г. Вологда |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А66-1589/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 12 июля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
при участии от государственного учреждения - Тверского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации Жаровой А.С. по доверенности от 11.01.2021 N 14-23/6904-50,
рассмотрев в открытом судебном заседании с применением системы веб-конференции апелляционную жалобу государственного учреждения - Тверского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 05 апреля 2021 года по делу N А66-1589/2021,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Тверьхлебпром" (ОГРН 1026900512320, ИНН 6900000290; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Трехсвятская, дом 35; далее - общество, ОАО "Тверьхлебпром") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к государственному учреждению - Тверскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1026900510801, ИНН 6903005360; адрес: 170008, Тверская область, город Тверь, улица, Ротмистрова, дом 31; далее - учреждение, фонд, ФСС) о признании незаконными действий, выразившихся в удержании денежных средств в размере 11 262 564 руб. 76 коп., оплаченных ОАО "Тверьхлебпром" в качестве капитализированных платежей и о понуждении ответчика устранить нарушение прав и законных интересов общества посредством возврата денежных средств в размере 11 262 564 руб. 76 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России N 10 по Тверской области (ОГРН 1066901031812, ИНН 6950000017; адрес: 170043, Тверская область, город Тверь, проспект Октябрьский, дом 26; далее - МИФНС N 10), Фонд социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027739443236, ИНН 7736056647; адрес: 107139, Москва, переулок Орликов, дом 3, корпус А).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 05 апреля 2021 года заявленные требования удовлетворены. На учреждение возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общества путем возврата 11 262 564 руб. 76 коп. денежных средств. С учреждения в пользу общества взыскано 500 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Учреждение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права.
Заявитель и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили. Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя ФСС, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тверской области от 10.08.2016 по делу N А66-16679/2015 ОАО "Тверьхлебпром" признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 05.12.2016 по делу N А66-16679/2015 в реестр требований кредиторов третьей очереди включено требование МИФНС N 10 по оплате капитализированных платежей в размере 11 262 561 руб. 76 коп. для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 17.11.2020 по делу N А66-16679/2015 производство по делу N А66-16679/2015 прекращено в связи с заключением в соответствии с пунктом 1 статьи 57 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности и банкротстве" (далее - Закон N 127-ФЗ, Закон о банкротстве) кредиторами и должником мирового соглашения, в соответствии с которым ОАО "Тверьхлебпром" обязуется погасить, в том числе, задолженность в размере 11 262 564 руб. 76 коп. по капитализированным платежам.
Поскольку общество выполнило обязанность по капитализированным платежам в полном объеме, то 26.12.2020 обратилось в фонд с заявлением от 22.12.2020 N 554 о возврате 11 262 564 руб. 76 коп. капитализированных платежей в связи прекращением Арбитражным судом Тверской области производства по делу N А66-16679/2015 о банкротстве и восстановлением хозяйственной деятельности.
В связи с тем, что указанная сумма не возвращена, общество обратилось в арбитражных суд с рассматриваемыми требованиями, которые судом первой инстанции удовлетворены правомерно.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Положениями статьи 3 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховой взнос - обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 125-ФЗ средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей; взыскиваемых штрафов и пени; капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей; иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Из пункта 2 статьи 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик обязан аккумулировать капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя.
В силу пункта 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ при ликвидации страхователь - юридическое лицо обязано внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При этом ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы.
Согласно статье 61 ГК РФ банкротство является одним из способов ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Закона N 127-ФЗ определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, капитализация платежей, перечисляемых на счет отделения фонда, производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их здоровью в объеме, установленном Законом N 125-ФЗ, путем ежемесячных страховых выплат и оплаты дополнительных расходов, связанных с их медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
В силу пунктов 2, 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" (далее - Постановление N 57) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованных лиц при исполнении им обязанностей по трудовому договору и иных установленных Законом N 125-ФЗ случаях осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации, который вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы.
Порядок внесения страховщику капитализированных платежей в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ определен постановлением Правительством Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 (далее - Постановление N 863) "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Из пункта 1 упомянутого Порядка следует, что капитализированные платежи предназначены для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и предоставления обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (обеспечение по страхованию) застрахованным и лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованных в результате наступления страховых случаев.
Во исполнение пункта 2 Постановления N 863 Фондом социального страхования Российской Федерации Постановлением от 30.07.2001 N 72 утверждена Методика расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей (далее - Методика расчета размера капитализируемых платежей), положения которой учитываются при определении размера капитализированных платежей, вносимых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с Методикой расчета капитализируемых платежей их размер определяется на день принятия арбитражным судом решения о признании страхователя банкротом и об открытии конкурсного производства, что соответствует смыслу пункта 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ, пункта 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ.
Как следует из пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве, заключение мирового соглашения является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.
В соответствии с пунктом 2 статьи 57 Закона о банкротстве в случаях, предусмотренных пунктом 1 этой статьи, применяются последствия прекращения производства по делу о банкротстве, установленные статьей 56 данного Закона, если иное не установлено этим Федеральным законом.
В силу статьи 56 Закона о банкротстве принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом является основанием для прекращения действия всех ограничений, предусмотренных настоящим Законом и являющихся последствиями принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, обязанность по уплате капитализированных платежей в Фонд социального страхования возникает у страхователя только в случае ликвидации юридического лица с целью погашения фондом требований лиц, которые имеют право на получение страховых взносов по Закону N 125-ФЗ после ликвидации причинителя вреда. В случае прекращения процесса ликвидации обязанность по уплате капитализированных платежей отпадает, поскольку данные платежи не подлежат выплате лицам, имеющим на это право в соответствии с Законом N 125-ФЗ, а удовлетворение их требований производится в общем порядке за счет выплат страхователя, продолжающего свою деятельность.
Как следует из материалов дела, производство по делу А66-16679/2015 о несостоятельности (банкротстве) общества прекращено в связи с заключением мирового соглашения. Факт перечисления капитализированных платежей в размере 11 262 564 руб. 76 коп. подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Принимая во внимание, что общество не ликвидировано, а продолжает осуществлять деятельность, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в случае прекращения процесса ликвидации обязанность по уплате капитализированных платежей отпадает, поскольку данные платежи не подлежат выплате лицам, имеющим на это право в соответствии с Законом N 125-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал, что уплаченные страхователем капитализированные платежи являются для общества излишне уплаченной суммой и подлежат возврату.
При этом, как верно отразил суд первой инстанции, отсутствие механизма возврата капитализированных платежей само по себе не является основанием для удержания ответчиком денежных средств.
При оценке доводов фонда о невозможности возврата всей суммы капитализированных платежей суд первой инстанции учел следующее.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.05.2015 по делу N 307-ЭС14-7082, ни страховые взносы, ни капитализированные платежи не персонифицируются и не рассматриваются как целевые выплаты, предназначенные для расчетов с конкретным работником. Средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний управляет Фонд как специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации (пункты 1 и 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
В пункте 6 Постановления N 57 разъяснено, что процедура ликвидации юридического лица, в отношении которого осуществляется производство по делу о банкротстве, начинается с момента признания его банкротом и открытия конкурсного производства. С указанного момента лица, имеющие к должнику требование, которое основано на причинении вреда жизни или здоровью, вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением об установлении их требований в размере капитализированной суммы. В процедурах наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления капитализация повременных платежей не производится.
При заключении мирового соглашения в процедуре конкурсного производства капитализированная сумма не подлежит выплате кредиторам первой очереди, поскольку деятельность должника - юридического лица - не прекращается. В указанном случае по смыслу пункта 1 статьи 158 Закона о банкротстве подлежит погашению задолженность перед кредиторами первой очереди, образовавшаяся за период до заключения мирового соглашения.
При этом из пункта 3 упомянутого Постановления следует, что соответствующее требование Фонда социального страхования Российской Федерации, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ, не является требованием гражданина-кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации, и должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди.
Таким образом, на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства фонд аккумулирует капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя, то есть капитализация платежей, перечисляемых на счет фонда, производится с целью резервирования средств на будущее.
Погашение фондом требований лиц, которые имеют право на получение страховых взносов по Закону N 125-ФЗ, осуществляется после ликвидации причинителя вреда.
При этом в силу пункта 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование, после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции отклонил довод ответчика о незаконном взыскании всей суммы капитализированных платежей без учета произведенных им в период процедуры банкротства страховых выплат в сумме 1 377 335 руб. 61 коп. Указанные выплаты произведены до ликвидации причинителя вреда.
Выводы суда соответствуют определению Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2020 N 309-ЭС20-11003 по делу N А34-6372/2019.
Статья 26.12 Закона N 125-ФЗ предусматривает порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов.
На наличие задолженности, которая должна быть учтена при возврате капитализированных платежей, фонд в жалобе не ссылается.
Довод фонда о том, что порядок возврата взносов, установленный Законом N 125-ФЗ, не подлежит применению к возврату капитализированных платежей, имеющих иную правовую природу, подлежит отклонению, так как спорные платежи для страхователя являются излишне уплаченной суммой взносов, что следует из правовой позиции, изложенной, в частности, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.04.2018 N 306-КГ18-2380.
Доводы апеллянта о необходимости учета выплаченной с момента введения конкурсного производства по даты утверждения мирового соглашения суммы апелляционным судом не принимаются, поскольку, как обоснованно отражено судом первой инстанции, ни страховые взносы, ни капитализированные платежи не персонифицируются и не рассматриваются как целевые выплаты, предназначенные для расчетов с конкретным работником (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.05.2015 N 307-ЭС14-7082).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2018 N 301-КГ18-8896, указанные доводы фонда об отсутствии правовых оснований для взыскания (возврата) перечисленных капитализированных платежей в полном объеме без учета расходов (страхового обеспечения) за период нахождения страхователя в процедуре конкурсного производства, являются нормативно не обоснованными.
Ссылки подателя жалобы на внесение изменений в Закон N 125-ФЗ, которыми предусмотрен порядок возврата перечисленных капитализированных платежей и (или) их зачета в счет предстоящих платежей по страховым взносам (статья 23.1 Закона N 125-ФЗ), апелляционным судом не учитываются.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 Закона N 125-ФЗ, введенной Федеральным законом от 05.04.2021 N 81-ФЗ, возврат перечисленных капитализированных платежей и (или) их зачет в счет предстоящих платежей по страховым взносам производятся территориальным органом страховщика за вычетом расходов на выплату обеспечения по страхованию, понесенных территориальным органом страховщика за период с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства до даты прекращения производства по делу о банкротстве.
Федеральный закон от 05.04.2021 N 81-ФЗ вступил в силу с 16.04.2021 и не применяется к рассматриваемым отношениям.
При указанных обстоятельствах заявление общества обоснованно удовлетворено в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 05 апреля 2021 года по делу N А66-1589/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Тверского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-1589/2021
Истец: ОАО "ТВЕРЬХЛЕБПРОМ"
Ответчик: ГУ ТВЕРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 10 ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ, Фонд социального страхования Российской Федерации