25 октября 2021 г. |
Дело N А42-10498/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Аникиной Е.А., рассмотрев 25.10.2021 без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2021 по делу N А42-10498/2020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр "Кольский научный центр Российской академии наук", адрес: 184209, Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Ферсмана, д. 14, ОГРН 1025100508333, ИНН 5101100280 (далее - Учреждение, ФИЦ КНЦ РАН), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области, адрес: 183038, г. Мурманск, пер. Русанова, д. 10, корп. 1, ОГРН 1025100850730, ИНН 5190800026 (далее - Мурманскстат), от 18.11.2020 N 63, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Решением суда от 06.04.2021, оставленным без изменений постановлением апелляционной инстанции от 16.06.2021, заявленные требования удовлетворены - оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Мурманскстат просит отменить означенные решение и постановление и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы не согласен с правовой квалификацией судами оцениваемых событий и считает, что при производстве по административному делу в отношении Учреждения Мурманскстатом установлены все юридически значимые обстоятельства. По мнению подателя жалобы, ФИЦ КНЦ РАН обязан предоставлять формы федерального статистического наблюдения в отношении спорных объектов как обособленных подразделений.
Определениями Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.09.2021 и 04.10.2021 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции в силу части 5.1 статьи 211 АПК РФ судьей единолично, без вызова участвующих в деле лиц с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В данном случае судом кассационной инстанции установлены основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам дела.
Как следует из обжалуемых судебных актов, основанием для привлечения Учреждения к административной ответственности явились выводы Мурманскстата о неисполнении Учреждением обязанности по своевременному предоставлению первичных статистических данных по форме федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" за сентябрь 2020 года по обособленным подразделениям - гостинице "ТИЕТТА" и гостинице ФИЦ КНЦ РАН, расположенным в закрепленных за Учреждением зданиях в Пригородной зоне (20 км) и ул. Ферсмана, д. 2 в г. Апатиты Мурманской области.
По факту выявленного нарушения составлен протокол от 03.11.2020 N 66 об административном правонарушении по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ и постановлением Мурманскстата от 18.11.2020 N 63 Учреждение привлечено к административной ответственности в виде штрафа.
Не согласившись с выводами административного органа, Учреждение оспорило постановление от 18.11.2020 N 63 в арбитражном суде настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав недоказанным наличие в действиях Учреждения состава вменяемого правонарушения. При этом суд указал на необоснованность вывода Мурманскстата о создании ФИЦ КНЦ РАН стационарных рабочих мест по месту нахождения спорных объектов.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются нормами Федерального закона Российской Федерации от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ).
В силу части 6 статьи 8 Закона N 282-ФЗ юридические лица, которые имеют обособленные подразделения, должны предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям.
Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение N 620).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 названного Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 15.07.2019 N 404 утверждена форма федерального статистического наблюдения П-4 (НЗ) и указания по ее заполнению (далее - Указания); согласно этой форме сведения по ней предоставляются не позднее 8 числа после отчетного квартала.
В соответствии с пунктом 1 Указаний форму заполняют юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых по итогам деятельности за предыдущий год превышает 15 человек (включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера), всех видов экономической деятельности и форм собственности. Вновь созданные организации в текущем году предоставляют отчет независимо от средней численности работников.
При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений (пункт 2 Указаний).
Согласно сноске "1" к пункту 2 Указаний обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации; далее - НК РФ).
Спорные гостиницы поставлены на учет в Статистический регистр Росстата в качестве территориально-обособленных структурных подразделений Учреждения в декабре 2019 года. Обе гостиницы включены Федеральным агентством по туризму в Федеральный перечень туристских объектов с присвоением им категории и регистрационных номеров (550023738 и 550023739 соответственно).
Согласно пункту 24 устава Учреждения оно вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, в том числе деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания.
В гостиницах созданы стационарные рабочие места, трудовую деятельность на постоянной основе осуществляет персонал ФИЦ КНЦ РАН, что подтверждается сведениями Статистического регистра Росстата согласно информации по форме федерального статистического наблюдения N 1-КСР "Сведения о деятельности коллективного средства размещения", предоставленной самим Учреждением.
Таким образом, гостиницы ФИЦ КНЦ РАН вопреки позиции судов первой и апелляционной инстанций полностью соответствуют критериям, указанным в пункте 2 статьи 11 НК РФ, являются его обособленными подразделениями и, следовательно, предоставление в установленном порядке статистической информации по установленным формам в отношении этих гостиниц входит в обязанности Учреждения.
Непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
То обстоятельство, что спорные гостиницы не отражены в уставе ФИЦ КНЦ РАН в качестве структурных подразделений и находятся на территории, где налоговый контроль осуществляет один налоговый орган, не имеет правового значения для признания их таковыми в целях федерального статистического наблюдения в силу сноски "1" к пункту 2 Указаний и пункта 2 статьи 11 НК РФ.
Факт постановки на налоговый учет и осуществление налогового контроля одним налоговым органом также не оказывает влияние на обязанность по предоставлению форм федерального статистического наблюдения, обусловленную требованиями специального законодательства. Особенности налогового учета и контроля Учреждения не являются значимыми для выполнения им обязанности по предоставлению данных статистического учета, который ведется не для целей налогообложения.
Цели и задачи налогового учета и контроля существенным образом отличаются от целей формирования официальной статистической информации. Налоговый учет не равнозначен официальному статистическому учету и налоговые органы не выполняют функцию по сбору и обработке первичных статистических данных и административных данных для формирования официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации (статья 1 и 5 Закона N 282-ФЗ, статьи 2 и 9 НК РФ).
Поскольку оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судами не выявлено, поэтому у них не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств по делу не требуется, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - об отказе Учреждению в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2021 по делу N А42-10498/2020 отменить.
В удовлетворении заявления федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский ФИЦ КНЦ РАН "Кольский научный ФИЦ КНЦ РАН Российской академии наук" отказать.
Судья |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.