г. Санкт-Петербург |
|
01 июля 2021 г. |
Дело N А56-98144/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Шержинская М.А. по доверенности от 21.11.2019
от заинтересованного лица: Гришин С.С. по доверенности от 02.06.2021
от третьего лица: Рожнов А.В. по доверенности от 01.01.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13300/2021) публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2021 по делу N А56-98144/2020 (судья Черняковская М.С.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
третье лицо: акционерное общество "ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области"
о признании незаконным и отмене постановления от 09.09.2020 по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-2262/2020
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россетти Ленэнерго" (далее - заявитель, Общество, ПАО "Россети Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, Ленинградское УФАС) от 09.09.2020 по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-2262/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (далее - АО "ЛОЭСК").
Решением суда первой инстанции от 23.03.2021 оспариваемое постановление изменено в части назначенного Обществу наказания, размер штрафа снижен до 150000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, ПАО "Россети Ленэнерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение норм материального права, просит решение суда первой инстанции от 23.03.2021 отменить и удовлетворить заявленные Обществом требования в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции не учтено, что АО "ЛОЭСК" обратилось с заявкой не на новое технологическое присоединение новой мощности, а на изменение схемы внешнего электроснабжения ТП-30, что предполагает наличие ранее присоединенной максимальной мощности на указанном объекте, в связи с чем судом сделан неверный вывод об отсутствии ранее присоединенной мощности ТП-30. Также податель жалобы ссылается на допущенные АО "ЛОЭСК" нарушения при указании сведений заявки, в связи с чем действия Общества по направлению 31.07.2020 проекта договора об осуществлении технологического присоединения на новое технологическое присоединение всего объема заявленной мощности в размере 1327 кВт, не могут быть расценены судом как реализация Обществом своей обязанности и признание вины. Также податель жалобы полагает, что вопреки выводам суда первой инстанции, в рассматриваемом случае имеются основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Управления и АО "ЛОЭСК" против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Ленинградское УФАС поступило заявление АО "ЛОЭСК" (вх. N 4339 от 15.04.2020) на действия (бездействие) ПАО "Россети Ленэнерго", содержащее сведения о нарушении Обществом Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением установлено, что 11.03.2020 АО "ЛОЭСК" направило в адрес ПАО "Россети Ленэнерго" заявку N 00-02/638 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта "ТП N 30", расположенного по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, г.п. Сиверский, ул. Заводская (далее - объект), с максимальной мощностью 1327 кВт, к ПС 35 кВ "Юбилейная".
Согласно информации предоставленной АО "ЛОЭСК" в адрес Ленинградского УФАС, заявка подана АО "ЛОЭСК" в связи с необходимостью изменения схемы внешнего электроснабжения объектов, расположенных по адресу: п. Сиверский, Гатчинский р-н, Ленинградская обл. Указанная заявка поступила в адрес ПАО "Россети Ленэнерго" 13.03.2020 (вх. N ЛЭ/16- 02/517).
В связи с непредставлением заявителем документов, подтверждающих ранее присоединенную максимальную мощность, ПАО "Ленэнерго" направило в адрес АО "ЛОЭСК" письмо исх. N ЭСКЛ/16-01/5861 от 19.03.2020 о необходимости предоставления документов, подтверждающих величину переводимой нагрузки 1327 кВт, в случае из отсутствия предложено направить заявку на переоформление документов о технологическом присоединении.
По состоянию на момент возбуждения дела об административном правонарушении проект договора, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору по заявке N 00-02/638 от 11.03.2020 в адрес АО "ЛОЭСК" не поступили.
На основании изложенного, Управление пришло к выводу о нарушении Обществом пункта 15 Правил N 861, выразившемся в ненаправлении в адрес АО "ЛОЭСК" проекта договора об осуществлении технологического присоединения в 2 экземплярах и подписанные технические условия в установленный законом срок (20 рабочих дней со дня получения заявки).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 07.09.2020 уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества протокола об административном правонарушении N 047/04/9.21-2261/2020, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 09.09.2020 по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-2261/2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300000 руб.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Вместе с тем, суд посчитал возможным на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу оспариваемым постановлением административного штрафа до 150000 рублей.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 23.03.2021 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно пункту 15 Правил N 861 сетевая организация направляет в адрес заявителя для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в двух экземплярах и технические условия, как неотъемлемое приложение к договору, в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Как следует из материалов дела, 11.03.2020 АО "ЛОЭСК" направило в адрес ПАО "Россети Ленэнерго" заявку N 00-02/638 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта "ТП N 30" с максимальной мощностью 1327 кВт, к ПС 35 кВ "Юбилейная".
Согласно информации предоставленной АО "ЛОЭСК" в Управление, заявка подана АО "ЛОЭСК" в связи с необходимостью изменения схемы внешнего электроснабжения объектов, расположенных по адресу: п. Сиверский, Гатчинский р-н, Ленинградская обл. Указанная заявка поступила в адрес ПАО "Россети Ленэнерго" 13.03.2020 (вх. N ЛЭ/16- 02/517).
Однако в установленный пунктом 15 Правил N 861 срок ПАО "Россети Ленэнерго" не направило в адрес АО "ЛОЭСК" проект договора об осуществлении технологического присоединения.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод Ленинградского УФАС, поддержанный судом первой инстанции, о нарушении Обществом пункта 15 Правил N 861 (ненаправление ПАО "Россети Ленэнерго" в адрес заказчика подписанного проекта договора технологического присоединения в двух экземплярах и подписанных технических условий в предусмотренный Правилами N 861 срок со дня поступления заявки), что образует объективную сторону состава состав правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил N 861, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении.
Довод подателя жалобы о том, что АО "ЛОЭСК" при подаче заявки не подтвердило размер существующей мощности, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно им отклонен в силу следующего.
Исчерпывающий перечень сведений и документов, предоставляемых при подаче заявки на технологическое присоединение, содержится в пунктах 9-14 Правил N 861. При этом пунктом 11 Правил N 861 закреплено, что сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами.
Указание сведений о размере мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств действительно предусмотрено типовой формой заявки на технологическое присоединение, однако обязанность подателя заявки прикладывать к заявке документ, подтверждающий размер ранее присоединенной мощности, Правилами N 861 не предусмотрена.
Кроме того, в заявке в пункте 7 АО "ЛОЭСК" указало, что ранее присоединенная максимальная мощность от ПС 35 кВ "Юбилейная" отсутствует.
Суд первой инстанции также обоснованно принял во внимание, что Общество, несмотря на наличие информации о том, что имеет место новое подключение (поскольку ранее ПС 35 кВ "Юбилейная" не было подключено) направило проект договора только 31.07.2020, то есть после возбуждения дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно посчитал доказанным наличие в действиях ПАО "Россети Ленэнерго" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вопреки доводам подателя жалобы, судом апелляционной инстанции не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Из материалов дела усматривается, что протокол от 07.09.2020 и постановление от 09.09.2020 по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-2262/2020 составлены по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признании совершенного Обществом правонарушения малозначительным, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 и пункта 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает в данном случае оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, оценив приведенные Обществом в заявлении доводы и обстоятельства дела, суд первой инстанции посчитал возможным с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначенного Обществу наказания.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В рассматриваем случае, оценив конкретные обстоятельства дела и доводы Общества, приведенные в заявлении, учитывая характер совершенного Обществом правонарушения, а также тот факт что договор на технологическое присоединение был направлен Обществом в адрес АО "ЛОЭСК" (с нарушением установленного срока), принимая во внимание конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциации публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, суд первой инстанции пришел к выводу, что назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание (штраф в размере 300000 руб.) является в данном случае чрезмерным и не соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также целям административного наказания.
В связи с изложенным, суд первой инстанции посчитал возможным на изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив размер назначенного Обществу административного штрафа в два раза до 150000 руб. (в пределах санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ).
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное судом первой инстанции наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, оснований считать назначенное Обществу наказание несправедливым или несоразмерным совершенному правонарушению суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 23.03.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 марта 2021 года по делу N А56-98144/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россетти Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-98144/2020
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Третье лицо: АО "ЛОЭСК", АО "ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"