18 октября 2021 г. |
Дело N А56-118174/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.
при участии от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургская городская станция по борьбе с болезнями животных" Тихомирова В.Г. (доверенность от 18.02.2021 N 21),
рассмотрев 13.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 по делу N А56-118174/2020,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Санкт- Петербургская городская станция по борьбе с болезнями животных", адрес: 195043, Санкт-Петербург, 2-я Жерновская ул., д.46, ОГРН 1047811020751, ИНН 7806158564 (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - УФАС, Управление) от 07.10.2020 по жалобе N Т02-718/20.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Соколл", адрес: 194100, Санкт-Петербург, ул. Александра Матросова, д.4, корп. 2, (далее - ООО "Соколл", Общество).
Решением суда первой инстанции от 19.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.06.2021, заявленные требований удовлетворены: оспариваемые решение и предписание УФАС признаны недействительными.
В кассационной жалобе УФАС просит отменить судебные акты, ссылаясь на неверное толковании судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, указанное заказчиком в подпункте 1 пункта 18 Информационной карты требование, об обязательном наличии действующей лицензии на оказание услуг связи, включающей телематические услуги связи и услуги связи по передаче данных (за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации), не соответствует установленному Документацией предмету закупки, равно как и незаконно требование заказчика об обязательном наличии у участника закупки действующей лицензии на оказание услуг связи, поскольку Документацией не установлен запрет на привлечение к исполнению обязательств по договору соисполнителей, которые и могут обладать соответствующей лицензией.
В судебном заседании представитель Учреждения с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители УФАС и ООО "Соколл", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 10.09.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru Учреждением размещено извещение о проведении аукциона на право заключения договора на оказание услуг по организации удаленного call-центра, номер извещения 32009482300, начальная (максимальная) цена контракта - 4 392 000 руб.00 коп.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг Учреждения в редакции от 12.02.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке (далее - Документация).
УФАС, рассмотрев жалобу ООО "Соколл" (от 28.09.2020 вх. N 35063-ЭП/20) на действия заказчика при организации и проведении аукциона на право заключения договора на оказание услуг по организации удаленного call-центра, решением от 07.10.2020 N Т02-718/20 признало ее обоснованной, в действиях Учреждения установила нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении в Документации ненадлежащих требований к участникам закупки, допущенное путем неправомерного внесения в подпункт 1 пункта 18 Информационной карты требования к ее участникам об обязательном наличии действующей лицензии на оказание услуг связи.
Комиссия УФАС выдала Учреждению и его закупочной комиссии предписание от 07.10.2020 об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры закупки, возврата заявок на участие в закупке, внесения изменений в Документацию, устраняющих выявленные нарушения согласно резолютивной части решения, продления срока подачи заявок на участие в закупке и завершения процедуры закупки в строгом соответствии с Документацией о закупке, действующим Положением о закупках Учреждения и нормами Закона N 223-ФЗ.
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, Учреждение обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и не согласились с выводами УФАС о нарушении Учреждением требований Закона N 223-ФЗ, указали на отсутствие у антимонопольного органа правовых и фактических оснований для принятия оспариваемых ненормативных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Порядок проведения закупок отдельными видами юридических лиц, а также оспаривание их результатов регламентированы положениями Закона N 223-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В силу статьи 6 Закона N 223-ФЗ контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
Антимонопольный орган привел доводы в обоснование законности своего решения не только по форме, но и по содержанию, означенные доводы (с учетом представленных Учреждением возражений) были тщательно рассмотрены судами двух инстанций.
Судами установлено, что Учреждение относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В силу части 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 указанного Федерального закона.
Согласно пунктам 2, 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам такой закупки.
Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
Согласно пункту 3 Информационной карты раздела II Документации (далее - Информационная карта) предметом договора является оказание услуг по организации удаленного Call-центра, что включает в себя:
- организацию исполнителем единой горячей линии с системой интерактивного голосового меню (IVR) с использованием оборудования и программного обеспечения исполнителя для приема переадресованных заказчиком вызовов с номеров заказчика, обеспечивающей четкую слышимость голоса и озвучиваемой информации, отсутствие разрывов в диалоге, отсутствие помех, наличие гибкой настройки маршрутизации вызовов в зависимости от фактической нагрузки на линии;
- обработку исполнителем в течение срока действия договора не менее 480 000 минут входящих звонков (подробные требования к оказываемым услугам указаны в техническом задании и проекте договора (приложения к Документации).
Суды удостоверились в том, что заказчик в подпункте 1 пункта 18 Информационной карты, обозначил свое право по вышеназванному предмету закупки обязательное наличие у участника действующей лицензии на оказание услуг связи, включающей телематические услуги связи и услуги связи по передаче данных (за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации).
Так, в соответствии с пунктом 3.4.5.6 Технического задания (Приложение N 1 к Документации) при обработке входящих звонков исполнитель, в том числе, должен осуществлять запись клиентов на прием к профильным специалистам заказчика в единой автоматизированной системе учета и сопровождения лечебно- диагностических ветеринарных мероприятий заказчика посредством удаленного соединения.
Пунктом 3.4.6 Технического задания установлена обязанность исполнителя по оповещению клиентов, записанных на прием к профильным специалистам заказчика, о предстоящем визите посредством E-mail уведомлений на электронные почты клиентов.
С учетом изложенного, по условиям Технического задания на исполнителя возложена обязанность по отправке электронных сообщений, а также по осуществлению передачи и внесения данных в информационную систему, что предполагает отправку и прием цифровой информации.
Оспариваемое требование обусловлено заказчиком положениями пункта 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" (далее - Перечень N 87), а равно частью 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126- ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ), котором предусмотрено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Суды двух инстанций с учетом требования статьи 30 Закона N 126-ФЗ (обязывающей соискателя лицензии для ее получения подать в лицензирующий орган заявление со схемой построения сети связи и описание услуги связи), понятий услуги связи, электросвязи, телекоммуникаций (пункты 32 и 35 статьи 2 Закона N 126-ФЗ), Перечня N 87, обоснованно сочли, что исполнитель, осуществляющий на основании договора отправку и прием цифровой информации, а также отправку электронных сообщений должен иметь лицензии на телематические услуги связи и услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
Таким образом, если в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность исполнителя в ходе исполнения договора является лицензируемой, то заказчик в извещении о проведении закупки обязан установить требование к участникам закупки о наличии лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации, что им и было исполнено надлежащим образом.
Вывод судов о том, что Документацией об аукционе не допускается привлечение соисполнителей для исполнения договора, является правильным.
Действительно в пункте 1.7.1 Документации указано, что поставщик (исполнитель, подрядчик) может для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по предмету договора привлечь соисполнителей, однако только в случае, если это допускается в настоящей документации об аукционе.
В нашем случае такая возможность Документацией не предусмотрена, поскольку согласно пункту 2.1. проекта договора (Приложение N 2 к Документации) исполнитель услуги по организации удаленного call-центра обязан оказывать собственными силами и средствами.
С учетом изложенного антимонопольный орган, сопоставив доводы жалобы ООО "Сокол" с пояснениями организатора закупки, а также с документами, представленными в заседание комиссии УФАС, не доказал нарушение организатором торгов при организации и проведении процедуры спорной закупки требований пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ. Со спорными выводами УФАС суды двух инстанций обоснованно не согласились.
Доводы кассационной жалобы сводятся к необходимости переоценки установленных судами обстоятельств. Поскольку их выводы соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене судебных актов, не установлено, оснований для отмены судебных актов не имеется (статьи 286 - 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 по делу N А56-118174/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оспариваемое требование обусловлено заказчиком положениями пункта 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" (далее - Перечень N 87), а равно частью 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126- ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ), котором предусмотрено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
...
В нашем случае такая возможность Документацией не предусмотрена, поскольку согласно пункту 2.1. проекта договора (Приложение N 2 к Документации) исполнитель услуги по организации удаленного call-центра обязан оказывать собственными силами и средствами.
С учетом изложенного антимонопольный орган, сопоставив доводы жалобы ООО "Сокол" с пояснениями организатора закупки, а также с документами, представленными в заседание комиссии УФАС, не доказал нарушение организатором торгов при организации и проведении процедуры спорной закупки требований пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ. Со спорными выводами УФАС суды двух инстанций обоснованно не согласились."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 октября 2021 г. N Ф07-11979/21 по делу N А56-118174/2020