27 октября 2021 г. |
Дело N А56-22662/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Рыбинцева Д.С. (доверенность от 24.06.2021 N 05-08-04/14371), от общества с ограниченной ответственностью "Индустриальные и морские проекты" Евдокимовой Е.А. (доверенность от 28.12.2020),
рассмотрев 26.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2021 по делу N А56-22662/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Индустриальные и морские проекты", адрес: 197198, Санкт-Петербург, Петровская коса, д. 1, корп. 1, лит. Р, пом. 25н, офис 3, ОГРН 1117847373159, ИНН 7813511847 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу, адрес: 197136, Санкт-Петербург, ул. Ленина, д. 11/64, ОГРН 1047822999872, ИНН 7813085660 (далее - Инспекция), от 10.03.2021 N 78132101500375900006 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 19.05.2021., оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.08.2021, постановление Инспекции признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 19.05.2021 и постановление от 18.08.2021, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, правонарушения в сфере валютного законодательства имеют высокую степень общественной опасности; в рассматриваемом случае отсутствовала совокупность условий для признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая решение от 19.05.2021 и постановление от 18.08.2021 законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, участники Общества - компания с ограниченной ответственностью "Помар энтерпрайзис лимитед" (Республика Кипр), Полякова Людмила Александровна 14.10.2016 приняли решение о создании филиала Общества в Федеративной Республике Германия, оформленное протоколом внеочередного общего собрания участников от 14.10.2016.
В единый государственный реестр юридических лиц 21.10.2016 внесена запись N 2167848538427 о создании филиала Общества в Германии по адресу: 65195, Висбаден, Гебенштрассе, д. 12 (далее - Филиал).
Согласно пункту 3.1 положения о Филиале, утвержденного протоколом внеочередного общего собрания участников Общества от 14.10.2016 N 1Ф/2016, Филиал является обособленным подразделением Общества, расположенным вне места его нахождения и осуществляет все его функции, в том числе представительские.
В силу подпунктов "в", "г" части 6 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) для целей указанного Закона Филиал признается резидентом.
Общество 02.02.2017 открыло счет N DE77510400380580387900 в Commerzbank AG (Федеративная Республика Германия), о чем в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона N 173-ФЗ уведомило налоговый орган по месту государственной регистрации в качестве юридического лица.
Общество представило Инспекции отчеты о движении денежных средств по счету N DE77510400380580387900 в соответствии с частью 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ и Правилами представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 N 819.
По результатам анализа указанных отчетов Инспекция установила, что 14.10.2019 на счет N DE77510400380580387900 от Азербайджанского Каспийского морского пароходства поступили 4000 евро за товары.
Согласно представленным Обществом документам, на основании которых на указанный счет были зачислены денежные средства, 4000 евро перечислены по договору, заключенному с нерезидентом, в качестве оплаты товаров, которые не пересекали границу Российской Федерации.
По результатам проведенной проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации (акт проверки от 12.01.2020 N 781320200104006) Инспекция выявила, что основания зачисления Обществом на счет в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, денежных средств, поступивших от нерезидента, не соответствуют требованиям валютного законодательства Российской Федерации.
Указанные действия квалифицированы Инспекцией как нарушение статьи 12, части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.
По факту выявленного нарушения Инспекция 18.01.2021 составила в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 78132101500375900002, а 10.03.2021 вынесла постановление N 78132101500375900006 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде взыскания 212 188 руб. 80 коп. штрафа, что составило 75% от суммы незаконной валютной операции.
Не согласившись с данным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, признал доказанными административным органом наличие и состав вмененного Обществу административного правонарушения, однако посчитал возможным признать такое правонарушение малозначительным, а оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Совершение данного административного правонарушения влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 75% до 100% суммы незаконной валютной операции.
Частью 1 статьи 12 Закона N 173-ФЗ установлено, что резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Частью 4 статьи 12 Закона N 173-ФЗ установлено, что резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, денежные средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или с других своих счетов (с вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Наряду со случаями, указанными в части 4 статьи 12 Закона N 173-ФЗ, на счета (во вклады) резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены суммы процентов на остаток средств на таких счетах (во вкладах), денежные средства в виде минимального взноса, требуемого правилами соответствующего банка при открытии счета (вклада), наличные денежные средства, вносимые на счет (во вклад), денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады), суммы налогов, которые возвращены компетентными органами государства пребывания резидента, средства, полученные в случаях, установленных пунктом 1 части 6.1 этой статьи, подпунктами "ж" и "з" пункта 9 части 1 статьи 1, пунктами 10 - 12, 16 - 18, 25, 26 и 28 части 1 статьи 9, абзацами шестым - девятым части 2, пунктами 2 и 3 части 3 статьи 14, а также пунктами 1 - 3 и 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ (часть 5 статьи 12 Закона N 173-ФЗ).
Факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, подтвержден материалами дела и не оспорен Обществом.
Вместе с тем суд первой инстанции, учтя фактические обстоятельства настоящего дела и характер совершенного Обществом административного правонарушения, признал это правонарушение малозначительным, освободил Общество от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, признал незаконным и отменил постановление Инспекции.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Инспекция в кассационной жалобе указывает на отсутствие оснований для признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оценка деяния как малозначительного должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие "малозначительность".
Суды, оценив фактические обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения и степень его общественной опасности, сочли это нарушение малозначительным ввиду отсутствия ущерба и существенной угрозы охраняемым законом государственным интересам.
Сам по себе факт нарушения требований валютного законодательства без учета обстоятельств совершенного административного правонарушения не свидетельствует о наличии существенной угрозы охраняемым законом интересам.
Вывод судов о наличии или отсутствии оснований для признания совершенного юридическим лицом административного правонарушения малозначительным связан с оценкой доказательств по делу.
Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2021 по делу N А56-22662/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
...
Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2021 по делу N А56-22662/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 октября 2021 г. N Ф07-14899/21 по делу N А56-22662/2021