в связи с заключением мирового соглашения, а факт перечисления капитализированных платежей в размере 11 262 564 руб. 76 коп. подтвержден материалами дела и Фондом не оспаривается.
Таким образом, как верно указали суды, принимая во внимание, что Общество не ликвидировано (процесс ликвидации прекращен) и продолжает осуществлять свою деятельность, то обязанность по уплате капитализированных платежей отпадает, поскольку данные платежи не подлежат выплате лицам, имеющим на это право в соответствии с Законом N 125-ФЗ и уплаченные страхователем капитализированные платежи являются для Общества излишне уплаченной суммой и подлежат возврату.
Оснований не согласится с указанным выводом у суда кассационной инстанции не имеется.
При этом, суды обоснованно отметили, что отсутствие механизма возврата капитализированных платежей само по себе не является основанием для удержания Фондом денежных средств.
Довод Фонда о том, что капитализированные платежи жестко персонифицированы и Фонд не имеет права расходовать их на выплаты иным пострадавшим, нежели пострадавшим ликвидируемого страхователя, обоснованно отклонены судами с указанием на следующее.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.05.2015 по делу N 307-ЭС14-7082, ни страховые взносы, ни капитализированные платежи не персонифицируются и не рассматриваются как целевые выплаты, предназначенные для расчетов с конкретным работником. Средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний управляет Фонд как специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации (пункты 1 и 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
Также суды правомерно указали следующее.
В пункте 6 Постановления N 57 разъяснено, что процедура ликвидации юридического лица, в отношении которого осуществляется производство по делу о банкротстве, начинается с момента признания его банкротом и открытия конкурсного производства. С указанного момента лица, имеющие к должнику требование, которое основано на причинении вреда жизни или здоровью, вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением об установлении их требований в размере капитализированной суммы. В процедурах наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления капитализация повременных платежей не производится.
При заключении мирового соглашения в процедуре конкурсного производства капитализированная сумма не подлежит выплате кредиторам первой очереди, поскольку деятельность должника - юридического лица - не прекращается. В указанном случае по смыслу пункта 1 статьи 158 Закона N 127-ФЗ подлежит погашению задолженность перед кредиторами первой очереди, образовавшаяся за период до заключения мирового соглашения.
При этом из пункта 3 упомянутого Постановления N 57 следует, что соответствующее требование Фонда социального страхования Российской Федерации, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ, не является требованием гражданина-кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации, и должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди.
Таким образом, на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства фонд аккумулирует капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя, то есть капитализация платежей, перечисляемых на счет фонда, производится с целью резервирования средств на будущее.
Погашение Фондом требований лиц, которые имеют право на получение страховых взносов по Закону N 125-ФЗ, осуществляется после ликвидации причинителя вреда.
При этом в силу пункта 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование, после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонили довод Фонда о незаконном взыскании всей суммы капитализированных платежей без учета произведенных им в период процедуры банкротства страховых выплат в сумме 1 377 335 руб. 61 коп. (указанные выплаты произведены до ликвидации причинителя вреда), что соответствует позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2020 N 309-ЭС20-11003 по делу N А34-6372/2019.
Кроме того, отклоняя довод Фонда о том, что порядок возврата взносов, установленный Законом N 125-ФЗ, не подлежит применению к возврату капитализированных платежей, имеющих иную правовую природу, суды правомерно указали, что спорные платежи для страхователя являются излишне уплаченной суммой взносов, что следует из правовой позиции, изложенной, в частности, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.04.2018 N 306-КГ18-2380.
Несогласие Фонда с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствует о нарушениях судами первой и апелляционной инстанций норм права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При рассмотрении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 05.04.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021 по делу N А66-1589/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Погашение Фондом требований лиц, которые имеют право на получение страховых взносов по Закону N 125-ФЗ, осуществляется после ликвидации причинителя вреда.
При этом в силу пункта 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование, после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонили довод Фонда о незаконном взыскании всей суммы капитализированных платежей без учета произведенных им в период процедуры банкротства страховых выплат в сумме 1 377 335 руб. 61 коп. (указанные выплаты произведены до ликвидации причинителя вреда), что соответствует позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2020 N 309-ЭС20-11003 по делу N А34-6372/2019.
Кроме того, отклоняя довод Фонда о том, что порядок возврата взносов, установленный Законом N 125-ФЗ, не подлежит применению к возврату капитализированных платежей, имеющих иную правовую природу, суды правомерно указали, что спорные платежи для страхователя являются излишне уплаченной суммой взносов, что следует из правовой позиции, изложенной, в частности, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.04.2018 N 306-КГ18-2380."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 октября 2021 г. N Ф07-3968/21 по делу N А66-1589/2021