29 октября 2021 г. |
Дело N А56-98144/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от акционерного общества "ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" Рожнова А.В. (доверенность от 01.01.2021 N 186/2021), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Лесничей Т.В. (доверенность от 22.06.2021 N 01/37),
рассмотрев 27.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021 по делу N А56-98144/2020,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209, (далее - общество, ПАО "Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - УФАС, Управление) от 09.09.2020 по делу N 047/04/9.21-2262/2020 об административном правонарушении, о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде 300 000 руб. штрафа.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области", адрес: 187342, Ленинградская, обл., г. Кировск, ул. Ладожская, д. 3А; ОГРН 1044700565172; ИНН 4703074613; (далее - АО "ЛОЭСК").
Решением суда от 23.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.07.2021, оспариваемое постановление УФАС изменено в части назначенного Обществу административного наказания; размер штрафа снижен судом до 150 000 руб.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неверную судебную оценку вины сетевой организации относительно невозможности направления проекта договора потребителю в пределах срока, установленного в пункте 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), а именно, без учета того, что АО "ЛОЭСК" обратилось с заявкой не на новое технологическое присоединение новой мощности, а на изменение схемы внешнего электроснабжения ТП-30 и допущенных АО "ЛОЭСК" нарушений при указании сведений заявки. Податель жалобы также полагает, что судами необоснованно исключено применение статьи 2.9 КоАП РФ, признание рассматриваемого правонарушения малозначительным.
В судебном заседании представители АО "ЛОЭСК" и УФАС с доводами жалобы не согласились.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направило, заявив ходатайство о рассмотрении жалобы без их участия. Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 15.04.2020 в Управление от АО "ЛОЭСК" поступило заявление (вх. N 4339) на бездействие ПАО "Россети Ленэнерго" и нарушении им пункта 15 Правил N 861.
По результатам рассмотрения указанного заявления антимонопольным органом установлено, что 11.03.2020 АО "ЛОЭСК" направило в адрес ПАО "Россети Ленэнерго" заявку N 00-02/638 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта "ТП N 30", расположенного по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, г.п. Сиверский, ул. Заводская (далее - объект), с максимальной мощностью 1327 кВт, к ПС 35 кВ "Юбилейная". Заявка поступила в адрес ПАО "Россети Ленэнерго" 13.03.2020 (вх. N ЛЭ/16- 02/517).
Означенная заявка подана АО "ЛОЭСК" в связи с необходимостью изменения схемы внешнего электроснабжения объектов, расположенных по адресу: п. Сиверский, Гатчинский р-н, Ленинградская обл.
В связи с непредставлением подателем заявки документов, подтверждающих ранее присоединенную максимальную мощность, ПАО "Ленэнерго" направило в адрес АО "ЛОЭСК" письмо исх. N ЭСКЛ/16-01/5861 от 19.03.2020 о необходимости предоставления документов, подтверждающих величину переводимой нагрузки 1327 кВт, в случае их отсутствия предложено направить заявку на переоформление документов о технологическом присоединении.
Поскольку на момент возбуждения дела об административном правонарушении проект договора, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору по заявке от 11.03.2020 N 00-02/638 в адрес АО "ЛОЭСК" не поступили, УФАС пришло к выводу о нарушении Обществом пункта 15 Правил N 861, выразившемся в ненаправлении в адрес АО "ЛОЭСК" проекта договора об осуществлении технологического присоединения в 2 экземплярах и подписанные технические условия в установленный законом срок (20 рабочих дней со дня получения заявки).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 07.09.2020 уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества протокола об административном правонарушении N 047/04/9.21- 2261/2020, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 09.09.2020 по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-2261/2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде 300 000 руб.штрафа.
Не согласившись с означенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела, проверили соблюдение УФАС административной процедуры и пришли к выводу о доказанности события и состава вмененного Обществу административного правонарушения. Суды не установили существенных процедурных нарушений в рамках административной процедуры, а равно оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем апелляционный суд согласился с судом первой инстанции о возможном применении в данном случае положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снижении назначенного Обществу административного штрафа до 150 000 руб.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, подлежащим применению нормам материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ противоправным признается нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из положений статей 21 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", требований Правил N 861 (с учетом того, что соответствующее правовое регулирование предполагает однократный характер своевременного технологического присоединения на основании публичного договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом), а равно статуса заявителя как профессионального участника правоотношений, субъекта энергетики, сетевой организации, естественного монополиста, который в процессе технологического присоединения может и должен понимать не столько формальные процедурные требования сами по себе, сколько законные потребности обратившихся к нему лиц в относительно скором, эффективном и технологически верном присоединении своих энергопринимающих устройств к объектам сетевой организации.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
Такое технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
Пунктом 15 Правил N 861 предусмотрено, что сетевая организация направляет в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.08.2013 N 691; в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.12.2017 N 1661, от 10.03.2020 N 262, от 01.04.2020 N 403).
Факт нарушения поименованного в пункте 15 Правил срока установлен УФАС в рамках административного производства, а затем проверен и подтвержден в ходе административного судопроизводства судами с использованием представленных участниками спора доказательств. Общество данное обстоятельство не отрицает, однако ссылается на некоторые "особенности" (не подтверждение заявителем размера существующей у него мощности), не позволившие изготовить и своевременно направить АО "ЛОЭСК" проект договора
Означенному доводу, на основании положений пунктов 9 - 14 Правил N 861 и информации, содержащейся в седьмом пункте заявки АО "ЛОЭСК" (об отсутствии у заявителя ранее присоединенной максимальной мощности от ПС 35 кВ "Юбилейная"), суды дали надлежащую оценку.
При этом суды учли требование пункта 11 Правил, которыми закреплено, что сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами.
Таким образом, вывод судов об отсутствии у подателя заявки обязанности прикладывать к заявке документ, подтверждающий размер ранее присоединенной мощности, является правильным.
Невозможность выполнить требование пункта 15 Правил в настоящем деле не установлена, необходимый подателю заявки проект договора был направлен сетевой организацией сразу после возбуждения антимонопольного разбирательства.
Виновность Общества установлена Управлением в соответствии с критериями вины юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Выводы УФАС и судов основаны на достаточно полном и объективном исследовании обстоятельств дела, сути вменения, его правовой определенности.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен. Выводы судов о допустимом снижении назначенного административного штрафа (применительно к части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ) являются мотивированными и в рамках кассационного производства не обжалуются.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суды мотивированно исключили возможность применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ
По делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021 по делу N А56-98144/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Означенному доводу, на основании положений пунктов 9 - 14 Правил N 861 и информации, содержащейся в седьмом пункте заявки АО "ЛОЭСК" (об отсутствии у заявителя ранее присоединенной максимальной мощности от ПС 35 кВ "Юбилейная"), суды дали надлежащую оценку.
...
Виновность Общества установлена Управлением в соответствии с критериями вины юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
...
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен. Выводы судов о допустимом снижении назначенного административного штрафа (применительно к части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ) являются мотивированными и в рамках кассационного производства не обжалуются.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суды мотивированно исключили возможность применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ"
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 октября 2021 г. N Ф07-8295/21 по делу N А56-98144/2020