28 октября 2021 г. |
Дело N А13-17271/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от Департамента имущественных отношений Вологодской области Веселовой Е.А. (доверенность от 11.01.2021 N 6-Д),
рассмотрев 27.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Респект-Недвижимость" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 по делу N А13-17271/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Респект-Недвижимость", адрес: г. Вологда, ул. Герцена, д. 56, оф. 19, ОГРН 1063525118425, ИНН 3525176458, (далее - Общество, ООО "Респект-Недвижимость"), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, Козленская ул., д. 8, ОГРН 1033500036998, ИНН 3525057122 (далее - Департамент), о признании незаконными действий по отказу в исключении из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (на 2020 год) объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 35:24:0202001:83, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Ленина, д. 15 "б" (письмо Департамента от 26.11.2020).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 1, ОГРН 1043500095737, ИНН 3525022440 (далее - Инспекция).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 30.03.2021 заявление Общества удовлетворено.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 решение суда первой инстанции от 30.03.2021 отменено, в удовлетворении заявленных ООО "Респект-Недвижимость" требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить постановление от 17.06.2021 и оставить в силе решение от 30.03.2021. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что принадлежащее ООО "Респект-Недвижимость" здание не отвечает критериям для отнесения его к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В связи с этим, как считает Общество, у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены принятого судом первой инстанции решения.
В судебном заседании представитель Департамента возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество является собственником объекта недвижимости - здания площадью 1332,9 кв.м с кадастровым номером 35:24:0202001:83, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Ленина, д. 15 "б" (далее - Объект).
Приказом Департамента 15.11.2019 N 87-н утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень).
Согласно пункту 282 Перечня налоговая база по налогу на имущество в отношении Объекта определяется как кадастровая стоимость.
Общество 16.09.2020 обратилось в Департамент с заявлением об исключении Объекта из Перечня по той причине, что Объект не эксплуатируется, на нем ведутся ремонтные работы.
Письмом от 26.11.2020 N их.34-12745/20 Департамент отказал в исключении Объекта из Перечня со ссылкой на решение Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий для целей налогообложения от 25.11.2020.
Не согласившись с действием Департамента по отказу в исключении Объекта из Перечня, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал требование обоснованным и удовлетворил заявление Общества.
Апелляционный суд не согласился с данным выводом суда первой инстанции, в связи с чем отменил принятый им судебный акт и отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ООО "Респект-Недвижимость" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей.
В силу пункта 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 названного Кодекса.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пункт 4 статьи 378.2 НК РФ определяет условия, при наличии хотя бы одного из которых отдельно стоящее нежилое здание признается торговым центром, а именно:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 5 статьи 378.2 НК РФ фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Вологодской области от 07.12.2015 N 1046 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" Департамент является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - Вологодской области на определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направление его в электронной форме в налоговый орган.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра (далее - ЕГРН) от 21.09.2020 принадлежащее Обществу здание площадью 1332,9 кв.м с кадастровым номером 35:24:0202001:83, расположенное адресу: г. Вологда, ул. Ленина, д. 15 "б", имеет назначение - нежилое здание, наименование - столовая.
В соответствии с пунктом 33 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения (далее - ГОСТ 31985-2013) столовая относится к предприятиям общественного питания.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому к коду вида разрешенного использования 4.6. "общественное питание" отнесено размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Согласно выписке из ЕГРН от 21.09.2020 принадлежащий заявителю земельный участок площадью 1619 кв. м с кадастровым номером 35:24:0202001:18, на котором расположено спорное здание, имеет вид разрешенного использования - для эксплуатации и обслуживания здания столовой, то есть предусматривает размещение объекта общественного питания.
Экспликацией к техническому плану, в котором назначение здания указано как столовая, подтверждается, что все помещения в нем, как основные (обеденный зал площадью 247,8 кв. м, кухня площадью 151, 2 кв. м, мойка, цех и т.д.) так и вспомогательные, предназначены для использования в качестве объекта общественного питания, в связи с чем их площадь превышает 20 процентов общей площади здания.
ООО "Респект-Недвижимость", обращаясь в Департамент с заявлением об исключении принадлежащего ему Объекта из Перечня, ссылалось на то, что здание не эксплуатируется.
Оценив представленные Обществом документы (договоры подряда на выполнение ремонтных работ, договор на оказание услуг по разработке дизайн-проекта), суд первой инстанции пришел к выводу, что спорное здание на момент обращение заявителя в Департамент не отвечало установленным законом критериям для отнесения его к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Суд апелляционной инстанции не согласился с названным выводом суда первой инстанции, обоснованно отметив, что временное неиспользование здания по назначению ввиду проведения в нем ремонтных работ не является основанием для исключения из Перечня Объекта, отвечающего одному из условий, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ. В данном случае разрешенное использование земельного участка, на котором расположено принадлежащее Обществу здание, предусматривает размещение объекта общественного питания, что являлось одним из оснований для включения указанного здания в Перечень.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у Департамента правовых оснований для отказа заявителю в исключении Объекта из Перечня.
Фактические обстоятельства дела установлены апелляционным судом в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 по делу N А13-17271/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Респект-Недвижимость" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 33 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения (далее - ГОСТ 31985-2013) столовая относится к предприятиям общественного питания.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому к коду вида разрешенного использования 4.6. "общественное питание" отнесено размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
...
Суд апелляционной инстанции не согласился с названным выводом суда первой инстанции, обоснованно отметив, что временное неиспользование здания по назначению ввиду проведения в нем ремонтных работ не является основанием для исключения из Перечня Объекта, отвечающего одному из условий, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ. В данном случае разрешенное использование земельного участка, на котором расположено принадлежащее Обществу здание, предусматривает размещение объекта общественного питания, что являлось одним из оснований для включения указанного здания в Перечень."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 октября 2021 г. N Ф07-14436/21 по делу N А13-17271/2020