17 ноября 2021 г. |
Дело N А42-9156/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Власовой М.Г., Дмитриева В.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Пономарева И.О. (доверенность от 13.04.2021), от акционерного общества "Мурманский морской торговый порт" Ивановой И.О. (доверенность от 02.12.2020),
рассмотрев 17.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Мурманский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 по делу N А42-9156/2020,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к акционерного общества "Мурманский морской торговый порт", адрес: 183024, г. Мурманск, Портовый проезд, д. 22, ОГРН 1025100843371, ИНН 5190400349 (далее - Порт), о взыскании 93 052,80 руб. платы за пользование железнодорожными путями общего пользования в перевозочном процессе, 3 479,19 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.12.2019 по 01.08.2020, а также процентов, подлежащих начислению со 02.08.2020 по день фактического исполнения обязательства. Делу присвоен номер А42-9156/2020.
В рамках дела N А42-9157/2020 Общество обратилось к Порту с требованием о взыскании 99 014,40 руб. платы за пользование железнодорожными путями общего пользования в перевозочном процессе, 3 702,10 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.12.2019 по 01.08.2020, а также процентов, подлежащих начислению со 02.08.2020 по день фактического исполнения обязательства.
Общество в рамках дела N А42-9158/2020 потребовало взыскать с Порта 207 438 руб. платы за пользование железнодорожными путями общего пользования в перевозочном процессе, 7 755,98 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.12.2019 по 01.08.2020, а также процентов, подлежащих начислению со 02.08.2020 по день фактического исполнения обязательства.
Определением суда первой инстанции от 11.05.2021 указанные дела объединены в одно производство с присвоением делу номера А42-9156/2020.
Общество уточнило исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в части периода начисления процентов и просило взыскать 93 052,80 руб. задолженности, 3 462,62 руб. процентов за период с 07.12.2019 по 01.08.2020, а с 02.08.2020 - проценты по день фактической уплаты долга (ранее дело N А42-9156/2020), 99 014,40 руб. задолженности и 3 684,46 руб. процентов (ранее дело N А42-9157/2020), 207 438 руб. задолженности и 7 719,04 руб. процентов (ранее дело N А42- 9158/2020).
Таким образом, всего по объединенным требованиям Общество просило взыскать с Порта 399 505,20 руб. задолженности, 14 866,12 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 07.12.2019 по 01.08.2020, а с 02.08.2020 - проценты до даты фактического исполнения обязательства.
Решением суда первой инстанции от 20.05.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.07.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Порт ссылается на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем просит отменить означенные судебные акты и принять новый - об отказе в удовлетворении иска.
Податель жалобы считает неправомерным начисление Обществом платы за нахождение железнодорожных вагонов на путях общего пользования, так как расчетный срок доставки груза перевозчиком не был нарушен. Обществом не доказана причинно-следственная связь между нарушением сроков обработки вагонов на станции приемки и задержкой спорных вагонов в пути следования.
В судебном заседании представитель Порта поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества, указав на правомерность судебных актов, просил оставить их без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом (перевозчиком) и Портом (владелецем) заключен договор от 14.02.2019 N 4ЭП/19/М на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования Порта при станции Мурманск Октябрьской железной дороги (далее - Договор), по условиям которого локомотивом перевозчика осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожных путей необщего пользования владельца, примыкающих к станции Мурманск Октябрьской железной дороги.
Согласно пункту 15.1 Договора технологические нормы оборота на железнодорожном пути необщего пользования составляют 24 минуты (0,4 часа) на вагон для выгрузки навалочных грузов (уголь, окатыши, кокс, железорудный концентрат и т.д.).
На основании пункта 16 Договора среднесуточная перерабатывающая способность выгрузки угля составляет 650 вагонов; данная норма корректируется сторонами в случае изменения технического оснащения железнодорожных путей необщего пользования, изменения объемов и/или номенклатуры поступающих грузов и оформляется дополнительным соглашением.
В соответствии с пунктом 18.3 Договора за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов по причинам, не зависящим от перевозчика, владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования таких вагонов в перевозочном процессе по ставкам, установленным Тарифным руководством, являющимся приложением к приказу Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1.
В ноябре 2019 года имели место задержки вагонов с углем, следовавших в адрес Порта на станцию Мурманск, на промежуточных станциях в связи с неприемом станцией Мурманск по причинам, зависящим от владельца путей необщего пользования:
- с 12.11.2019 по 14.11.2019 задержаны 54 вагона (железнодорожные накладные N ЭУ214699 и ЭУ214803) на промежуточной станции Энгозеро; указанные обстоятельства были отражены в составленных актах общей формы от 12.11.2019 N 2/283, от 16.11.2019 N 2/290; о задержке вагонов в пути следования и отправления на станцию назначения представителю Общества вручены извещения от 12.11.2019 N 2958 и от 17.11.2019 N 3025; на станции назначения для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования 17.11.2019 составлены акты общей формы N 74 и 44/198, Порт отказался от подписания актов, о чем составлены акты формы ГУ-23 вц от 17.11.2019 N 44/215 и 44/199;
- с 14.11.2019 по 18.11.2019 задержаны 54 вагона (железнодорожные накладные N ЭУ330309 и ЭУ330324) на промежуточной станции Энгозеро; указанные обстоятельства были отражены в составленных актах общей формы от 14.11.2019 N 2/287, от 18.11.2019 N 2/294; о задержке вагонов в пути следования и отправления на станцию назначения представителю Общества вручены извещения от 14.11.2019 N 2992 и от 18.11.2019 N 3051; на станции назначения для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования 19.11.2019 составлены акты общей формы N 44/231 и 44/232, Порт отказался от подписания актов, о чем составлены акты формы ГУ-23 вц от 19.11.2019 N 44/233 и 44/234;
- с 12.11.2019 по 20.11.2019 задержаны 55 вагонов (железнодорожные накладные N ЭУ214888, ЭУ215730, ЭУ212095) на промежуточной станции Сиг; указанные обстоятельства были отражены в составленных актах общей формы от 12.11.2019 N 10/115, от 20.11.2019 N 10/116; о задержке вагонов в пути следования и отправления на станцию назначения представителю Общества вручены извещения от 12.11.2019 N 9883 и от 20.11.2019 N 9999; на станции назначения для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования 22.11.2019 составлены акты общей формы N 44/326, 44/328 и 44/330, Порт отказался от подписания актов, о чем составлены акты формы ГУ-23 вц от 22.11.2019 N 44/327, 44/329, 44/331.
Общество за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования начислило плату.
Порт представил Обществу возражения на начисление платы, указав, что задержанные в пути следования вагоны прибыли на станцию назначения без нарушения нормативного срока доставки.
Поскольку начисленная плата за занятие железнодорожных путей общего пользования Портом в добровольном порядке не была внесена, Общество обратилось с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал законными требования Общества и удовлетворил иск в полном размере.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Пунктами 1 и 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что перевозка грузов, пассажиров, багажа осуществляется на основании договора перевозки; общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 64 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
В силу части 11 статьи 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
На основании части 12 статьи 39 Устава, если в указанных в части 11 этой статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
В пункте 15 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, указано, что в соответствии с частью 12 статьи 39 Устава в случае задержки вагонов в пути следования, если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
На основании части 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Согласно части 19 статьи 39 Устава для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных данной статьей, оформляется акт общей формы.
Буквальное толкование положений статьи 39 Устава свидетельствует о том, что основанием для применения ответственности в виде платы за задержку вагонов на промежуточной железнодорожной станции является истечение именно расчетного срока доставки, указанного в транспортных железнодорожных накладных, а не иного срока, измененного соглашением сторон.
В силу статьи 33 Устава сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
В соответствии со статьей 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажиров при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты общей формы от 12.11.2019 N 2/283 и 10/115, от 14.11.2019 N 2/287, от 16.11.2019 N 2/290, от 18.11.2019 N 2/294, N от 20.11.2019 N 10/116, оперативные приказы от 12.11.2019 N 9882 и N 9883, от 14.11.2019 N 9951, от 16.11.2019 N 9864, от 18.11.2019 N 9920, от 20.11.2019 N 9999, установили, что следовавшие по железнодорожным накладным N ЭУ214699, ЭУ214803, ЭУ330309, ЭУ330324, ЭУ214888, ЭУ215730 и ЭУ212095, вагоны простаивали на промежуточных станциях в связи с неприемом станцией Мурманск по причинам, зависящим от владельца путей необщего пользования - Порта. При этом задержка вагонов на промежуточных железнодорожных станциях произошла по причине невыполнения Портом перерабатывающей нормы по выгрузке вагонов, установленной пунктом 16 Договора.
Суды также указали, что отказ Порта от подписания направленных ему актов общей формы не являлся мотивированным и прямо нарушает требования пункта 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45.
Суд первой инстанции установил, что представленные в материалы дела перевозочные документы не содержат отметок об увеличении срока доставки грузов со ссылкой на договор от 29.11.2019 N СД-5/120.
Таким образом, суды, основываясь на представленных в материалы дела документах, установили, что Порт нарушил нормы перерабатывающей способности выгрузки вагонов, что повлекло их задержку.
При таких обстоятельствах Общество правомерно начислило плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе.
Исходя из изложенного, суды первой и апелляционной инстанций правомерно взыскали с Порта в пользу Общества 399 505,20 руб. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
В силу пункта 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Поскольку Порт нарушил свое обязательство по перечислению упомянутой платы, Общество по правилам статьи 395 ГК РФ правомерно начислило проценты.
Расчет процентов проверен судами первой и апелляционной инстанций и признан правильным. Каких-либо обоснованных возражений относительно правильности расчета процентов Порт не привел.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для перерасчета начисленных процентов.
На основании пункта 3 статьи 395 ГК РФ проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно взыскали с Порта в пользу Общества 399 505,20 руб. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, 14 866,12 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 07.12.2019 по 01.08.2020 с начислением процентов по день фактического исполнения обязательства.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, основания иначе оценивать представленные в материалы дела доказательства отсутствуют.
Доводы жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о нарушении судами норм процессуального и материального права при принятии обжалуемых судебных актов.
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, поэтому суд кассационной инстанции исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 по делу N А42-9156/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Мурманский морской торговый порт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Поскольку Порт нарушил свое обязательство по перечислению упомянутой платы, Общество по правилам статьи 395 ГК РФ правомерно начислило проценты.
...
На основании пункта 3 статьи 395 ГК РФ проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
...
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 ноября 2021 г. N Ф07-11580/21 по делу N А42-9156/2020