21 октября 2021 г. |
Дело N А56-105583/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Лущаева С.В., Соколовой С.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу Никитина П.С. (доверенность от 29.04.2021 N 03-10/1984), от общества с ограниченной ответственностью "Байт" Луконенко Р.И. (доверенность от 23.09.2020 N 1-ЮР),
рассмотрев 21.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Байт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по делу N А56-105583/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Байт", адрес: 191014, Санкт-Петербург, ул. Некрасова, д. 11, лит. Б, пом. 5Н, каб. 16, ОГРН 1187847040061, ИНН 7841071281 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу, адрес: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 47, лит. А, ОГРН 1047843000534, ИНН 7841000019 (далее - Инспекция), об отказе признать Общество организацией, занятой в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, и предоставить государственные меры поддержки, предусмотренные постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - постановление N 409) и от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - постановление N 576), а также об обязании налогового органа признать Общество организацией, занятой в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, и имеющей право на получение государственных мер поддержки, предусмотренных постановлениями N 409, 576.
Решением суда первой инстанции от 12.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.06.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение ими фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, просит отменить решение от 12.02.2021 и постановление от 22.06.2021 и принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Как указывает податель жалобы, Общество, управляющее ресторанами "Мезонин" и "Жемчужина" в SPA-отеле "Аквамарин", фактически осуществляет деятельность, которая включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции: деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (код ОКВЭД 56.10), о чем свидетельствует справка-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к Порядку подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55. Общество настаивает на том, что в настоящее время и по состоянию на 01.03.2020 в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в отношении него имелась информация о том, что заявитель осуществляет данный вид деятельности. Более того, все работники Общества задействованы в работе ресторанов, доходов от других видов деятельности Общество не имеет. На основании изложенного, по мнению подателя жалобы, Общество вправе рассчитывать на государственные меры поддержки, поскольку фактически осуществляет деятельность по коду ОКВЭД 56.10, а отказ Инспекции, поддержанный судами, носит формальный характер.
В судебном заседании 23.09.2021 рассмотрение кассационной жалобы на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отложено на 21.10.2021.
Определением суда кассационной инстанции от 21.10.2021 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ ввиду нахождения в отпуске судья Васильева Е.С. замена на судью Соколову С.В.
В силу пункта 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство в кассационной инстанции произведено с самого начала.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель налогового органа возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество в мае и июне 2020 года обратилось в Инспекцию с заявлениями о признании его организаций, занятой в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, и предоставлении мер государственной поддержки в виде продления установленных сроков уплаты налогов и авансовых платежей за март и I квартал 2020 года, страховых взносов за май, июль 2020 года, а также о предоставлении субсидии за апрель и май 2020 года согласно постановлению N 576.
Инспекция в письме от 06.05.2020 N 09-18/09079@ сообщила Обществу, что в соответствии с постановлением N 409 осуществление организациями деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020. Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Общества по состоянию на 01.03.2020 является деятельность по сдаче в аренду, управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (код ОКВЭД 68.20).
В последующих письмах на повторные обращения Общества Инспекция уведомила заявителя, что получатели субсидий и организации, имеющие право на меры поддержки в виде продления установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей), страховых взносов, определяются по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020. В данном случае Обществом внесены изменения в ЕГРЮЛ относительно кода ОКВЭД только 17.04.2020.
По результатам рассмотрения заявлений Общества о предоставлении субсидий Инспекцией принято решение об отказе в предоставлении субсидии, оформленное сообщениями от 29.05.2020, от 30.05.2020, от 11.06.2020.
Посчитав свои права нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 1 постановления N 409 меры поддержки в виде продления установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей), страховых взносов, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предоставляются организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также включенным по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В пункте 2 постановления N 409 предусмотрено, что осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Постановлением N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила), которыми установлены цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии Законом N 209-ФЗ, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 Правил прямо установлено, что получатель субсидии -организация определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020.
На основании пункта 3 Правил одним из условий для включения в реестр для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой, является отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 названных Правил (подпункт "в").
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень).
В разделе 6 "Общественное питание" Перечня указана "деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" (код ОКВЭД 56).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из несоблюдения Обществом условия для получения мер поддержки в виде продления установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей), страховых взносов и субсидии, предусмотренного постановлениями N 576 и 409, в соответствии с которым организации определяются по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020.
Как установлено судами и не оспаривается Обществом, по состоянию на 01.03.2020 в ЕГРЮЛ в отношении Общества имелась информация о том, что основным видом его деятельности является - деятельность по сдаче в аренду, управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (код ОКВЭД 68.20), что исключает возможность получения субсидии, поскольку отрасль, в которой ведется деятельность Общества, не относится к отраслям, утвержденным постановлением N 434.
Доводы подателя жалобы о том, что для него указанная в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 в качестве дополнительного вида деятельности - деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (код ОКВЭД 56.10) является фактически основным видом деятельности, не принимаются судом кассационной инстанции.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст, предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них и используется для определения основного и дополнительных видов деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами, в целях единообразного их применения как самими хозяйствующими субъектами, так и для учета в государственных информационных системах различными органами.
В соответствии с подпунктом "п" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) в государственный реестр юридических лиц вносятся сведения о видах осуществляемой организацией деятельности путем проставления кодов этих видов деятельности по общероссийскому классификатору.
По общим правилам, закрепленным в Законе о регистрации, определение кодов, непосредственно относящихся к сфере деятельности той или иной организации, осуществляется ею самостоятельно. В заявительном порядке соответствующая информация о кодах вносится в государственный реестр юридических лиц. При этом в силу пункта 5 статьи 5 Закона о регистрации юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган по месту своего нахождения об изменении видов экономической деятельности, сведения о кодах которых включены в государственный реестр юридических лиц, в течение трех рабочих дней с момента такого изменения.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в отношении Общества в ЕГРЮЛ только 17.04.2020 внесена запись об изменении кода ОКВЭД и установлении нового кода ОКВЭД 56.10.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Общества являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, не подтверждают существенных нарушений норм материального и норм процессуального права, повлиявших на исход дела.
Несогласие Общества с выводами судов, а также иное толкование норм законодательства, подлежащих применению, не свидетельствуют о наличии в обжалуемых судебных актах нарушений норм материального и (или) процессуального права либо о допущенной судебной ошибке.
Правовая позиция, сформулированная судами по настоящему делу, соответствует правовому подходу, являющемуся в настоящее время преобладающим в практике судов Российской Федерации по спорной проблеме, и нашедшему свое отражение в актах Верховного Суда Российской Федерации - Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.04.2021 N АПЛ21-105, определения Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2021 N 306-ЭС21-11989, от 06.10.2021 N 308-ЭС21-8122, от 11.10.2021 N 304-ЭС21-17864.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по делу N А56-105583/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Байт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По общим правилам, закрепленным в Законе о регистрации, определение кодов, непосредственно относящихся к сфере деятельности той или иной организации, осуществляется ею самостоятельно. В заявительном порядке соответствующая информация о кодах вносится в государственный реестр юридических лиц. При этом в силу пункта 5 статьи 5 Закона о регистрации юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган по месту своего нахождения об изменении видов экономической деятельности, сведения о кодах которых включены в государственный реестр юридических лиц, в течение трех рабочих дней с момента такого изменения.
...
Правовая позиция, сформулированная судами по настоящему делу, соответствует правовому подходу, являющемуся в настоящее время преобладающим в практике судов Российской Федерации по спорной проблеме, и нашедшему свое отражение в актах Верховного Суда Российской Федерации - Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.04.2021 N АПЛ21-105, определения Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2021 N 306-ЭС21-11989, от 06.10.2021 N 308-ЭС21-8122, от 11.10.2021 N 304-ЭС21-17864."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2021 г. N Ф07-12514/21 по делу N А56-105583/2020