17 ноября 2021 г. |
Дело N А56-9884/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Минерал Строй" Епифанова Д.С. (протокол от 28.05.2019),
рассмотрев 15.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2021 по делу N А56-9884/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Минерал Строй", адрес: 194292, Санкт-Петербург, Домостроительная ул., д. 1, лит. А, ч. пом. 1-Н, комн. N 230 (оф. N 605), ОГРН 1177847045749, ИНН 7813270790 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее - Комитет), о признании недействительным отказа от 09.07.2020 N 02-21262/2020 в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр "Стеклянный-1" без предоставления лесного участка, без рубок лесных насаждений на срок 2 года и обязании Комитета выдать указанное разрешение.
Решением суда первой инстанции от 16.04.2021 заявленные требования удовлетворены.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2021 апелляционная жалоба Комитета возвращена в связи с отказом в восстановлении срока ее подачи.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить решение суда, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что в заявлении указаны недостоверные сведения о местоположении и площади земель лесного фонда, необходимых для выполнения работ по геологическому изучению недр согласно лицензии, поскольку в отношении части испрашиваемых земель лесного фонда у Общества отсутствует лицензия. В решении суда сделан вывод о том, что утверждение Комитета о завышенной площади участка носит предположительный характер, однако выводы Комитета являются однозначными и не могут носить предположительного характера.
В судебном заседании представитель Общества против доводов жалобы возразил.
Комитет о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество является владельцем лицензии на пользование недрами ЛОД 48065 ТП (до переоформления ЛОД 47756 ТП) от 16.01.2020 сроком до 26.06.2023 на геологическое изучение, в целях поисков и оценки месторождения песков строительных на участке недр "Стеклянный-1" во Всеволожском районе Ленинградской области.
10.06.2020 Общество обратилось в Комитет с заявлением от 08.06.2020 исх. N МС11-20 (от 10.06.2020 вх. N 01-15999/2020) с просьбой выдать разрешение на выполнение работ по геологическому изучению недр на участке недр "Стеклянный-1" во Всеволожском районе Ленинградской области без предоставления лесного участка, без рубок лесных насаждений, сроком на 2 года.
Комитет письмом от 09.07.2020 N 02-21262/2020 отказал заявителю в предоставлении государственной услуги по выдаче указанного разрешения на основании подпунктов "а" и "в" пункта 2.10 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, утвержденного постановлением Губернатора Ленинградской области от 13.02.2017 N 12-пг (далее - Административный регламент), ссылаясь на несоответствие площади земель лесного фонда, испрашиваемых для выполнения работ согласно заявлению, площади земель лесного фонда, входящих в границы участка недр "Стеклянный-1", предоставленного в пользование согласно лицензии, то есть на представление заявителем недостоверных сведений о площади земель лесного фонда, поскольку в отношении части испрашиваемых земель у Общества отсутствует лицензия на пользование недрами.
Посчитав отказ в выдаче разрешения незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил ввиду незаконности отказа Комитета и нарушении им прав и законных интересов Общества в экономической сфере.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частями 3, 4, 6 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства.
В случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующего полномочия в области лесных отношений: выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
Согласно пункту 3 Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.12.2010 N 515 (действовавшего в спорном периоде), на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений.
Аналогичное положение содержится в пункте 2 действующих в настоящее время Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.07.2020 N 417.
Пунктом 2.6 Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для представления услуги, подлежащий представлению заявителями. Так, в целях получения государственной услуги заявителем представляется заявление на выдачу разрешения по форме согласно приложению 2 к Административному регламенту. В заявлении указываются, в том числе, местоположение и площадь земель лесного фонда, необходимая для выполнения планируемых работ, обоснование использования лесов и срок выполнения работ по геологическому изучению недр.
В соответствии с подпунктами "а" и "в" пункта 2.10 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
- несоответствие представленных документов требованиям, установленным пунктом 2.6 Административного регламента,
- отсутствие лицензии на пользование недрами или государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению недр для государственных нужд.
Как указано выше, Комитет отказал Обществу в выдаче разрешения, сославшись на предоставление недостоверных сведений об испрашиваемом участке.
Между тем судом первой инстанции на основе непосредственного исследования и оценки представленных в дело письменных доказательств (статья 71 АПК РФ) установлено, что в заявлении, поданном в Комитет, Общество просило выдать разрешение на выполнение работ по геологическому изучению недр на участке 48,6 га, что соответствует площади участка недр, предоставленного по лицензии. Земельные участки, перечисленные в заявлении Общества, укладываются в границы участка, определенного угловыми точками, перечисленными в приложении N 1 к лицензии. Комитет надлежаще не опроверг представленные Обществом координаты характерных точек, в своем результате анализа (схеме) не привел каталог координат, масштаб, геоданные и точки координат пересечения. К заявлению в Комитет Общество приложило, в том числе, проектную документацию лесного участка, испрашиваемого для выполнения работ по геологическому изучению недр согласно лицензии, со схемой и координатами расположения лесного участка. Данная проектная документация подписана без замечаний директором ЛОГКУ "Ленобллес", директором Всеволожского лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес", помощником лесничего Всеволожского сельского участкового лесничества, лесничим Лемболовского участкового лесничества.
Иных замечаний к комплектности и достоверности представленных Обществом документов Комитет в оспоренном отказе не привел.
Определяя допустимый способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя (в виде обязания Комитета выдать Обществу указанное разрешение сроком на 2 года), суд первой инстанции отметил, что поскольку лицензия на пользование недрами действует до 26.06.2023, то разрешение на выполнение работ по геологическому изучению недр не может быть выдано на срок, превышающий срок действия лицензии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования. Оценка доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 9, 65-71, 200 АПК РФ.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованного судебного акта отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2021 по делу N А56-9884/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.