11 ноября 2021 г. |
Дело N А42-4325/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от Комитета по тарифному регулированию Мурманской области Погудиной Н.А. (доверенность от 29.04.2021 N 11), от публичного акционерного общества "Мурманскавтотранс" Варзугина А.И. (доверенность от 01.11.2021 N 83), Матюшова К.В. (доверенность от 15.09.2021 N 71),
рассмотрев 10.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по тарифному регулированию Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021 по делу N А42-4325/2020,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Мурманскавтотранс", адрес: 183034, г. Мурманск, Транспортная ул., д.12, ОГРН 1025100850037, ИНН 5190400194 (далее - Общество, ПАО "Мурманскавтотранс") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) об оспаривании постановления Комитета по тарифному регулированию Мурманской области, адрес: 183006, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1045100171511, ИНН 5190127403, (далее - Комитет) от 26.02.2020 N 12/1 "Об установлении предельных (максимальных) тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок" (далее - Постановление от 26.02.2020 N 12/1) и обязании Комитета произвести перерасчет предельных (максимальных) тарифов.
Решением суда от 30.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.07.2021, заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Комитет просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новое решение, поскольку оспариваемое в настоящем деле Постановление от 26.02.2020 N 12/1 было принято Комитетом во исполнение решения Арбитражного суда Мурманской области от 22.11.2019 по делу N А42-700/2019, для чего на основании пункта 20 Регламента установления регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, утвержденного приказом Комитета от 02.08.2019 N 51 (далее - Регламент) в адрес Общества направлялись запросы о предоставлении документов и материалов от 16.12.2019 N 06-02/4256-ВГ и 10.01.2020 N 06- 02/25-ЕС, а при расчете предельного (максимального) тарифа на перевозку пассажиров автомобильным транспортом на 2019 год в рамках исполнения решения суда по делу N А42-700/2019 Экспертная группа Комитета пересматривала только оспоренные в суде статьи затрат. Податель жалобы настаивает на том, что вопреки выводам судов Постановление от 26.02.2020 N 12/1 законно и экономически обосновано.
В судебном заседании представитель Комитет поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Общества с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, ПАО "Мурманскавтотранс" 28.04.2018 обратилось в Комитет с заявлением об определении экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров автомобильным транспортом на 2019 год в размере: 45,55 руб. за одну поездку в городском сообщении; 6,02 руб. за 1 пассажиро-километр в пригородном сообщении; 9,93 руб. за 1 пассажирокилометр в междугороднем сообщении.
По результатам рассмотрения представленных Обществом материалов и экспертного заключения, подготовленного экспертной группой по проведению экспертизы предложений перевозчиков об установлении регулируемых тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом, Комитетом на основании протокола заседания Правления принято постановление от 31.10.2018 N 35/1 "Об установлении предельных (максимальных) тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок" (далее - Постановление от 31.10.2018 N 35/1), в соответствии с которым ПАО "Мурманскавтотранс" установлен тариф на проезд: по пригородным перевозкам - 4,48 руб. (НДС не облагается) проезд пассажиров за 1 км пути; провоз одного места багажа - стоимость поездки 1 пассажира на расстояние 10 км; по междугородным перевозкам - 6,22 руб. (без НДС) проезд пассажиров за 1 км пути; провоз одного места багажа - 10% от стоимости проезда пассажира.
Не согласившись с размерами тарифов, установленных Постановлением от 31.10.2018 N 35/1, Общество обжаловало его в Арбитражном суде Мурманской области; в качестве восстановления нарушенного права и своих законных интересов испросив перерасчет Комитетом предельных (максимальных) тарифов.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 22.11.2019 по делу N А42-700/2019, оставленным без изменения постановлениями апелляционного суда от 19.02.2020 и кассационного суда от 30.06.2020, заявленные требования Общества удовлетворены. Суд признал Постановление Комитета от 31.10.2018 N 35/1 недействительным как не соответствующим Закону Мурманской области от 28.05.2004 N 483-01-ЗМО "О государственном регулировании цен на территории Мурманской области" (далее - Закон N 483-01-ЗМО), Методическим указаниям по расчету предельных (максимальных) тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, утвержденным приказом Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 09.09.2016 N 72 (далее - Методические указания), и обязал Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем перерасчета предельных (максимальных) тарифов.
В целях исполнения решения Арбитражного суда по делу N А42-700/2019 Комитет направил в адрес Общества запросы от 16.12.2019 N 06-02/425 6-ВТ, от 10.01.2020 N 06-02/25-ЕС о необходимости предоставления документов и материалов.
Обосновывающие материалы для расчета тарифа Общество представило письмами от 24.12.2019 N 01/873, от 10.01.2020 N 01/08 и от 05.02.2020 N 63.
Комитет, рассмотрев документы Общества, в том числе представленные при рассмотрении дел об установлении тарифов на 2019 год от 28.04.2018 N 01/367, N 01/373, от 16.07.2018 N 01/568, от 25.09.2018 N 01/737, произвел перерасчет предельного (максимального) тарифа на перевозку пассажиров автомобильным транспортом на 2019, пересмотрев следующие статьи затрат: Производственные показатели. Объем пассажирооборота по межмуниципальным маршрутам в пригородном сообщении; Статьи затрат: затраты на оплату труда основного производственного персонала; отчисления от оплаты труда основного производственного персонала; затраты на топливо и смазочные материалы; цеховые расходы; общехозяйственные расходы.
Постановлением Комитета от 26.02.2020 N 12/1 (в редакции от 15.06.2020 N 21/1) утверждены предельные (максимальные) тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок для ПАО "Мурманскавтотранс" на период с 01.01.2019 по 31.12.2019, в следующих размерах: - проезд пассажиров за каждый километр пути в пригородном сообщении - 5,11 руб. (НДС не облагается); - проезд пассажиров за каждый километр пути в междугородном сообщении - 7,30 руб. (без НДС).
Не согласившись с утвержденным Комитетом на основании принятого Постановления от 26.02.2020 N 12/1 размером предельно максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции исследовал и оценил доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установил обстоятельства дела и указал на наличие в данном случае правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления, признав оспариваемое Постановление от 26.02.2020 N 12/1 недействительным и определив в качестве способа восстановления нарушенного права для Общества - перерасчет Комитетом предельных (максимальных) тарифов.
Апелляционная инстанция повторно рассмотрела дело, проверила законность и обоснованность решения суда первой инстанции и сочла выводы суда первой инстанции правильными.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного производства.
Суды, руководствуясь статьями 198 и 200 АПК РФ, частью 2 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпунктами 12 и 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 3, 4, пунктом 2 статьи 10 и 11 Закона Мурманской области от 28.05.2004 N 483-01-ЗМО "О государственном регулировании цен на территории Мурманской области", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", пунктами 2.2.2, 2.2.2.7 (подпункты 9 и 10) Положения о Комитете по тарифному регулированию Мурманской области (утверждено постановлением Правительства Мурманской области от 24.06.2015 N 265-ПП), пунктом 4 статьи 6.1 Закона Мурманской области от 13.07.2009 N 1133-01- ЗМО "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области", с учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Мурманской области от 22.11.2019 по делу N А42-700/2019 (признавшего недействительным постановление Комитета от 31.10.2018 N 35/1 и обязавшего пересчитать предельные (максимальные) тарифы для Общества), пунктами 1.1, 1.2, 2.3, 2.4, 3.2.3 приложения N 7, пунктом 3.2.13 Методических указаний (в редакции приказа Комитета от 31.10.2018 N 82), во взаимосвязи с положениями статей 129, 132, 135, 188 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 23 Регламента, пунктов 5 и 7 ПБУ 1-/99 "Расходы организации" (утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н), на основании Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N32н), с учетом разъяснений Роструда в Письме от 27.04.2011 N 1111-6-1, пришли к выводу, что в оспариваемом Постановлении от 12.05.2021 N 12/1 перерасчет тарифов Комитетом произведен не в полном объеме.
К такому выводу суды пришли удостоверившись в том, Экспертной группой Комитета при расчете предельного (максимального) тарифа на перевозку пассажиров автомобильным транспортом на 2019 год в рамках исполнения решения Арбитражного суда Мурманской области, пересматривались следующие статьи затрат: производственные показатели. Объем пассажирооборота по межмуниципальным маршрутам в пригородном сообщении; статьи затрат: затраты на оплату труда основного производственного персонала; отчисления от оплаты труда основного производственного персонала; затраты на топливо и смазочные материалы; цеховые расходы; общехозяйственные расходы.
Остальные статьи затрат Комитетом не пересматривались. Тогда как, Обществом при оспаривании Постановления от 31.10.2018 N 35/1 статьи "Общехозяйственный расходы" и "Цеховые расходы" обжаловались в целом, без каких-либо изъятий.
При таком "изъятии", Комитет при перерасчете допустил занижение расходов Общества по статье "Заработная плата" (применительно к расходам по страховым взносам ПФР, ФСС, НС, и ПЗ, отчислений в резерв отпусков), необоснованно исключил расходы на компенсацию личного автомобильного транспорта работников по автоколонне N 1378, не принял расходы, отраженные на счете 23 по Североморскому АТП, что привело к тому, что Обществу был установлен необоснованный (заниженный) тариф.
Между тем, как установлено судами затраты Общества (помимо учтенных выше Комитетом) состоят также из цеховых расходов (в их состав входят расходы на заработную плату кассиров со страховыми взносами, оплату услуг по продаже билетов, командировочные расходы, льготный проезд кассиров, транспортный налог, НДС (в расходах на городских и пригородных маршрутах), страхование гражданской ответственности, техосмотр, страховые премии, расходы на АСУОП и другие расходы) и общехозяйственных расходов (состоящих из расходов на заработную плату общехозяйственного персонала со страховыми взносами, амортизацию зданий, на электроэнергию, отопление, аренду помещений, льготный проезд общехозяйственного персонала, канцелярские товары, почтовые расходы, медицинское страхование, ремонт зданий и сооружений, услуги связи, услуги сторонних организаций и другие расходы, включая расходы аппарата управления Общества).
Суды двух инстанций детально проверили расчет по каждой спорной позиции, отраженной Обществом в составе цеховых и общехозяйственных расходов; оснований для иных выводов, отличных от изложенных в обжалуемых судебных актах, у суда округа не имеется.
Суд соглашается с тем, что в рассматриваемом случае отступление регулирующим органом от основных положений, установленных Методическими указаниями, при перерасчете тарифов привело к занижению расходов АО "Мурманскавтотранс" и установлению для перевозчика необоснованно низких предельных (максимальных) тарифов, что в свою очередь не позволяет Обществу компенсировать экономически обоснованные расходы на перевозку пассажиров и багажа по регулярным маршрутам и обеспечить экономически обоснованные доходы.
Как следствие, суды правомерно признали недействительным Постановление Комитета от 26.02.2020 N 12/1 как нарушающее права и законные интересы заявителя.
Доводы кассационной жалобы, в которых Комитет настаивает на правильности произведенного расчета тарифа, аналогичны ранее заявленным в судах первой и апелляционной инстанции доводам, получили объективную оценку судов. Суд кассационной инстанции с изложенными мотивами принятия обжалуемых решения и постановления согласен. Иных доводов податель жалобы не приводит.
Содержание судебных актов свидетельствует о детальном и всестороннем исследовании судами существенных обстоятельств дела, их надлежащей правовой квалификации, основанной на правильном применении норм материального и процессуального права.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021 по делу N А42-4325/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по тарифному регулированию Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.