19 октября 2021 г. |
Дело N А56-108745/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Елагиной О.К. и Константинова П.Ю.,
при участии от акционерного общества "Авиакомпания "Россия" Мазана В.В. (доверенность от 11.12.2020),
рассмотрев 19.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Авиакомпания "Россия" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021 по делу N А56-108745/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Авиакомпания "Россия", адрес: 196210, Санкт-Петербург, улица Пилотов, дом 18, корпус 4, ОГРН 1117847025284, ИНН 7810814522 (далее - Авиакомпания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Воздушные Ворота Северной Столицы", адрес: 196140, Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 41, литера ЗИ, ОГРН 1067746535944, ИНН 7703590927 (далее - Общество), о взыскании 10 058 043 руб. 79 коп. задолженности по выплате бонусного вознаграждения.
Решением суда от 24.02.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе Авиакомпания, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит указанные судебные акты отменить и принять новый - об удовлетворении иска.
Податель жалобы полагает вывод судов о том, что расчет бонусов необходимо производить исходя из оборотных рейсов, ошибочным и противоречащим положению "О развитии маршрутных сетей авиакомпаний в аэропорту Пулково, опубликованному на сайте www.pulkovoairport.ru (далее - Положение).
От Общества поступил отзыв, в котором оно возражает против удовлетворения кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Авиакомпании поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Обществом (обслуживающей компанией) и Авиакомпанией (перевозчиком) заключено генеральное соглашение "О предоставлении аэропортовых услуг" от 08.12.2015 N 1442 (от 01.08.2016 N 757/16) (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения является предоставление обслуживающей компанией аэропортовых услуг перевозчику в аэропорту Пулково (пункт 1.1 Соглашения), при этом пунктом 2.1 Соглашения предусмотрено, что единичное обслуживание (в том числе обеспечение взлета-посадки, а также предоставление аэровокзального комплекса) включает в себя обслуживание прибытия и отправления в согласованные интервалы времени одного и того же воздушного судна перевозчика.
В силу пункта 10.12 Соглашения перевозчик является участником бонусной программы обслуживающей компании в соответствии с условиями Положения.
Положение определяет условия и порядок предоставления бонусов авиакомпаниям, выполняющим регулярные рейсы, а также чартерные программы перевозок в/из аэропорт(а) Пулково (пункт 1.1 Положения в редакциях от 28.10.2018 и от 26.10.2019).
В соответствии с пунктами 1.2.6, 1.8, 1.9 Положения бонусы предоставляются в том числе авиакомпаниям, выполняющим полеты на широкофюзеляжных воздушных судах; по итогам соответствующего осенне-зимнего или весенне-летнего периода навигации, в котором соблюдено условие о выполнении полетов; только перевозчикам, заключившим с Обществом договор об оказании аэропортовых услуг и услуг по наземному обслуживанию в аэропорту; на основании наличия пункта в генеральном соглашении о том, что перевозчик является участником бонусной программы, при условии своевременного получения Обществом заявки перевозчика на предоставление бонуса.
Согласно таблице, указанной в разделе 4.5 Положения, размер бонуса рассчитывается в виде процента исходя из количества рейсов за сезон.
Условия Положения понятие "рейс" не содержат, однако в разделе 2 Положения в редакции от 26.10.2019 приведено определение оборотного рейса: это ситуация, когда посадка и вылет воздушного судна перевозчика в аэропорту (из аэропорта) Пулково осуществляются по одному и тому же направлению, на которое предоставляется скидка в соответствии с Положением. В редакции Положения от 28.10.2018 также содержится понятие оборотного рейса как комбинации прилета и вылета в аэропорт (из аэропорта) Пулково.
Базой для расчета бонуса является сбор за взлет-посадку и пользование аэровокзалом (за каждого убывающего и прибывающего пассажира) (пункт 4.5.1 Положения).
В пункте 4.5.2 установлены условия предоставления бонуса: выполнение авиакомпанией рейсов на широкофюзеляжных воздушных судах в соответствии с требованиями пункта 4.5; маршрут должен быть прямым (за исключением технических остановок); маршрут может быть как регулярным, так и чартерным, если выполняется условие чартерной программы перевозок.
Правила расчета бонусов определены в пункте 4.5.3; в частности, бонусы предоставляются в качестве скидки от соответствующего тарифа (пункт 4.5.3.1).
Авиакомпания, ссылаясь на выполнение полетов на широкофюзеляжных воздушных судах в 2018 - 2019 годах в/из аэропорт(а) Пулково, претендовала на получение указанного бонуса в размере соответственно 20% (исходя из расчета 1110 рейсов, совершенных в 2018 году) и 15% (исходя из расчета 538 рейсов, совершенных в 2019 году).
Однако, как указывает Авиакомпания, при расчете бонуса за выполнение полетов на широкофюзеляжных воздушных судах Общество снизило подлежащий выплате бонусный процент, так как уменьшило при расчете количество выполненных рейсов, аргументировав, что рейс, выполненный "туда - обратно" учитывается как единый рейс.
Не согласившись с процентом предоставленной Обществом скидки (бонуса), Авиакомпания 30.10.2020 направила в его адрес претензию N 40-226.
Неурегулирование спора во внесудебном порядке послужило основанием для обращения Авиакомпании в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против иска, Общество указало на правомерность предоставления скидки (бонуса) в размере 15% за рейсы, совершенные Авиакомпанией в 2018 году, и 10% за рейсы в 2019 году, поскольку скидка на данный тариф исчисляется за каждый оборотный рейс в силу условий Положения, которыми в качестве базы для расчета бонуса за выполнение полетов на широкофюзеляжных воздушных судах является сбор за взлет-посадку, взимающийся за оборотный рейс, совершенный по направлению "туда-обратно", и пользование аэровокзалом (за каждого убывающего и прибывающего пассажира).
Суд первой инстанции оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, принял во внимание объяснения сторон, условия Соглашения и Положения и, руководствуясь статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 3.1.1, 3.1.4, 3.4.1 Перечня и правил формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241 (далее - Приказ N 241), пришел к выводу о том, что для целей расчета базы для начисления бонусного вознаграждения и определения процента скидки в соответствии с Положением должно учитываться именно количество оборотных рейсов, поскольку в Соглашении стороны предусмотрели одновременно прибытие и отправление воздушного судна из/в аэропорт(а) Пулково в качестве единой услуги. Кроме того, суд отметил, что в форме заявки на предоставление бонуса (приложение N 1 к Положению) необходимо указать как номер рейса по прилету, так и номер рейса на вылет, что также свидетельствует о необходимости совершения оборотного рейса для возможности начисления спорного бонуса. При таких обстоятельствах суд отказал в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд округа не находит оснований для отмены или изменения судебных актов по доводам жалобы.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют доводы, ранее излагавшиеся в процессуальных документах Авиакомпании, и им судами дана оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен. Доводов, которые не получили оценку судов, податель кассационной жалобы не приводит.
Суды правильно применили положения Приказа N 241, а также нормы гражданского законодательства о толковании договорных условий и пришли к правомерному выводу о том, что бонусное вознаграждение за выполнение полетов на широкофюзеляжных воздушных судах должно исчисляться на основании количества выполненных Авиакомпанией оборотных рейсов, в связи с чем обоснованно отказали в иске.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и процессуальных нарушений, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, не допущено, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021 по делу N А56-108745/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Авиакомпания "Россия" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.