21 октября 2021 г. |
Дело N А56-113209/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Пастуховой М.В., Серовой В.К.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное эксплуатационное управление "Заневка" Золотовой И.И. (доверенность от 12.01.2021), от Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области Смирновой А.А. (доверенность от 28.12.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021 по делу N А56-113209/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное эксплуатационное управление "Заневка", адрес: 188689, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г.п. Янино-1, Заневская ул., д. 1, ОГРН 1104703001809, ИНН 4703116542 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089848035419, ИНН 7839394366 (далее - Комитет), о взыскании 2 496 912 руб. 40 коп. убытков в виде разницы в тарифах за услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказанные в 2019 году.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Комитет по тарифам) и Комитет финансов Ленинградской области (далее - Комитет финансов).
Решением от 17.04.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.07.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 17.04.2021 и постановление апелляционного суда от 26.07.2021, прекратить производство по делу.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что Комитет по тарифам в письме от 26.02.2020 N КТ-1-713/2020 отказал Обществу в согласовании справок-расчетов на сумму 2 496 912 руб. 40 коп. вследствие того, что указанные за 4 квартал 2019 года объемы коммунальных ресурсов (услуг) превышают, объемы, учтенные при формировании тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения. В судебных актах по делу А56-42423/2020 указано, что вышеуказанный отказ Комитета по тарифам в согласовании справок-расчетов соответствует действующему законодательству. Действующим законодательством установлен правовой механизм выравнивания дисбаланса доходов и расходов мерами последующего тарифного регулирования, а не путем компенсации из бюджета убытков, возникших по окончании года. У Общества сохраняется право воспользоваться законодательно установленным механизмом компенсации недополученных доходов за предыдущий период в последующие периоды регулирования. Также Общество не представило доказательств того, что превышение фактически поставленных (оказанных) коммунальных ресурсов (услуг) от плановых показателей, представленных при установлении тарифа, возникло по вине Комитета по тарифам и поэтому Ленинградская область должна возместить убытки организации путем предоставления субсидии в целях компенсации выпадающих доходов.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет по тарифам просит обжалуемые судебные акты отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в 2019 году оказывало услуги по водоснабжению и водоотведению населения на территории муниципального образования Заневское сельское поселение Всеволожского муниципального образования Ленинградской области.
Общество (получатель) и Комитет (главный распорядитель) заключили соглашение о предоставлении субсидий из областного бюджета Ленинградской области на возмещение части затрат ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) водоснабжения и водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающих организаций от 23.07.2019 N 43-МТ (далее - Соглашение), предметом которого является предоставление получателю из областного бюджета Ленинградской области в 2019 году субсидии в целях компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на территории Ленинградской области и обеспечения населения коммунальными услугами холодного водоснабжения и водоотведения на территории Ленинградской области.
В связи с оказанием в 2019 году населению услуг водоснабжения и водоотведения по тарифам, ниже экономически обоснованных, у Общества возникли убытки, вызванные межтарифной разницей.
Субсидию на погашение межтарифной разницы за 2019 год Комитет перечислил Обществу в размере 18 837 224 руб. 73 коп. в отношении объемов услуг, которые были согласованы Комитетом по тарифам.
Поскольку фактический объем услуг, оказанный Обществом населению в 2019 году значительно превысил плановые объемы, то Общество направило в адрес Комитета письмо от 18.03.2020 N 347, в котором просил предоставить субсидии в отношении объема услуг, который превышает плановый. К письму Общество приложило акты о фактическом объеме оказанных услуг водоснабжения и водоотведении и справки - расчеты, направленные на согласовании в Комитет по тарифам.
В письме от 25.03.2020 N ис-1166/2020 Комитет отказал Обществу в предоставлении недополученной части субсидии, сославшись на то, что в пакете документов отсутствуют справки-расчеты, согласованные Комитетом по тарифам.
Комитет по тарифам письмом от 26.02.2020 N КТ-1-713/2020 отказал Обществу в согласовании справок-расчетов на сумму 2 496 912 руб. 40 коп. вследствие того, что указанные за 4 квартал 2019 года объемы коммунальных ресурсов (услуг) превышают, объемы, учтенные при формировании тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
Общество направило в адрес Комитета претензию от 19.10.2020 N 1464, в которой просило погасить задолженность в размере 2 496 912 руб. 40 коп по субсидии за 2019 год. Претензия оставлена без удовлетворения.
Поскольку Комитет не возместил ресурсоснабжающей организации 2 496 912 руб. 40 коп. разницы между экономически обоснованным тарифом, установленным для Общества, и тарифом для населения, Общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности в виде разницы в тарифах за услуги водоснабжения и водоотведения.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Поскольку в данном случае коммунальными услугами обеспечивалось население многоквартирных домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 этого Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Приказом Комитета по тарифам от 13.12.2016 N 272-п для Общества установлены экономически обоснованные тарифы на питьевую воды и водоотведение на 2019.
Приказом Комитета по тарифам от 20.12.2018 N 643-пн для населения установлены льготные тарифы на услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, которые ниже экономически обоснованных тарифов.
Отсутствие согласованных Комитетом по тарифам справок-расчетов объемов оказанных услуг не влияет на право Компании на возмещение убытков, возникших в результате тарифного регулирования.
Наличие межтарифной разницы само по себе свидетельствует о нарушенном праве.
Ни Комитет, ни Комитет по тарифам не опровергли факт несения Обществом убытков в связи с применением в расчетах установленных льготных тарифов на водоснабжение и водоотведение для населения и не представили доказательств, свидетельствующих, что имело место водоснабжение и водоотведение в ином размере.
Межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
В постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П разъяснено, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Предоставление субсидий за спорный период регламентирован Порядком предоставления субсидий и грантов в форме субсидий ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и (или) водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, в рамках государственной программы Ленинградской области "Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области", утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 14.04.2014 N 121 (далее - Порядок N 121).
В подтверждение расчета задолженности по субсидиям в спорный период Общество представило в материалы дела договоры холодного водоснабжения и водоотведения, заключенные с управляющими компаниями, акты о фактическом объеме водоснабжения и водоотведения за 2019 год, подписанные управляющими компаниями и главой администрации муниципального образования "Заневское городское поселение" без возражений, расчет.
Комитет документально расчет Общества не опроверг, доказательств оказания услуг водоснабжения и водоотведения в ином объеме не представил.
Так как Комитет не представил доказательств возмещения в полном объеме потерь, вызванных межтарифной разницей, образовавшейся в спорном периоде, иск подлежит удовлетворению.
Ссылка ответчика на судебные акты по делу А56-42423/2020 не имеет правового значения для настоящего спора.
Кассационная инстанция отклоняет довод подателя жалобы о том, действующим законодательством установлен правовой механизм выравнивания дисбаланса доходов и расходов мерами последующего тарифного регулирования.
На территории Ленинградской области предусмотрен специальный механизм компенсации ресурсоснабжающим организациям потерь, вызванных межтарифной разницей, а именно установлен Порядок N 121, в соответствии с которым названные потери компенсируются путем предоставления субсидий.
Согласно абзацу второму пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд кассационной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Ошибочное указание апелляционного суда в мотивировочной части на то, что Комитет финансов выступает в рассматриваемом споре в качестве представителя от имени субъекта Российской Федерации - Ленинградской области не привело к принятию неправильного судебного акта, которым оставлено без изменения решение суда первой инстанции о взыскании убытков с Комитета, являющегося стороной Соглашения, обязанной предоставить субсидию из областного бюджета на возмещение межтарифной разницы.
При таких обстоятельствах, кассационная инстанция считает необходимым оставить без изменения обжалуемые решение и постановление апелляционный инстанций, которыми иск удовлетворен за счет Комитета.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.08.2021 по ходатайству ответчика исполнение обжалуемых решения и постановления было приостановлено до окончания производства в суде кассационной инстанции. В соответствии с частью 4 статьи 283 АПК РФ связи с рассмотрением кассационной жалобы и окончанием кассационного производства приостановление исполнения судебных актов следует отменить.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021 по делу N А56-113209/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области - без удовлетворения.
Меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2021 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021 по делу N А56-113209/2020, принятые определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.08.2021, отменить.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П разъяснено, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
...
Согласно абзацу второму пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд кассационной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2021 г. N Ф07-14018/21 по делу N А56-113209/2020