16 ноября 2021 г. |
Дело N А13-9219/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
рассмотрев 16.11.2021 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Департамента лесного комплекса Вологодской области и Чистякова Ильи Руслановича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.04.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2021 по делу N А13-9219/2019,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Свирщевская Мария Васильевна (ОГРНИП 308352819200032) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными решений Департамента лесного комплекса Вологодской области (160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 27; ОГРН 1053500056136; ИНН 3525151968; далее - Департамент) об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с условным номером 35:22:0301005:18:ЗУ1 на кадастровом плане территории и об отказе в предварительном согласовании предоставления в границах земель лесного фонда земельного участка с условным номером 35:22:0301005:18:ЗУ1, изложенных в письме от 07.03.2019 N 03-1573/19, а также о возложении на него обязанности в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу предварительно согласовать предоставление земельного участка с условным номером 35:22:0301005:18:ЗУ1, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 35:22:0301005:18, утвердив в тот же срок схему расположения земельного участка с условным номером 35:22:0301005:18:ЗУ1 на кадастровом плане территории со следующими координатами характерных точек в используемой на территории Вологодской области местной системе координат МСК-35 (2 зона): н1 331296.45 2213712.08 н2 331263.72 2213743.15 н3 331246.01 2213728.66 н4 331234.40 2213741.79 н5 331203.61 2213714.22 331212.36 2213702.16 331212.67 2213678.60 н6 331213.98 2213677.36 н7 331224.81 2213684.29 н8 331241.00 2213666.59 (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (160001, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3; ОГРН 1043500093889; ИНН 3525144576), Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу (194021, г. Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 21, корп. Б; ОГРН 1077847120944; ИНН 7802384322) и Чистяков Илья Русланович.
Решением суда первой инстанции от 19.04.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.07.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Департамент и Чистяков И.Р., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просят решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателей жалоб, оспариваемые решения являются правомерными.
Жалобы рассмотрены в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Свирщевская М.В. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 24.11.2008, заключенного с Погорелым В.М., является собственником здания склада площадью 55,8 кв.м. с кадастровым номером 35:22:180200:0000:04356:0000 и здания столовой площадью 2104,3 кв.м. с кадастровым номером 35:22:180200:0000:04357:0000, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 35:22:0301005:18.
В целях раздела земельного участка с кадастровым номером 35:22:0301005:18 Свирщевская М.В. подготовила схему расположения земельного участка 35:22:0301005:18:ЗУ1 с площадью 3968 кв.м. на кадастровом плане территорий в кадастровом квартале 35:22:0301005 и обратилась в Департамент заявлением от 04.02.2019 об утверждении указанной схемы расположения земельного участка, указав, что площадь земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 35:22:0301005:18, сформирована с учетом площади, занятой объектами недвижимости - площади склада и столовой, а также площади, необходимой для их эксплуатации - обеспечения пожарных проездов.
Одновременно Свирщевская М.В. просила Департамент предварительно согласовать предоставление в аренду земельного участка в границах земель лесного фонда в целях осуществления рекреационной деятельности при эксплуатации указанных объектов недвижимости.
Департамент письмом от 07.03.2019 N 03-1573/19 отказал заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда, указав, что исходный земельный участок с кадастровым номером 35:22:0301005:18 площадью 9020 кв.м., расположенный в выделах NN 8 ч, 11 ч квартала 154 Череповецкого участкового лесничества, обременен правами Чистякова И.Р., поскольку предоставлен ему в аренду по договору аренды лесного участка от 13.10.2018 N 02-02-16/321-2008.
Помимо этого Департамент указал, что с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда с обозначением 35:22:0301005:18:ЗУ1 обратилось неуполномоченное лицо, поскольку образуемый земельный участок площадью 3968 кв.м. входит в состав земель лесного фонда (выдел N 8 ч квартала 154 Череповецкого участкового лесничества).
Свирщевская М.В., сославшись на незаконность решений Департамента об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, придя к выводу об их правомерности и обоснованности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалобы не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно части 4 статьи 41 ЛК РФ для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
В силу пункта 4 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случае нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Как предусмотрено статьей 271 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком (пункт 1); при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости. Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком (пункт 2).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 35:22:0301005:18 находятся принадлежащие Свирщевской М.В. на праве собственности объекты недвижимости - здание столовой с кадастровым номером 35:22:0301018:1962 и здание склада с кадастровым номером 35:22:0303034:967.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Как предусмотрено статьей 11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 3); подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом (пункт 6).
В соответствии с частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В части 2 статьи 4.7 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что если лесной участок, указанный в части 1 настоящей статьи, подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке, а также с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется.
В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа (пункт 7 статьи 11.4 ЗК РФ).
В силу пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (подпункт 1); полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (подпункт 2); разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3); несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (подпункт 4); расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (подпункт 5).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 1); земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (подпункт 2); земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (подпункт 3).
Судами двух инстанций установлено, что, принимая решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с условным номером 35:22:0301005:18:ЗУ1 на кадастровом плане территории и об отказе в предварительном согласовании предоставления в границах земель лесного фонда земельного участка с указанным условным номером, Департамент сослался на то, что образуемый земельный участок площадью 3968 кв.м. находится в границах исходного земельного участка с кадастровым номером 35:22:0301005:18, предоставленного в аренду Чистякову И.Р., в Департамент Свирщевской М.В. не было предоставлено согласие Чистякова И.Р. на образование лесного участка площадью 3968 кв.м. путем раздела исходного лесного участка площадью 9020 кв.м.
Департамент указал, что в силу пункта 2 статьи 39.16 ЗК РФ образуемый участок не может быть предоставлен заявителю в аренду и имеется предусмотренное подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ основание для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2018 N 305-КГ17-18472 нормами земельного законодательства предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Собственники зданий, строений и сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут приобрести такие земельные участки в собственность или в аренду.
Порядок и особенности приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, регулируется статьей 39.20 ЗК РФ. Данной нормой закреплено исключительное право собственников указанных объектов недвижимости на приобретение публичного земельного участка, занятого объектом недвижимости, в собственность либо аренду в соответствии с процедурой, установленной этим же Кодексом.
Исключительность указанного права означает, что никто кроме собственника здания, строения, сооружения такого объекта не вправе приватизировать или приобрести в аренду земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статье 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав.
В силу пункта 1 статьи 35 ЗК РФ и пункта 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, на тех же условиях, что и продавец.
В случае, если имевшееся у застройщика право аренды земельного участка перешло к лицу в связи с приобретением им в собственность вновь построенного нежилого здания, с момента государственной регистрации права собственности на здание на стороне арендатора возникает множественность лиц в арендных правоотношениях, существующих между застройщиком и собственником земельного участка, а указанный договор аренды продолжает действовать.
Исходя из приведенных норм и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, суды указали, что после государственной регистрации перехода к Свирщевской М.В. права собственности на нежилые здания, расположенные на указанном земельном участке, она стала стороной в договоре аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
При этом судами установлено, что лесной участок площадью 0,9020 га с кадастровым номером 35:22:0301005:18 был предоставлен ООО "Диана" для рекреационной деятельности на основании договора аренды от 13.10.2008 N 102-02-16/921-2008 (т. 1, л. д. 110-127).
В заключенном между Погорелым В.М. и Свирщевской М.В. договоре купли-продажи от 24.11.2008 указано, что объекты недвижимости, являющиеся объектом купли-продажи, расположены на земельном участке площадью 0,9020 га с кадастровым номером 35:22:0301005:18, предоставленном ООО "Диана" на праве аренды (т. 1, л. д. 149-151).
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 35:22:0301005:18 данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 07.07.2008 с видом разрешенного использования для рекреационной деятельности.
Согласно справке из государственного лесного реестра от 22.07.2019 N 100 лесной участок с кадастровым номером 35:22:0301005:18 относится к землям лесного фонда и входит в состав лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации (кадастровый номер в ГКН 35:22:0000000:397).
Судами так же установлено, что от ООО "Диана" права аренды перешли к ООО "Торговая Северо-Западная Компания" на основании договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 27.03.2012, а Чистяков И.Р. является арендатором части земельного участка с кадастровым номером 35:22:0301005:18 на основании договора от 01.06.2012 о передаче прав и обязанностей по договору аренды, заключенного с ООО "Торговая Северо-Западная Компания" (т. 1 л. д. 130-134).
Помимо этого судами установлено, что правомерность формирования земельного участка с кадастровым номером 35:22:0301005:18:ЗУ1 в отношении его площади, необходимой для эксплуатации спорных зданий, Департамент не оспаривает. При этом обращение заявителя в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка было обусловлено разъяснениями самого Департамента, изложенными в письме от 05.12.2018 N 03-8501/18 (т. 5, л.д. 23-24).
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Департамента оснований для принятия решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с условным номером 35:22:0301005:18:ЗУ1 на кадастровом плане территории и об отказе в предварительном согласовании предоставления в границах земель лесного фонда земельного участка с данным условным номером, о несоответствии оспариваемых решений упомянутым нормам, а также о нарушении прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.04.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2021 по делу N А13-9219/2019 оставить без изменения, а кассационные жалобы Департамента лесного комплекса Вологодской области и Чистякова Ильи Руслановича - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав.
В силу пункта 1 статьи 35 ЗК РФ и пункта 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, на тех же условиях, что и продавец."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 ноября 2021 г. N Ф07-11819/21 по делу N А13-9219/2019
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3904/2022
16.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11819/2021
19.07.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4901/2021
19.04.2021 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-9219/19