г. Вологда |
|
19 июля 2021 г. |
Дело N А13-9219/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 июля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Романовой А.В. и Тарасовой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.
при участии от Департамента лесного комплекса Вологодской области Солодягина А.В. по доверенности от 06.04.2021, от индивидуального предпринимателя Свирщевской Марии Васильевны Малашкиной О.П. по доверенности от 22.04.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента лесного комплекса Вологодской области и Чистякова Ильи Руслановича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 апреля 2021 года по делу N А13-9219/2019,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Свирщевская Мария Васильевна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным изложенных в письме от 07.03.2019 N 03-1573/19 решений Департамента лесного комплекса Вологодской области (далее - Департамент) об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с условным номером 35:22:0301005:18:ЗУ1 на кадастровом плане территории и об отказе в предварительном согласовании предоставления в границах земель лесного фонда земельного участка с условным номером 35:22:0301005:18:ЗУ1.
В порядке устранения нарушений прав и законных интересов заявитель просил обязать Департамент в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу предварительно согласовать предоставление земельного участка с условным номером 35:22:0301005:18:ЗУ1, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 35:22:0301005:18, утвердив в тот же срок схему расположения земельного участка с условным номером 35:22:0301005:18:ЗУ1 на кадастровом плане территории со следующими координатами характерных точек в используемой на территории Вологодской области местной системе координат МСК-35 (2 зона):
Обозначение характерных точек |
Координаты, м |
|
|
Х |
Y |
н1 |
331296.45 |
2213712.08 |
н2 |
331263.72 |
2213743.15 |
н3 |
331246.01 |
2213728.66 |
н4 |
331234.40 |
2213741.79 |
н5 |
331203.61 |
2213714.22 |
1 |
331212.36 |
2213702.16 |
2 |
331212.67 |
2213678.60 |
н6 |
331213.98 |
2213677.36 |
н7 |
331224.81 |
2213684.29 |
н8 |
331241.00 |
2213666.59 |
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Чистяков Илья Русланович (далее - Чистяков И.Р.), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент по СЗФО).
Решением суда от 19 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены.
Департамент и Чистяков И.Р. с решением суда не согласились и обратились с апелляционными жалобами.
Департамент в апелляционной жалобе просит обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что Департамент не наделен полномочиями по утверждению схемы расположения земельного участка из состава земель лесного фонда на кадастровом плане территории. Спорный участок не используется заявителем, завален бытовым и строительным мусором. Заявитель не обращался с требованием о предоставлении спорного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. Взыскание с Департамента в пользу Предпринимателя 15 300 руб. судебных расходов не отвечает требованиям законности и справедливости.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Чистяков И.Р. в апелляционной жалобе просит обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что принадлежащие истцу объекты недвижимости находятся в аварийном состоянии, их эксплуатация невозможна. Суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о проведении судебной строительно-технической экспертизы. Заявителем не приведено никаких обоснований площади истребуемого участка.
Предприниматель в отзывах на апелляционные жалобы представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения.
Департамент по СЗФО в отзыве на апелляционную жалобу Департамента просит требования жалобы удовлетворить, ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы и письменные доказательства, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Предприниматель является собственником здания склада площадью 55,8 кв. м с кадастровым номером 35:22:180200:0000:04356:0000 и здания столовой площадью 2104,3 кв. м с кадастровым номером 35:22:180200:0000:04357:0000, расположенных на земельного участка с кадастровым номером 35:22:0301005:18.
Основание приобретения - договор купли-продажи недвижимого имущества от 24.11.2008, заключенный Предпринимателем и Погорелым В.М.
В целях раздела земельного участка с кадастровым номером 35:22:0301005:18 Предпринимателем подготовлена схема расположения земельного участка 35:22:0301005:18:ЗУ1 (площадью 3968 кв. м) на кадастровом плане территорий в кадастровом квартале 35:22:0301005 (том 1, лист 87).
Предприниматель 04.02.2019 обратился в Департамент заявлением от 04.02.2019 (вх. N 03-1171/19 от 12.02.2019), в котором просил утвердить указанную "скорректированную" схему расположения земельного участка.
В заявлении Предприниматель указал, что площадь земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 35:22:0301005:18, сформирована с учетом площади, занятой объектами недвижимости (площадь строения столовой - 2140,3 кв. м, площадь здания склада - 55,8 кв. м) и площади, необходимой для их эксплуатации (обеспечения пожарных проездов) (том 1, лист 82).
Одновременно Предприниматель обратился в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда (том 1, листы 83-85). В данном заявлении Предприниматель указал цель использования земельного участка - осуществление рекреационной деятельности; основание предоставления земельного участка (из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6, пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ) - подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ; права на котором заявитель желает приобрести земельный участок - аренда; перечень зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке - здание склада площадью 55,8 кв. м с кадастровым номером 35:22:180200:0000:04356:0000, здание столовой площадью 2104,3 кв. м с кадастровым номером 35:22:180200:0000:04357:0000.
Рассмотрев представленные Предпринимателем заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, Департамент письмом от 07.03.2019 N 03-1573/19 сообщил заявителю об отказе в утверждении указанной схемы и в предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда и предложил Предпринимателю урегулировать отношения по оформлению прав на земельный участок под объектами недвижимости, находящимися в собственности Предпринимателя, с правообладателем земельного участка - Чистяковым И.Р. или в судебном порядке.
В указанном выше письме Департамент сослался на пункт 2 статьи 39.16 ЗК РФ и отметил, что исходный земельный участок с кадастровым номером 35:22:0301005:18 площадью 9020 кв. м, местоположение: Вологодская область, Череповецкий муниципальный район, Череповецкое лесничество, Череповецкое участковое лесничество, квартал N 154, выделы N 8 ч, 11 ч, обременен правами третьего лица, поскольку предоставлен Чистякову И.Р. по договору аренды лесного участка от 13.10.2018 N 02-02-16/321-2008.
В этом же письме Департамент указал, что образуемый земельный участок с обозначением 35:22:0301005:18:ЗУ1 площадью 3968 кв.м входит в состав земель лесного фонда - Череповецкое лесничество, Череповецкое участковое лесничество, квартал N 154, выдел N 8 ч; с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда с обозначением 35:22:0301005:18:ЗУ1 обратилось неуполномоченное лицо.
Предприниматель, считая незаконными изложенные в письме от 07.03.2019 N 03-1573/19 решения Департамента об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными, и иск удовлетворил.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
К полномочиям органов местного самоуправления относятся владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 84 ЛК РФ).
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление такого полномочия в области лесных отношений, как предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.
Указанное выше полномочие Российской Федерации в Вологодской области осуществляет Департамент лесного комплекса Вологодской области (подпункт 2.2.1 Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.09.2012 N 1108), в связи с чем, довод Департамента о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу суд апелляционной инстанции признает несостоятельным.
Статья 10 ЛК РФ подразделяет леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Для осуществления рекреационной деятельности на землях лесного фонда законодатель допускает строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (пункт 6 части 1 статьи 21 ЛК РФ).
Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду (часть 4 статьи 41 ЛК РФ).
Определение объема прав, имеющихся у собственников зданий, сооружений, расположенных на лесных участках из земель лесного фонда, осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которому собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком (пункт 2 статьи 271 ГК РФ).
На основании части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются, в том числе, в случае нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) (пункт 4 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ).
В рассматриваемом случае материалами дела подтвержден факт нахождения на спорном лесном участке объектов недвижимости (нежилое здание столовой с кадастровым номером 35:22:0301018:1962 и нежилое здание склада с кадастровым номером 35:22:0303034:967), право собственности заявителя на которые оформлено в установленном законом порядке.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закона N 201-ФЗ) образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 7 статьи 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Согласно части 2 статьи 4.7 Закона N 201-ФЗ если лесной участок, указанный в части 1 настоящей статьи, подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке, а также с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В данном случае Департамент, сославшись на пункт 2 статьи 39.16 ЗК РФ, принял оспариваемые решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с условным номером 35:22:0301005:18:ЗУ1 на кадастровом плане территории и об отказе в предварительном согласовании предоставления в границах земель лесного фонда земельного участка с условным номером 35:22:0301005:18:ЗУ1.
В обоснование отказа Департамент указал, что спорный образуемый земельный участок 35:22:0301005:18:ЗУ1 площадью 3968 кв. м находится в границах исходного земельного участка с кадастровым номером 35:22:0301005:18, предоставленного в аренду Чистякову И.Р. по договору аренды лесного участка от 13.10.2018 N 02-02-16/321-2008; в Департамент заявителем не было предоставлено согласие Чистякова И.Р. на образование лесного участка площадью 3968 кв.м путем раздела исходного лесного участка площадью 9020 кв.м, следовательно, в соответствии с пунктом 2 статьи 39.16 ЗК РФ образуемый участок не может быть предоставлен заявителю в аренду и имеется предусмотренное подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ основание для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Удовлетворяя заявленные Предпринимателем исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Нормами земельного законодательства, действовавшего как на момент приобретения заявителем в собственность зданий, так и нормами действующего законодательства предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Собственники зданий, строений и сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут приобрести такие земельные участки в собственность или в аренду.
Никто кроме собственника здания, строения, сооружения такого объекта не вправе приватизировать или приобрести в аренду земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования.
Согласно пункту 2 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав.
В силу пункта 1 статьи 35 ЗК РФ и пункта 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, на тех же условиях, что и продавец.
В случае, если имевшееся у застройщика право аренды земельного участка перешло к лицу в связи с приобретением им в собственность вновь построенного нежилого здания, с момента государственной регистрации права собственности на здание на стороне арендатора возникает множественность лиц в арендных правоотношениях, существующих между застройщиком и собственником земельного участка, а указанный договор аренды продолжает действовать.
После государственной регистрации перехода к заявителю права собственности на нежилые здания, расположенные на указанном земельном участке, он стал стороной в договоре с множественностью лиц на стороне арендатора.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2018 по делу N 305-КГ17-18472, А41-55816/2016.
Из материалов дела усматривается, что изначально спорный лесной участок принадлежал на праве аренды ООО "Диана".
В договоре купли-продажи недвижимого имущества от 18.06.2008, заключенном ООО "Диана" (продавец) с Погорелым В.М. (покупатель) отражено, что объекты недвижимости, являющиеся объектом купли-продажи, расположены на земельном участке площадью 3,48 га, в кв.154 Череповецкого лесничества Череповецкого лесхоза, принадлежащих продавцу на праве аренды (том 4, листы 113-115).
По договору аренды от 13.10.2008 N 102-02-16/921-2008 лесной участок площадью 0,9020 га с кадастровым номером 35:22:0301005:18 был предоставлен ООО "Диана" для рекреационной деятельности (том 1, листы 110-127).
В договоре купли-продажи недвижимого имущества от 24.11.2008, заключенном Погорелым В.М. (продавец) и Предпринимателем (покупателем) также отражено, что объекты недвижимости, являющиеся объектом купли-продажи, расположены на земельном участке площадью 0,9020 га с кадастровым номером 35:22:0301005:18, предоставленном ООО "Диана" на праве аренды (том 1, листы 149-151).
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 35:22:0301005:18 указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 07.07.2008, вид разрешенного использования - для рекреационной деятельности.
Согласно справке из государственного лесного реестра от 22.07.2019 N 100 по материалам государственного лесного реестра лесной участок с кадастровым номером 35:22:0301005:18, местоположением: Вологодская область, Череповецкий район, Череповецкое лесничество, Череповецкое участковое лесничество, квартал N 154, выделы 8 ч, 11 ч, относится к землям лесного фонда и входит в состав лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, общей площадью 388 907 000 кв. м и местоположением: Вологодская область, Череповецкий район, лесхоз Череповецкий, Череповецкое лесничество, кварталы N 1-256, свидетельство о государственной регистрации права от 24.12.2007 N 35-СК 338589, кадастровый номер в ГКН 35:22:0000000:397.
В названной справке также указано, что участок передан в аренду с целью осуществления рекреационной деятельности Чистякову Илье Руслановичу по договору аренды лесного участка от 13.10.2008 N 02-02-16/321-2008 (том 1, листы 135-137).
Как установлено судом, Чистяков И.Р. является арендатором части земельного участка с кадастровым номером 35:22:0301005:18 на основании договора от 01.06.2012 о передаче прав и обязанностей по договору аренды, заключенного между ООО "Торговая Северо-Западная Компания" и Чистяковым И.Р. К ООО "Торговая Северо-Западная Компания" права аренды перешли на основании договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 27.03.2012 от ООО "Диана" (том 1 листы дела 130-134).
Также из материалов дела видно, что Департамент не оспаривает правомерность формирования земельного участка с кадастровым номером 35:22:0301005:18:ЗУ1, с точки зрения величины площади, необходимой для эксплуатации спорных зданий.
Так, в письме Департамента от 21.08.2018 N 03-5645/18, последний отказывал заявителю в согласовании схемы расположения земельного участка для образования земельного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером 35:22:0301005:18; при этом в пункте 3 указанного письма разъяснил заявителю, что общая площадь, необходимая для содержания объектов (здания столовой и склада) составляет 3094+874=3968 кв.м (том 1, листы 109, 154-155).
Площадь (3968 кв. м), указанная в спорной схеме расположения земельного участка 35:22:0301005:18:ЗУ1 на кадастровом плане территорий в кадастровом квартале 35:22:0301005 (том 1, лист 87) соответствует указанной выше.
Также материалами дела подтверждено, что обращение Предпринимателя в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка было продиктовано разъяснениями самого Департамента, изложенными в письме от 05.12.2018 N их. 03-8501/18 (том 5, листы 23-24).
Поскольку предусмотренных пунктом 2 статьи 39.16 ЗК РФ оснований для принятия оспариваемых решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с условным номером 35:22:0301005:18:ЗУ1 на кадастровом плане территории и об отказе в предварительном согласовании предоставления в границах земель лесного фонда земельного участка с условным номером 35:22:0301005:18:ЗУ1 у Департамента не имелось иск Предпринимателя удовлетворен правомерно.
Ссылка Чистякова И.Р. на неудовлетворительное состояние объектов недвижимости, расположенных на спорном участке, не являлась основанием для принятия оспариваемых решений, и соответственно, не имеет правового значения по настоящему делу.
Доказательств того, что право собственности Предпринимателя прекращено в силу положений статьи 235 ГК РФ, в материалах дела не имеется.
Судебные расходы по делу распределены судом первой инстанции верно, с учетом положений статьи 110 АПК РФ.
Доводы подателей жалоб не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права и, по своей сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего спора.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 апреля 2021 года по делу N А13-9219/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента лесного комплекса Вологодской области и Чистякова Ильи Руслановича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-9219/2019
Истец: Предприниматель Свирщевская Мария Васильевна
Ответчик: Департамент лесного комплекса Вологодской области
Третье лицо: АО "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, ООО "Северо-Западное Профессиональное бюро технической инвентаризации", Управление Министерства внутренних дел РФ по Вологодской области, Управление Росреестра по Вологодской области, Чистяков Илья Русланович, АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", ООО "Агрогеосервис", ООО "Бюро территориального планирования и землеустройства "ГЕОПРОЕКТ", ООО "Проектно-строительное предприятие "Эксперт", ООО "Техэксперт", Отдел адресно -справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по ВО, УМВД России по г. Череповцу, ФБУ Вологодская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Вологодской обл.
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3904/2022
16.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11819/2021
19.07.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4901/2021
19.04.2021 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-9219/19