19 октября 2021 г. |
Дело N А42-9922/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Алешкевича О.А.,
рассмотрев 19.10.2021 кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2021 по делу N А42-9922/2020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр "Кольский научный центр Российской академии наук" (184209, Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Ферсмана, д. 14; ОГРН 1025100508333; ИНН 5101100280; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (183038, г. Мурманск, пер. Русанова, д. 10, корп. 1; ОГРН 1025100850730; ИНН 5190800026; далее - Мурманскстат) от 10.11.2020 N 59 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 30.03.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.06.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Мурманскстат, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В данном случае судом кассационной инстанции установлены основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам дела.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для привлечения Учреждения к административной ответственности постановлением Мурманскстата от 10.11.2020 N 59 послужило неисполнение им обязанности по своевременному предоставлению первичных статистических данных по форме федерального статистического наблюдения N П-4 (НЗ) "Сведения о неполной занятости и движении работников" за 3 квартал 2020 года по обособленным подразделениям - гостиницам, расположенным в г. Апатиты по адресам: пригородная зона, 20 км и ул. Ферсмана, д. 2.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявление, исходили из того, что указанные гостиницы не отвечают критериям обособленного подразделения, а также расположены на территории, где налоговый контроль и учет осуществляет один налоговый орган, в котором заявитель зарегистрирован в качестве налогоплательщика.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются нормами Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
В силу части 6 статьи 8 указанного Федерального закона юридические лица, которые имеют обособленные подразделения, должны предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям.
Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение N 620).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 названного Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 15.07.2019 N 404 утверждена форма федерального статистического наблюдения П-4 (НЗ) и указания по ее заполнению (далее - Указания); согласно этой форме сведения по ней предоставляются не позднее 8 числа после отчетного квартала.
В соответствии с пунктом 1 Указаний форму заполняют юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых по итогам деятельности за предыдущий год превышает 15 человек (включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера), всех видов экономической деятельности и форм собственности. Вновь созданные организации в текущем году предоставляют отчет независимо от средней численности работников.
При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений (пункт 2 Указаний).
Согласно сноске "1" к пункту 2 Указаний обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации; далее - НК РФ).
Указанные гостиницы поставлены на учет в Статистический регистр Росстата в качестве территориально-обособленных структурных подразделений Учреждения в декабре 2019 года.
Обе гостиницы включены Федеральным агентством по туризму в Федеральный перечень туристских объектов с присвоением им категории и регистрационных номеров (550023738 и 550023739).
Согласно пункту 24 устава Учреждения оно вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, в том числе деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания.
В гостиницах созданы стационарные рабочие места, трудовую деятельность на постоянной основе осуществляет персонал Учреждения, что подтверждается сведениями Статистического регистра Росстата согласно информации по форме федерального статистического наблюдения N 1-КСР "Сведения о деятельности коллективного средства размещения", предоставленной самим Учреждением.
Таким образом, гостиницы Учреждения, соответствуя критериям, указанным в пункте 2 статьи 11 НК РФ, являются его обособленными подразделениями и оно обязано предоставлять в установленном порядке статистическую информацию по установленным формам в отношении этих гостиниц.
Непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
То обстоятельство, что данные гостиницы не отражены в уставе Учреждения в качестве структурных подразделений и находятся на территории, где налоговый контроль осуществляет один налоговый орган не имеет правового значения для признания их таковыми в целях федерального статистического наблюдения в силу сноски "1" к пункту 2 Указаний и пункта 2 статьи 11 НК РФ.
Цель налогового учета отличается от цели официального статистического учета, функцию по сбору и обработке первичных статистических данных для формирования официальной статистической информации налоговые органы не выполняют.
Поскольку оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судами не выявлено, у них не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств по делу не требуется, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе Учреждению в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2021 по делу N А42-9922/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Судья |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.